Комплексное занятие по изо-деятельности в старшей подгруппе группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) ?Радуга и Вреднюга? Секерина Тамара Васильевна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение ?Детский сад комбинированного вида № 61 ?Алёнушка? г. Набережные Челны. Цель:?Развивать сенсорные эталоны детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. 2. Расширять знания о цветовом спектре. 3. Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. 4. Развивать тактильное восприятие в работе с материалами разной фактуры. 5. Корригировать память, пространственные представления детей, речь. 6. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и её результатам. Ход занятия: Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте друг другу улыбнёмся. Садитесь удобнее, и я вам расскажу удивительную историю. Далеко-далеко есть Королевство красок. В этом королевстве живут краски: весёлые и озорные, спокойные, грустные и печальные, холодные и тёплые. У них есть принцесса Краска. Хотите отправиться в Королевство красок? Давайте произнесём волшебные слова: Радуга дуга-дуга, Унеси меня в луга, На травушку шелковую, На речку бирюзовую. На желтенький песок! Звучит музыка. Появляется радуга и принцесса Краска. Краска: Здравствуйте, ребята! Я – принцесса Краска! Вы попали в моё Королевство красок. Вышла радуга-краса, Разноцветная коса. Ленты пёстрые в косе, А всего их 7. Наша радуга яркая. Расскажите, какие есть цвета в радуге. (Ответы) В моём королевстве очень много подружек красок. А я люблю красный цвет. А красив ли красный цвет? Да! – вы скажете в ответ. Цветом я своим горжусь, И для ягод пригожусь. Всем – и клюкве, и бруснике, Землянике и клубнике. Без меня нельзя никак! И цветам я нужна: Я с гвоздикой, с розой дружна, Ждут меня тюльпан и мак. Нарисую я зарю, Грудку птичке-снегирю. Подарю тебе, дружок, Яркий, праздничный флажок! А у вас какие любимые цвета? 1 ребенок: Я люблю желтый цвет. Я – желтая краска, Раскрасить я могу Кувшинку, одуванчик И лютик на лугу. Пушистые цыплята, И выводок утят, И бабочка, и солнце Со мной дружить хотят. 2 ребёнок: А мой любимый цвет – зелёный. Вот кузнечик Кузька –Зеленое пузико. Спинка, лапки, голова –Весь зеленый, как трава. 3 ребёнок: А я люблю оранжевый цвет. Что за мяч оранжевый,Весело наряженный? Мячик не резиновый,Мячик апельсиновый. 4 ребёнок: А я люблю голубой цвет. Нравятся Полине Голубые краски: Голубое платье, Голубые глазки. Воспитатель: Принцесса Краска, в твоём королевстве краски любят веселиться? Краска: Да, краски любят веселиться и играть. Воспитатель: И мы поиграем в игру. Посмотрите, это цветные полянки. На них растут цветы. Посадите цветы такого же цвета, как и полянка. Видно ли ваши цветочки на полянках? А почему? А что нужно сделать, чтобы цветочки стали видны? Подарите друг другу цветочки. Нравятся вам ваши полянки? Почему? Психогимнастика (с движениями). На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. А потом опять встают И по-прежнему цветут. Звучит аудиозапись шума ветра. Воспитатель: Ветер подул, ребята. Давайте тоже подуем. Покажите лёгкий ветерок, сильный ветер. Краска: Что-то холодно стало, на радуге краски исчезли. Боюсь я! Побегу за помощью. (Краска убегает. Шум ветра звучит громче. Забегает Вреднюга.) Вреднюга: Молодец, ветер! Все краски разогнал. Как хорошо: все серое. Я, Вреднюга, люблю серый цвет. Воспитатель: Что же делать? Как вернуть краски? У тебя, Вреднюга, от серого цвета и настроение плохое, поэтому ты и сердишься, и вредничаешь. А хочешь, мы тебе настроение исправим? Вреднюга: А что это такое: ?исправите настроение?? Воспитатель: Будешь весёлая. Знаешь, как красиво в разноцветном мире! На цветных полянках росли яркие цветы, летали пёстрые бабочки. Давайте бабочек посадим на цветы. Нам помогут в этом наши пальцы. Начнём слева направо. Найдите первую бабочку, поставьте пальчик и проведите прямую вертикальную линию до первого цветка. Посадите остальных бабочек на цветы. Помните, что бабочки у нас летают сверху вниз по прямой. Вреднюга: Наконец-то потемнело, всё стало серого цвета. Наверное, сейчас дождик начнётся! Воспитатель: А тучки в Королевстве красок тоже цветные, и дождик тоже идет разноцветный. Возьмите, ребята, себе по 2 тучки и выложите их на небе – листочке. А дождик мы выложим из ниточек. Давайте вспомним, как идёт дождик из тучки. Он идет сверху вниз, параллельными наклонными вертикальными линиями. Покажите, как идёт дождик, пальчиками в воздухе, а теперь на бумаге, выберите подходящие ниточки и выложите на бумаге цветной дождик. Дети выполняют задание на наждачной бумаге шерстяными нитками. Воспитатель: У всех жителей Королевства красок яркие наряды, и у наших детей – тоже. Расскажите, ребята, какого цвета у вас одежда. (Ответы детей) От такой яркой одежды и настроение хорошее. Давайте и Вреднюге поднимем настроение и сделаем ей яркий бант. Сначала мы украсим бант кружочками из бумаги. Для работы вы можете использовать большие и маленькие кружочки. (Дети украшают банты) Вот какие банты у нас получились! Подарите их Вреднюге. Дети поднимают банты, кружочки слетают. Воспитатель: Смотрите, горошинки упали. Кто мне подскажет, как нам украсить банты? Правильно, раскрасить. Давайте позовём на помощь принцессу Краску. (Появляется принцесса Краска с красками) Посмотрите, крышки со штемпельной подушечкой. Краски-то пришли, а кисточки задержались. Чем можно еще рисовать, кроме кисточек? (Ответы детей) Воспитатель: Перед тем, как рисовать, разомнем пальчики. Разгибаем, загибаем, Снова кулачки сжимаем. Начинаем рисовать. Самостоятельная работа детей. Дарим банты Вреднюге. Вреднюга: Ах, какие красивые банты! Воспитатель: Ну, что, Вреднюга, настроение у тебя улучшилось? Давай теперь вернём радугу в Королевство красок. А ребята тебе помогут. Возьмём широкие кисти и нарисуем радугу. Давайте вспомним последовательность расположения всех цветов радужного спектра сверху вниз. (Работа детей) Вреднюга: Ну, теперь-то мне тоже нравится, как красив разноцветный мир! Краска: Есть разные краски у нашей планеты. Вы мир украшаете зимою и летом… Пусть красочный мир окружает ребят! Песня ?Разноцветная планета? (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой) Там, где горы голубые, там, где синяя вода, Разноцветная планета из окошка мне видна. Разноцветная планета – не рисунок, не мечта, Разноцветная планета – наша круглая земля! Припев: Планета людей, планета зверей, Планета веселых и добрых друзей! Давайте скажем краскам: ?До свидания, до новой встречи!? Список литературы: 1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Издательский центр ?Академия?, 2001. 2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Карапуз-Дидактика, Творческий центр Сфера, 2009. 3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Карапуз-Дидактика, Творческий центр Сфера, 2009.
Комплексное занятие по ИЗО-деятельности в старшей подгруппе группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) «Радуга и Вреднюга»