Работа была возвращена на доработку из-за несоответствия правилам публикации.
* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .Без интервала Знак {font-family: 'Calibri';} .footnote text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .footnote reference {vertical-align: super;}

ВВЕДЕНИЕ.

Данный проект по музыке на тему "Композиторы эпохи классицизма" является творческой работой по созданию дидактического пособия для учащихся средней школы, увлечённых изучением жизни и творчества композиторов эпохи барокко и классицизма.

Форма творческой работы представлена в виде игры с рядом вопросов, на которые учащимся предлагается ответить. Задания предполагают игровой характер. Материал, предлагаемый для знакомства с творчеством композиторов, охватывает широкий круг вопросов, относящихся к истории 18-19 веков. Биографии композиторов стали основой дидактической работы в рамках школьного предмета «Музыка».

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта.

Игра, ставшая основой проекта, должна побуждать учащихся к проявлению творческого потенциала при выполнении заданий, представленных далее.

Оформление проекта соответствует правилам оформления игры, предполагающей ряд вопросов и ответов. При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

При выборе темы и содержания проекта по музыке "Композиторы эпохи классицизма" ведущим её элементом является актуальность.

При создании данной работой актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением истории музыкальной культуры, носит социальный характер, так как музыка является частью жизни человека. Характер работы отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политики носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности.

Проблема: утрата интереса к классической музыке.

Цель: создать игру для учащихся средней школы, увлекающихся историей музыкальной культуры.

Задачи исследования:

Найти литературный материал, рассказывающий о жизни и творчестве композиторов эпохи барокко, классицизма.

Подобрать иллюстративный ряд, сопровождающий тексты и опрос и

г

ры.

Создать игру: в виде заданий с рядом вопросов в

соотвествии

творч

е

ством композиторов - представителей эпохи барокко, классицизма.

Создать таблицы с ответами в соответствии с содержанием по задан

и

ям. 

Этапы работы:

-Подготовительный:
Сообщение куратору о цели, задачах, этапах работы в проекте; создание образа будущей дидактической игры (её содержание, внешний вид, оформление).

- Теоретический

-Практическая часть:
Составление вопросов к 10 заданиям викторины.

Художественное оформление игры.

Игра-викторина по композиторам эпохи классицизма

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Что такое классическая музыка?

Вот определение из Википедии: «Класси́ческая музыка (музыкальная классика; от лат. Classicus — «образцовый») — образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической».

Это музыка, прошедшая испытание временем и оставшаяся популярной на протяжении многих лет.

Классическая музыка разнообразна по жанрам: симфонии, сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка. Основными инструментами для исполнения классической музыки являются струнные, клавишные, духовые и ударные инструменты: скрипка, виолончель, пианино, флейта, гобой, кларнет, труба, литавры, цимбалы, барабан и, конечно же, орган. Именно этот инструмент можно назвать родоначальником классической музыки, ведь свои истоки она берет еще в эпоху Ренессанса, т.е. в 16 веке! А ее расцветом является 17 век – эпоха Барокко. Именно в это время возникли такие музыкальные жанры как соната и опера, являющиеся актуальными и на сегодняшний день. Величайший гений в истории музыки Иоганн Себастьян Бах творил в эпоху Барокко, именно он открыл новые безграничные возможности создания музыкальных произведений. Музыка той эпохи характеризовалась вычурными формами, сложностью, пышностью, эмоциональной наполненностью. Тогда родились фуги Баха, оратории Генделя, скрипичные концерты «Времена года» Вивальди. Но эпохи сменяли друг друга, изменялись времена, менялись люди – и музыка становилась другой! На смену вычурности и пышности пришла прекрасная, легкая, воздушная, элегантная музыка. Вы уже догадались? Конечно же – это Моцарт, гениальный и неподражаемый Моцарт! Красота и гармония – вот синонимы его мелодий. Он как комета пролетел над эпохой Классицизма, навсегда осветив ее ярким светом.

В истории классической музыки выделяются отдельные периоды развития: ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, модернизм.

Обзор периодов развития классической музыки

Ренессанс

Самый длительный период в истории классической музыки, охватывающий 1400-1600 гг. Эпоха Возрождения и бурного развития искусства, оставившая в мировой музыкальной традиции произведения таких композиторов, как Томас Луис де Виктория, Джованни да Палестрина, Томасс Таллис и в том числе творчество Шекспира.

Барокко

Эпохе Барокко (1600-1750 гг.), следующей за Ренессансом, характерны более сложные музыкальные формы, появление новых жанров, разнообразие жанров, полифония. Именно в эпоху Барокко получила расцвет опера, и стали популярными композиторы, которых слушают по сей день.

