Комплексное занятие по изо-деятельности в старшей подгруппе
группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
?Радуга и Вреднюга?
Секерина Тамара Васильевна,
воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  ?Детский сад комбинированного вида
№ 61 ?Алёнушка? г. Набережные Челны.
Цель:?Развивать сенсорные эталоны детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2. Расширять знания о цветовом спектре.
3. Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
4. Развивать тактильное восприятие в работе с материалами разной фактуры.
5. Корригировать память, пространственные представления детей, речь.
6. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и её результатам.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте друг другу улыбнёмся. Садитесь удобнее, и я вам расскажу удивительную историю.
Далеко-далеко есть Королевство красок. В этом королевстве живут краски: весёлые и озорные, спокойные, грустные и печальные, холодные и тёплые. У них есть принцесса Краска. Хотите отправиться в Королевство красок? Давайте произнесём волшебные слова:
Радуга дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую.
На желтенький песок!
Звучит музыка. Появляется радуга и принцесса Краска.
Краска: Здравствуйте, ребята! Я – принцесса Краска! Вы попали в моё Королевство красок.
Вышла радуга-краса, Разноцветная коса.
Ленты пёстрые в косе, А всего их 7.
Наша радуга яркая. Расскажите, какие есть цвета в радуге. (Ответы) В моём королевстве очень много подружек красок. А я люблю красный цвет.
А красив ли красный цвет? Да! – вы скажете в ответ.
Цветом я своим горжусь, И для ягод пригожусь.
Всем – и клюкве, и бруснике, Землянике и клубнике.
Без меня нельзя никак!
И цветам я нужна:
Я с гвоздикой, с розой дружна,
Ждут меня тюльпан и мак.
Нарисую я зарю,
Грудку птичке-снегирю.
Подарю тебе, дружок, Яркий, праздничный флажок!
А у вас какие любимые цвета?
1 ребенок: Я люблю желтый цвет.
Я – желтая краска, Раскрасить я могу
Кувшинку, одуванчик И лютик на лугу.
Пушистые цыплята, И выводок утят,
И бабочка, и солнце Со мной дружить хотят.
2 ребёнок: А мой любимый цвет – зелёный.
Вот кузнечик Кузька –Зеленое пузико.
Спинка, лапки, голова –Весь зеленый, как трава.
3 ребёнок: А я люблю оранжевый цвет.
Что за мяч оранжевый,Весело наряженный?
Мячик не резиновый,Мячик апельсиновый.
4 ребёнок: А я люблю голубой цвет.
Нравятся Полине Голубые краски:
Голубое платье, Голубые глазки.
Воспитатель: Принцесса Краска, в твоём королевстве краски любят веселиться?
Краска: Да, краски любят веселиться и играть.
Воспитатель: И мы поиграем в игру. Посмотрите, это цветные полянки. На них растут цветы. Посадите цветы такого же цвета, как и полянка. Видно ли ваши цветочки на полянках? А почему? А что нужно сделать, чтобы цветочки стали видны? Подарите друг другу цветочки. Нравятся вам ваши полянки? Почему?
Психогимнастика (с движениями).
На лугу растут цветы  Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.
А потом опять встают И по-прежнему цветут.
Звучит аудиозапись шума ветра.
Воспитатель: Ветер подул, ребята. Давайте тоже подуем. Покажите лёгкий ветерок, сильный ветер.
Краска: Что-то холодно стало, на радуге краски исчезли. Боюсь я! Побегу за помощью. (Краска убегает. Шум ветра звучит громче. Забегает Вреднюга.)
Вреднюга: Молодец, ветер! Все краски разогнал. Как хорошо: все серое. Я, Вреднюга, люблю серый цвет.
Воспитатель: Что же делать? Как вернуть краски? У тебя, Вреднюга, от серого цвета и настроение плохое, поэтому ты и сердишься, и вредничаешь. А хочешь, мы тебе настроение исправим?
Вреднюга: А что это такое: ?исправите настроение??
Воспитатель: Будешь весёлая. Знаешь, как красиво в разноцветном мире! На цветных полянках росли яркие цветы, летали пёстрые бабочки. Давайте бабочек посадим на цветы. Нам помогут в этом наши пальцы. Начнём слева направо. Найдите первую бабочку, поставьте пальчик и проведите прямую вертикальную линию до первого цветка. Посадите остальных бабочек на цветы. Помните, что бабочки у нас летают сверху вниз по прямой.
Вреднюга: Наконец-то потемнело, всё стало серого цвета. Наверное, сейчас дождик начнётся!
Воспитатель: А тучки в Королевстве красок тоже цветные, и дождик тоже идет разноцветный. Возьмите, ребята, себе по 2 тучки и выложите их на небе – листочке. А дождик мы выложим из ниточек. Давайте вспомним, как идёт дождик из тучки. Он идет сверху вниз, параллельными наклонными вертикальными линиями. Покажите, как идёт дождик, пальчиками в воздухе, а теперь на бумаге, выберите подходящие ниточки и выложите на бумаге цветной дождик.
Дети выполняют задание на наждачной бумаге шерстяными нитками.
Воспитатель: У всех жителей Королевства красок яркие наряды, и у наших детей – тоже. Расскажите, ребята, какого цвета у вас одежда. (Ответы детей) От такой яркой одежды и настроение хорошее. Давайте и Вреднюге поднимем настроение и сделаем ей яркий бант. Сначала мы украсим бант кружочками из бумаги. Для работы вы можете использовать большие и маленькие кружочки. (Дети украшают банты) Вот какие банты у нас получились! Подарите их Вреднюге.
Дети поднимают банты, кружочки слетают.
Воспитатель: Смотрите, горошинки упали. Кто мне подскажет, как нам украсить банты? Правильно, раскрасить. Давайте позовём на помощь принцессу Краску. (Появляется принцесса Краска с красками) Посмотрите, крышки со штемпельной подушечкой. Краски-то пришли, а кисточки задержались. Чем можно еще рисовать, кроме кисточек? (Ответы детей)
Воспитатель: Перед тем, как рисовать, разомнем пальчики.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.
Начинаем рисовать.
Самостоятельная работа детей. Дарим банты Вреднюге.
Вреднюга: Ах, какие красивые банты!
Воспитатель: Ну, что, Вреднюга, настроение у тебя улучшилось? Давай теперь вернём радугу в Королевство красок. А ребята тебе помогут. Возьмём широкие кисти и нарисуем радугу. Давайте вспомним последовательность расположения всех цветов радужного спектра сверху вниз. (Работа детей)
Вреднюга: Ну, теперь-то мне тоже нравится, как красив разноцветный мир!
Краска: Есть разные краски у нашей планеты.
Вы мир украшаете зимою и летом…
Пусть красочный мир окружает ребят!
Песня ?Разноцветная планета? (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой)
Там, где горы голубые, там, где синяя вода,
Разноцветная планета из окошка мне видна.
Разноцветная планета – не рисунок, не мечта,
Разноцветная планета – наша круглая земля!
Припев:
Планета людей, планета зверей,
Планета веселых и добрых друзей!
Давайте скажем краскам: ?До свидания, до новой встречи!?
Список литературы:
1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Издательский центр ?Академия?, 2001.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Карапуз-Дидактика, Творческий центр Сфера, 2009.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Карапуз-Дидактика, Творческий центр Сфера, 2009.