Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием ФЭМП.

Тема: «Путешествие по Алтайскому краю»

Воспитатель: Назаренко И.А.

МКДОУ « Голухинский детский сад», ст.Голуха

Цель: Продолжить знакомить детей с особенностями ландшафта Алтайского края (горы, реки, озера, степи), с растительным и животным миром родного края.

Развивать интерес к изучению родного края.

Воспитывать чувство гордости за малую Родину, любовь и бережное отношение к ней.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Учить детей выполнять аппликацию нетрадиционным способом « солью»а опыте с соленой водой учить понимать терм

« концентрация». Познакомить с понятием «схема маршрута». Познакомить с редкими растениями, птицам, животными горной местности края. Совершенствовать умение заучивать стихотворение с помощью мнемотабблицы, пословицу с помощью схемы. Закреплять умение называть свою страну, край, район, название села. Закреплять счет до 10 в прямом и обратном порядке, пользоваться часами. Закреплять умение подводить итог самостоятельно.

Предварительная работа: разучивание стихотворения для театрализации, беседа о животных и растениях леса.

Оборудование: физическая карта Алтайского края, фотографии с природой Алтайского края, карта с маршрутом, проектор, ноутбук, магнитная доска.

Словарная работа: туристы, алтын, бурундук, маралы.

        Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Релаксация «Поделись хорошим настроением»

Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (Руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Пройдите на места за столами.

- Ребята, вы знаете, кого называют путешественниками?

- На чем можно путешествовать?

Как называется наша страна?( Россия)

Назовите столицу России ( Москва)

- Мы сегодня отправляемся путешествовать по нашему родному краю. Как называется наш край?( Алтайский край)

- А вы знаете,что значит слово «Алтай»?

Это слово очень старое. Была в старину монета «алтын». Слово это означало «золотой». Сравните эти два слова, они похожи?

Алтай – это золотой край. А почему он так называется, вы скажите в конце нашего путешествия.

По - своему чудесен каждый край,

И, если хочешь ты увидеть чудо,

По свету белу странствовать ступай!

- Как называют людей, которые путешествуют?  (туристами)

- Путешествие будет увлекательным. Вы готовы?

Рассматривание физической  карты Алтайского края.

- Наш край небольшой, но природа у нас разнообразная. Посмотрите на карту Алтайского края: мы видим горы, озера, леса. Как называется район, в котором мы живем? (Заринский)Вкаком селе мы живем? (Голуха). Как говорят старожилы, название нашему селу дали по названию горы Голуха, находящуюся недалеко от села. Посмотрите на значимые объекты нашего села: почта, вокзал, банк, амбулатория, магазин, детский сад, школа.

- Вот с этого места мы и начнем наше путешествие (обозначить на карте). - Но здесь еще и напутствие есть, мы соберем его в пути, путешествуя, мы будем искать недостающие слова, чтобы заучить поговорку.

«Всякому мила своя сторона.…»

- Посмотрите, вот маршрут нашего путешествия. Показано схематично.

село     город Барнаул       ГОРЫ       озеро Яровое       СТЕПЬ

 - Мы поедем в столицу нашего края. Как называется столица Алтайского края? ( Барнаул)

•Знаете, почему он так называется?
Когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – «Волчье озеро». А может кто-то догадался, почему это озеро так называлось? (в этих местах водилось много волков)

Пальчиковая игра « Волчок»

Для каждого я определила место, узнать его номер можно решая задачу на сложение. ( Детям выдаются карточки с примером, ответ и есть номер места в поезде)

ИГРА « Назови соседей числа»

-Вот мы и на месте.

Проходите на стульчики.

Предлагаю посмотреть ПРЕЗЕНТАЦИЮ

« Барнаул»

•Ребята, а какие достопримечательности г. Барнаула  вам запомнились?? (набережная, зоопарк, Аквапарк ,театр…).

-Посмотрите театральный этюд « Хозяйка и кот», используя куклы с живой рукой , нам покажут Лиза и Паша.

Театрализация стихотворения « Хозяйка и кот».

Хозяйка и кот

Хочему ты черен кот?

Казал ночью в дымоход

Хочему сейчас ты бел?

Кз горшка сметану съел!

Хочему ты серым стал?

Кеня пес в пыли валял!

Хак какого же ты цвета?

К и сам не знаю это!

- Вам понравилось стихотворение? Предлагаю выучить его.

Заучивание с помощью мнемотаблицы.

Какой, вопрос задавала девочка коту?( Почему?)

Что, значит слово черен?( Черный)

Объясните слово бел( Белый)

Каким, оказался кот, после всего происходящего?( Разноцветный)

( Дети заучивают и рассказывают стихотворение)

Попрощаемся с Барнаулом. Откроем первое слово « ВСЯКОМУ»

Поехали дальше! Садитесь в поезд.

ИГРА « СОСЧИТАЙ ДО 10 И ОБРАТНО»

 - И, так, по маршруту, у нас впереди… (горы). Посмотрите, как здесь красиво! (рассматривание картин). Это Белокуриха – жемчужина нашего края. Сказочный край, необычный край, гора за горой с зелеными склонами.

-Предлагаю пройти на места. ( дети садятся за столы)

В горах растут большие хвойные деревья с толстыми ветвями, с длинными иголками – это кедры. Что растет на кедрах? (кедровые шишки).

В каждой шишке кедровые орешки – это очень вкусно и полезно!

- Кто из животных любит орешки? (белки, бурундуки). Белки здесь необычные, с серебристым мехом. А кто из птиц любит орешки из шишек? (клесты, кедровки).

- Под кедрами роют корешки желто – пятнистые маралы. Для них это лучшее кушанье. Корешки называют «золотым корнем» (очень нужен животным и полезен людям). Многие животные Белокурихи занесены в Красную книгу-марал, бурундук, ласка.

ИГРА « Угадай, кто спрятался?»

Впереди горная река. Ее не перешагнуть.

- Какая вода в горной реке? (холодная, ледяная). Почему? (река рождается в горах из снега, снег тает от солнца, река, спускаясь вниз, набирает силу, ревет, рычит ).

Физминутка « У реки»

У реки росла рябина,( стоят прямо, руки вверх)

А река текла, рябила( рука сделать волнообразные движения)

Посредине –глубина( наклоны вперед)

Там гуляла РЫ-БИ-НА( присесть, показать руками размер рыбы)

Эта рыба- рыбий царь( скользящие хлопки)

Называется- пескарь!( прыжки на месте, рукой сделать корону на голове)Открываем второе слово « МИЛА»

- Садитесь на свои места. Наш поезд отправляется на юг края.

Предлагаю вам поехать в удивительное место. Это соленое озеро Яровое.

-Возьмите на столе часы.

Дидактическая игра « Покажи время»

Мы сели в поезд ровно в 10 часов. Покажите на часах это время. А приедем ровно в 6 часов вечера. Покажите это время. С приездом! Проходите на стульчики.

Ребята, послушайте, какие прекрасные частушки сочинили про это озеро.

Яровое, Яровое

Ой, солёная вода.

Кто купался в Яровом

Не забудет никогда.

 Концентрация соли в воде составляет 115 грамм на литр. На дне озера и по берегам – синяя лечебная глина, которая благотворно действует на кожу и суставы. Из-за высокой концентрации солей в воде здесь невозможно утонуть.

ОПЫТ «Плавающее яйцо». Нам понадобится яйцо, вода и стакан. Сначала яйцо опускаем в обычную воду, а потом добавим соли и видим, яйцо плавает. Почему? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

В озере живут красные рачки – артемии. Говорят, что именно они, отмирая, создают лечебную глину. Здесь можно посетить аквапарк и дельфинарий. Посмотрите видеоролик об этом удивительном месте нашего края. ВИДЕОРОЛИК « Яровое»и представление в дильфинарии.

На память о нашем путешествии предлагаю сделать аппликацию « Дельфин»нетрадиционным способом солью. Будем работать по образцу. Одну часть раскраски намажем клеем и посыпаем солью темного оттенка, прижмем салфеткой, другую часть раскраски- намажем клеем и посыпаем солью светлого оттенка, прижимаем салфеткой. Работу оставляем для просушки.( Дети выполняют работу) Открываем третье слово «СВОЯ»

- Занимайте свои места в поезде.

Алтайский край!

Леса, озера, реки,

Месторожденья, степи, целина.

Алтайский край!

Просторам нет предела,

Полям пшеничным, пастбищам, садам.

Вот мы и вернулись в свое село Голуха, в свой детский сад.

Откроем четвертое слово « СТОРОНА»

Пословица в целом звучит так:

«Всякому мила своя сторона.»

Предлагаю заучить пословицу.( хоровые и индив.ответы»)

Опираясь на схему, подводим итог.

Рефлексия: - Откуда мы отправились в путешествие?( из Голухи)

-Как называется столица Алтайского края? ( Барнаул)

–Какое место называют жемчужиной Алтая?( Белокуриха)

-Как называется соленое озеро? ( Большое Яровое)

-Куда мы вернулись?( В Голуху, в детский сад)

- В детском саду ребят всегда ждут неожиданные приятные сюрпризы.

1-2-3! 1-2-3! Я пускаю пузыри!

Вверх-вниз! Вверх-вниз!

С ними к нам летит сюрприз!

Воспитатель тянет за ниточку, появляется корзинка с кедровыми орехами)

-Это угощение для ребят, на память о путешествии по Алтайскому краю.