Компьютер и его возможности в классе электронного музыкального творчества
Преподаватель ДШИ № 27 Болгова Л.Г.
г. Новосибирск
Играя и обучаясь на синтезаторе, дети и не догадываются, что они уже погружены в музыкальную информатику. Ведь урок с использованием синтезатора и компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: «компьютер пробуждает азарт, желание вернуться назад, пройти задание еще раз с лучшим результатом»
Функции обучения и тестирования имеются у многих электронных музыкальных программ. Эти функции по области применения можно разбить на несколько групп. Вот как определил их классификацию Павел Живайкин:
«1.Теория 2.Специальность 3.Развитие слуха 4.Музыкальная литература»
Обучение можно начинать с программы «Музыкальный класс» - первое знакомство с инструментами, музыкальной грамотой, музыкальным конструктором, компьютером и многим-многим другим. Это замечательный отечественный продукт такого рода. Начинающие и не только, с огромным интересом изучают, получают, закрепляют знания в красочной игровой форме, полученные на уроках электронного музыкального творчества, сольфеджио, музыкальной литературы. Конечно, такая форма работы не заменит общение с преподавателем, его живые рассказы о музыке, инструментах, ключах, длительностях нот, но это тоже одна из новых форм обучения, современные дети любят ее и готовы к получению и проверке знаний и таким способом.
Note Trainer - закрепление знания нот и клавиатуры. Регулярно, после урока, ученики просят разрешения поучить ноты на тренажере, одевают наушники и с удовольствием работают. Соревнуются друг с другом, так как в ней есть вариант тестирования в форме «экзамен».
Набор нот учеником в программе-нотаторе Muse Score можно применять на разных этапах работы над произведением, преследуя различные цели. И потраченное время с лихвой окупится в дальнейшем.
Очередной и очень важной составляющей музыкальной информатики, по моим наблюдениям, являются музыкальные программы – конструкторы, такие как eJay Dance, Visual Arranger и другие. «Главное отличие программ – конструкторов от автоаранжировщиков в том, что они не требуют фундаментальных музыкальных знаний. Работа с музыкальным конструктором идет так же, как ребенок собирает дом или машину из деталей «лего». Эти детали можно склеивать и добавлять новые посторонние элементы». И работать в ней могут даже начинающие ученики. Учащимся, особенно интересующимся композицией, может быть интересен музыкальный конструктор eJay Dance. В этой программе они смогут создать из готовых сэмплов композиции высокого профессионального уровня, научатся понимать музыкальную форму, способы музыкального развития, начнут лучше слышать гармонические слои и особенности тембров, возможности их применения. Всё это в дальнейшем поможет им в исполнительстве на клавишном синтезаторе.
Программа Band in a Box относится к категории программ - автоаранжировщиков. В ней возможно создание полноценного музыкального файла на основе гармонической сетки в рамках определенного музыкального стиля. Я использую ее в работе с более старшими учениками при создании аранжировки на определенную мелодию.
В дальнейшем, готовые композиции, можно использовать в создаваемых в видео-редакторах слайд-шоу.
Sonar – это программа для обработки и редактирования звуковых файлов. Позволяет делать запись произведения, редактировать ее, работать со звуком, сохранять ее в форматах MIDI, Audio. Adobe Audition – многодорожечный секвенсор, который позволяет сводить несколько звуковых дорожек в один аудио файл. Старшеклассников можно знакомить с их интерфейсом и работой в них.
Звуковой редактор Sound Forge. С его помощью учащиеся могут записывать и обрабатывать до качественного уровня исполняемые ими на синтезаторе произведения или созданные аранжировки, тем самым постепенно набирая папку своих собственных работ.
Однако есть одна опасность, о которой необходимо сказать. Новые методы не должны противоречить здоровье сберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях звуковых и видео-методах, но и о большой нагрузке во время урока.
На начальном этапе работы (и не только) мы обращаемся к проработке партий отдельными руками. Исходя из музыкального образа, идет работа над точными штрихами, игровыми приемами, туше, интонацией, организацией аппарата. Часто одновременно преподаватель играет партию другой руки. Теперь эту работу возможно поручить MIDI-файлу. «Развязав себе руки» таким образом, педагог может уделять больше внимания посадке ученика, постановке рук или каким-то другим исполнительским аспектам. И в домашней работе секвенсор может, с успехом, заменить педагога.
В период выучивания текста наизусть или дальнейшей работе над произведением можно еще раз вернуться к набору нот. Далеко не у всех учеников процесс идет легко. Повторный набор помогает убедить ученика в необходимости заучивания нотного текста с глубоким анализом материала.
Особая ценность MIDI – файла на этапе разбора нотного текста в том, что можно менять темп воспроизведения и инструментовку в зависимости от текущих задач. Например, тембр клавесина на начальном этапе работы поможет ученику четче держать темп, в то время как добавление тембра струнного ансамбля на более поздних этапах поможет ему лучше почувствовать стиль и характер произведения эпохи «барокко». Особенно большую пользу и хороший эффект этот способ дает при работе над полифонией (менуэты, маленькие прелюдии, инвенции). В работе над танцевальными, техническими произведениями или эпизодами с ровным ритмом можно применять ритмические паттерны с ударными инструментами, что очень стимулирует и оживляет работу, делая ее более интересной и в некоторой степени трудной. И одновременно формирует хорошую базу для исполнения более сложных ритмических задач.
Неоценимую помощь и поддержку синтезатор и компьютер может оказать ученику в понимании формы произведения. Работая над аранжировкой, ученик подчеркивает начало нового раздела или части его сменой тембра, изменением фактуры или другими приемами.
Появляется возможность применить электронные программы в развитии навыков импровизации и сочинения на заготовленные гармонические последовательности в разных стилях, так как импровизировать мелодию гораздо легче, когда есть поддержка аккомпанемента. Можно также заготовить необходимое количество тактов, добавить ритмические сбивки-переходы, тем самым моделируя определенную форму своей импровизации или сочинения.
Применяя новые информационные технологии на уроке в музыкальной школе, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Увлечённый новыми возможностями, мудрый преподаватель использует только те открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Список используемой литературы:
Живайкин
П. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам. М., 2009.
Красильников И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. М., Экон-Информ,2009.
Красильников И. Электромузыкальные инструменты. М., 2007.
Крюкова И. Клавишная электроника. М., «Современная музыка» 2009.
Кунгуров А. «Персональный компьютер и электронные музыкальные инструменты в ДМШ». Интернет, сайт Анатолия
Кунгурова
.
Тараева
Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Стратегии и методики. Классика -
XI
. М., 2007.
Музыка и электроника. Образовательный журнал. №3 2010. Романовский А. Компьютер и синтезатор в специальном классе ДМШ / ДШИ.