Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием ФЭМП.
Тема: «Путешествие по Алтайскому краю»
Воспитатель: Назаренко И.А.
МКДОУ « Голухинский детский сад», ст.Голуха
Цель: Продолжить знакомить детей с особенностями ландшафта Алтайского края (горы, реки, озера, степи), с растительным и животным миром родного края.
Развивать интерес к изучению родного края.
Воспитывать чувство гордости за малую Родину, любовь и бережное отношение к ней.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Учить детей выполнять аппликацию нетрадиционным способом « солью».На опыте с соленой водой учить понимать терм
« концентрация». Познакомить с понятием «схема маршрута». Познакомить с редкими растениями, птицам, животными горной местности края. Совершенствовать умение заучивать стихотворение с помощью мнемотабблицы, пословицу с помощью схемы. Закреплять умение называть свою страну, край, район, название села. Закреплять счет до 10 в прямом и обратном порядке, пользоваться часами. Закреплять умение подводить итог самостоятельно.
Предварительная работа: разучивание стихотворения для театрализации, беседа о животных и растениях леса.
Оборудование: физическая карта Алтайского края, фотографии с природой Алтайского края, карта с маршрутом, проектор, ноутбук, магнитная доска.
Словарная работа: туристы, алтын, бурундук, маралы.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Релаксация «Поделись хорошим настроением»
Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (Руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Пройдите на места за столами.
- Ребята, вы знаете, кого называют путешественниками?
- На чем можно путешествовать?
Как называется наша страна?( Россия)
Назовите столицу России ( Москва)
- Мы сегодня отправляемся путешествовать по нашему родному краю. Как называется наш край?( Алтайский край)
- А вы знаете,что значит слово «Алтай»?
Это слово очень старое. Была в старину монета «алтын». Слово это означало «золотой». Сравните эти два слова, они похожи?
Алтай – это золотой край. А почему он так называется, вы скажите в конце нашего путешествия.
По - своему чудесен каждый край,
И, если хочешь ты увидеть чудо,
По свету белу странствовать ступай!
- Как называют людей, которые путешествуют? (туристами)
- Путешествие будет увлекательным. Вы готовы?
Рассматривание физической карты Алтайского края.
- Наш край небольшой, но природа у нас разнообразная. Посмотрите на карту Алтайского края: мы видим горы, озера, леса. Как называется район, в котором мы живем? (Заринский)Вкаком селе мы живем? (Голуха). Как говорят старожилы, название нашему селу дали по названию горы Голуха, находящуюся недалеко от села. Посмотрите на значимые объекты нашего села: почта, вокзал, банк, амбулатория, магазин, детский сад, школа.
- Вот с этого места мы и начнем наше путешествие (обозначить на карте). - Но здесь еще и напутствие есть, мы соберем его в пути, путешествуя, мы будем искать недостающие слова, чтобы заучить поговорку.
«Всякому мила своя сторона.…»
- Посмотрите, вот маршрут нашего путешествия. Показано схематично.
село город Барнаул ГОРЫ озеро Яровое СТЕПЬ
- Мы поедем в столицу нашего края. Как называется столица Алтайского края? ( Барнаул)
•Знаете, почему он так называется?
Когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – «Волчье озеро». А может кто-то догадался, почему это озеро так называлось? (в этих местах водилось много волков)
Пальчиковая игра « Волчок»
Для каждого я определила место, узнать его номер можно решая задачу на сложение. ( Детям выдаются карточки с примером, ответ и есть номер места в поезде)
ИГРА « Назови соседей числа»
-Вот мы и на месте.
Проходите на стульчики.
Предлагаю посмотреть ПРЕЗЕНТАЦИЮ
« Барнаул»
•Ребята, а какие достопримечательности г. Барнаула вам запомнились?? (набережная, зоопарк, Аквапарк ,театр…).
-Посмотрите театральный этюд « Хозяйка и кот», используя куклы с живой рукой , нам покажут Лиза и Паша.
Театрализация стихотворения « Хозяйка и кот».
Хозяйка и кот
Х:Почему ты черен кот?
К:Лазал ночью в дымоход
Х:Почему сейчас ты бел?
К:Из горшка сметану съел!
Х:Почему ты серым стал?
К:Меня пес в пыли валял!
Х:Так какого же ты цвета?
К:Я и сам не знаю это!
- Вам понравилось стихотворение? Предлагаю выучить его.
Заучивание с помощью мнемотаблицы.
Какой, вопрос задавала девочка коту?( Почему?)
Что, значит слово черен?( Черный)
Объясните слово бел( Белый)
Каким, оказался кот, после всего происходящего?( Разноцветный)
( Дети заучивают и рассказывают стихотворение)
Попрощаемся с Барнаулом. Откроем первое слово « ВСЯКОМУ»
Поехали дальше! Садитесь в поезд.
ИГРА « СОСЧИТАЙ ДО 10 И ОБРАТНО»
- И, так, по маршруту, у нас впереди… (горы). Посмотрите, как здесь красиво! (рассматривание картин). Это Белокуриха – жемчужина нашего края. Сказочный край, необычный край, гора за горой с зелеными склонами.
-Предлагаю пройти на места. ( дети садятся за столы)
В горах растут большие хвойные деревья с толстыми ветвями, с длинными иголками – это кедры. Что растет на кедрах? (кедровые шишки).
В каждой шишке кедровые орешки – это очень вкусно и полезно!
- Кто из животных любит орешки? (белки, бурундуки). Белки здесь необычные, с серебристым мехом. А кто из птиц любит орешки из шишек? (клесты, кедровки).
- Под кедрами роют корешки желто – пятнистые маралы. Для них это лучшее кушанье. Корешки называют «золотым корнем» (очень нужен животным и полезен людям). Многие животные Белокурихи занесены в Красную книгу-марал, бурундук, ласка.
ИГРА « Угадай, кто спрятался?»
Впереди горная река. Ее не перешагнуть.
- Какая вода в горной реке? (холодная, ледяная). Почему? (река рождается в горах из снега, снег тает от солнца, река, спускаясь вниз, набирает силу, ревет, рычит ).
Физминутка « У реки»
У реки росла рябина,( стоят прямо, руки вверх)
А река текла, рябила( рука сделать волнообразные движения)
Посредине –глубина( наклоны вперед)
Там гуляла РЫ-БИ-НА( присесть, показать руками размер рыбы)
Эта рыба- рыбий царь( скользящие хлопки)
Называется- пескарь!( прыжки на месте, рукой сделать корону на голове)Открываем второе слово « МИЛА»
- Садитесь на свои места. Наш поезд отправляется на юг края.
Предлагаю вам поехать в удивительное место. Это соленое озеро Яровое.
-Возьмите на столе часы.
Дидактическая игра « Покажи время»
Мы сели в поезд ровно в 10 часов. Покажите на часах это время. А приедем ровно в 6 часов вечера. Покажите это время. С приездом! Проходите на стульчики.
Ребята, послушайте, какие прекрасные частушки сочинили про это озеро.
Яровое, Яровое
Ой, солёная вода.
Кто купался в Яровом
Не забудет никогда.
Концентрация соли в воде составляет 115 грамм на литр. На дне озера и по берегам – синяя лечебная глина, которая благотворно действует на кожу и суставы. Из-за высокой концентрации солей в воде здесь невозможно утонуть.
ОПЫТ «Плавающее яйцо». Нам понадобится яйцо, вода и стакан. Сначала яйцо опускаем в обычную воду, а потом добавим соли и видим, яйцо плавает. Почему? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.
В озере живут красные рачки – артемии. Говорят, что именно они, отмирая, создают лечебную глину. Здесь можно посетить аквапарк и дельфинарий. Посмотрите видеоролик об этом удивительном месте нашего края. ВИДЕОРОЛИК « Яровое»и представление в дильфинарии.
На память о нашем путешествии предлагаю сделать аппликацию « Дельфин»нетрадиционным способом –солью. Будем работать по образцу. Одну часть раскраски намажем клеем и посыпаем солью темного оттенка, прижмем салфеткой, другую часть раскраски- намажем клеем и посыпаем солью светлого оттенка, прижимаем салфеткой. Работу оставляем для просушки.( Дети выполняют работу) Открываем третье слово «СВОЯ»
- Занимайте свои места в поезде.
Алтайский край!
Леса, озера, реки,
Месторожденья, степи, целина.
Алтайский край!
Просторам нет предела,
Полям пшеничным, пастбищам, садам.
Вот мы и вернулись в свое село Голуха, в свой детский сад.
Откроем четвертое слово « СТОРОНА»
Пословица в целом звучит так:
«Всякому мила своя сторона.»
Предлагаю заучить пословицу.( хоровые и индив.ответы»)
Опираясь на схему, подводим итог.
Рефлексия: - Откуда мы отправились в путешествие?( из Голухи)
-Как называется столица Алтайского края? ( Барнаул)
–Какое место называют жемчужиной Алтая?( Белокуриха)
-Как называется соленое озеро? ( Большое Яровое)
-Куда мы вернулись?( В Голуху, в детский сад)
- В детском саду ребят всегда ждут неожиданные приятные сюрпризы.
1-2-3! 1-2-3! Я пускаю пузыри!
Вверх-вниз! Вверх-вниз!
С ними к нам летит сюрприз!
Воспитатель тянет за ниточку, появляется корзинка с кедровыми орехами)
-Это угощение для ребят, на память о путешествии по Алтайскому краю.