Эпоха Барокко характеризуется пышными, вычурными формами исполнения, они сложные и эмоционально наполненные.

Первое место заслуженно принадлежит немецкому композитору Иоганну Себастьяну Баху (1685 - 1750).

Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры, ярчайший представитель эпохи барокко. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли о музыке. Искусство великого творца приобщает к общезначимому, вневременному и к тому, что заложено в тайниках души человеческой и вызывает у слушателей немедленный отклик, пробуждая в них неизведанные ими самими дотоле нравственные силы.

Будучи последним, наряду с Генделем, великим композитором эпохи Барокко, Бах пролагает пути к музыкальному классицизму. Стали популярными слова Бетховена: «Его нужно звать не Бах (по-немецки «ручей»), а море!».

Бах был глубоко религиозен. Библия всегда оставалась его настольной книгой. В начале своих сочинений он обычно проставлял обращение - «Иисусе, помоги», а в конце - «Всевышнему одному слава».

Многим музыка Баха кажется чересчур серьёзной, даже сумрачной. Однако композитор-философ был вместе с тем любителем весёлой шутки. Страницы, полные скорби и трагедии, сменяются в его сочинениях эпизодами юмора, радости, бурного восторга. Часто Баха считают также академически сухим, чрезмерно рассудочным. Но рационализм, строгая самодисциплина сочетается у композитора с эмоциональностью, логика - со свободной фантазией.

Бах - ярко национальный художник, соединивший традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ.

Творчество Баха - музыканта-универсала - отличается всеохватностью жанров (все жанры, кроме оперы):

Ещё один яркий представитель данной эпохи - Антонио Вивальди (1678 - 1741).

Анто́нио Лю́цио Вива́льди - итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Почти полтора века его музыкальные сокровища были погребены под слоем забвения и безвестности. Лишь в начале XIX века обнаружили коллекцию его произведений. С тех пор музыка Вивальди звучит повсюду. Особенно популярны четыре концерта для скрипки и струнного оркестра «Времена года».

Классицизм

Эпоха классицизма в развитии классической музыки ограничивается периодом 1750-1830-х гг., с которым неизменно соотносят имена композиторов Венской школы – Моцарта, Гайдна, Бетховена.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) - австрийский композитор, музыкант виртуоз, по праву считается гением. Он создал поразительное количество произведений – 23 оперы, 18 сонат, 23 фортепианных концерта, 41 симфонию и многое другое. В Германии музыку Моцарта называют «музыкой души», в своих произведениях композитор проявлял черты своей искренней, любящей натуры. Одни из самых узнаваемых произведений – «Рондо в турецком стиле», «Маленькая ночная серенада», «Симфония №40». Его музыка воздушная, и прекрасная, элегантная. «Эффект Моцарта»- при регулярном прослушивании произведений маленькими детьми, они быстрее развиваются интеллектуально.

Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке. Бетховен – один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе. Одна из его лучших работ – «Лунная соната».

Романтизм

В эпоху Романтизма музыка пылкая, глубокая, эмоционально выразительна, индивидуальная.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 - 1887) – русский композитор, учёный-химик, член кружка «Могучая кучка». Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина. Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. Бородин получил степень доктора медицины, а в 1877 г. — академиком Медико-хирургической академии. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.

В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями — Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено. Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ф. Лист.

Жорж Бизе (1838—1875) - французский композитор, приобрел всемирную известность как автор одного, ставшего очень популярным произведения. В истории музыки такие случаи довольно редки. Этим произведением стала опера1 «Кармен».

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 - 1943) – великий русский композитор, пианист и дирижер.

Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Модернизм

Эпохе Модернизма присуща абсолютная творческая свобода личности. Знаменитые представители ее наши соотечественники Д. Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г.В. Свиридов.

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (1906 – 1975) - советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор, народный артист СССР. Один из крупнейших композиторов XX века. Автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века. Автор известной симфонической поэмы для детей «Петя и волк», балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», опер «Любовь к трём апельсинам», «Война и мир» и многих других произведений.

Ара́м Ильи́ч Хачатуря́н (Хачатря́н) (1903 - 1978) - советский и армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР. Автор музыки к большому количеству кинофильмов. Произведения А. И. Хачатуряна опубликованы в посмертно изданном в Москве многотомном собрании его сочинений. Самый известный балет Хачатуряна «Гаянэ».

Георгий Васильевич Свиридов (1915 - 1998) – советский композитор и музыкант.

Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония.

Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Роберт Бёрнс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок.

Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов», и кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок». Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт.

За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию - воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида

Музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия.