Коррекционное интегрированное занятие по развитию речи
с детьми старшей логопедической группы
с использованием здоровьесберегающих технологий
«Держи осанку»
Автор-составитель: воспитатель
Акуленко Татьяна Дмитриевна
Цель: формирование у детей старшего возраста элементарных представлений о человеческом организме. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Задачи
Образовательные
Получение
первичных сведений и разъяснений о видимых и прощупываемых частях тела человека.
Создать у ребенка представление о позвоночнике; позвоночник – это основа скелета.
Показать значение осанки для здоровья человека.
Закрепить представление о бережном отношении к глазам, о правилах ухода за зубами, кожей; какие правила необходимо соблюдать, чтобы слух оставался хорошим.
Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Развивающие
Активизировать
словарь детей за счет слов и понятий: позвоночный столб, спиной мозг, искревление, упражнения разгружающие позвоночник.
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Воспитательные
Обучение упражнениям
, у
крепляющим мышц
ы спины и живота; формирование х
орошей осанки
Вызвать у детей желание регулярно выполнять упражнения, способствующие сохранению подвижности позвоночника.
Воспитывать бережное отношение ребенка
к своему организму, своему здоровью и здоровью окружающих.
Предварительная
работа:
беседы
:
«Зачем делать зарядку», «Как стать сильным», «Для чего чистить зубы», «О пользе витаминов»
Дидактическая игра «Что вредно, что полезно».
Ежедневное выполнение гимнастики для глаз; артикуляционной гимнастики.
Используемые материалы
Демонстрационный
:
ноутбук
,
мультимедийный проектор
,
широкоформатный экран, презентация в формате
MS
PowerPoint
«Угадай-ка» (загадки про фрукты-овощи)
иллюстрации позвоночника, проблемные иллюстрации с осанкой, игрушка «клоун».
Алгоритм гимнастики для глаз.
Раздаточный: фигурки человечка, разрезные картинки.
Карточки для дидактической игры «Что полезно, что вредно»
Этапы формирования совместной деятельности:
Приветствие гостей.
Позвоночник-это основа скелета, на примере игрушки клоуна.
Зарядка – настрой «Я позвоночник берегу»
Проблемные ситуации
Игра «Что полезно, что вредно для позвоночника?»
Тропинка здоровья
: выполнение заданий, игры, ответы на вопросы;
Упражнения, для глаз пользуясь алгоритмом.
Артикуляционная гимнастика.
П
росмотр презентации «угадайка-ка» (загадки про фрукты-овощи)
.
Контрастотерапия.
Приготовление «фруктового шашлычка»
Ход совместной деятельности.
Дети входят в группу, стоят полукругом, обращаются к гостям:
«Мы рады вам сказать: «Здравствуйте!»
Ведь «здравсвуйте» - здоровья пожелать.
Все, что знаем и умеем
Мы хотим вам рассказать».
Дети садятся полукругом на коврике возле мольберта.
Воспитатель
: «Ребята, посмотрите, какую игрушку я вам принесла.
Дети: «Клоуна»
Воспитатель: «Да, это клоун. Из каких частей он состоит?»
(предложить разобрать клоуна, что является опорой в этой игрушке)
Дети: «Стержень»
Воспитатель: «Да, стержень. Благодаря этому стержню можно собрать этого клоуна, т.е. он главная деталь. А у человека, что является опорой?»
Дети: «Позвоночник»
Воспитатель: «Посмотрите на рисунок позвоночника.
Позвоночник – это основа скелета, он придает телу нужную форму. У человека все органы расположены вдоль прямого позвоночного столба и поддерживаются им. В середине этой колонны – спиной мозг.
Мозг головной – он через мозг спинной
Сердечной управляет теплотой
Зависит от него процесс движенья.
Позвоночник состоит из 33-х небольших косточек – позвонков. Они соединены между собой связками, которые растягиваются. Благодаря этому растяжению мы можем сгибаться и разгибаться».
3. Воспитатель: « Сейчас вы покажете, какие движения можно делать благодаря гибкости позвоночника. Приглашаем гостей сделать зарядку- настрой вместе с нами».
Зарядка – настрой «Я позвоночник берегу…и от болезней убегу».
Я повторяю -Ладони скользят вдоль тела
по утрам. от подмышек до колен.
Мой позвоночник
гибок, - опираемся на ягодицы
прям. - спину выпрямить, грудь вперед.
Когда лежу. - руки горизонтально
Стою. - руки вверх
Сижу. - присесть, опираемся на колени
За позвоночником - как упражнение «позвоночник»
слежу.
Я позвоночник берегу - бег на месте
И от болезней убегу.
4.Воспитатель: «Давайте вернемся к мольберту (на мольберте рисунок с проблемной ситуацией)
- Посмотрите на эти рисунки. Как вы думаете, у кого из них правильная осанка?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Что значит правильная осанка?»
Ответы детей.
Воспитатель подводит итог сказанному.
«Осанка – это то, как мы сидим, или стоим»
Покажите плечи и осанку здорового человека, когда он стоит.
Дети показывают.
Воспитатель: « Правильно. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у вас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена. Туловеще выпрямлено.
Покажите правильную осанку здорового человека, когда мы сидим»
Дети показывают.
Воспитатель: «Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята.
А знаете, почему так важно иметь хорошую осанку?»
Ответы детей.
Воспитатель подводит итог сказанному
« Если человек постоянно сутулится и втягивает голову в плечи, если он сидит, сгорбившись за обеденным столом, то такая неправильная осанка с годами войдет у него в привычку, а из-за этого сформируется не очень красивая фигура, часто болит спина, голова»
Покажите мне свой позвоночник.
Дети показывают от шейных позвонков до копчика.
5.Воспитатель: «Я хочу вам задать очень важный вопрос: Как уберечь позвоночник от неприятностей?»
Чтобы вы ответили на этот вопрос, поиграем в игру: « Что полезно, что вредно для позвоночника?»
Дети делятся на две команды. У каждого ребенка фигурка человечка. Одна команда находит карточки, что полезно для позвоночника. Вторая команда – что вредно.
Воспитатель: Вы правильно все сделали, правильно ответили. Мне остается только сказать: « Быть стройным – это не требование, а главное условие для здоровья». При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
6.Воспитатель: «Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по тропинке здоровья»
5
Воспитатель: посмотрите внимательно, чтобы пройти по тропинке до конца, вам нужно выполнить 10 заданий.
Подойдите к кубику под цифрой 1. Здесь начало нашего путешествия. Послушайте первое задание. Я загадаю вам загадку: Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора
Назови их, детвора.
Ответ детей: глаза.
Воспитатель: проверим ваш ответ, перевернем кубик – рисунок «Глаза»
Какому кубику мы переходим?
Дети: ко второму.
Под вторым кубиком конверт с разрезными картинками.
Вопрос: Какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза лучше видели?
(собрав картинку, дети называют правила)
Молодцы! Вы справились с этим заданием. Давайте мы немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
Дети выполняют упражнения, для глаз пользуясь алгоритмом.
Третий кубик Загадка: За красной жердочкой
Сидят белые курочки
Ответ детей: зубы.
Воспитатель: проверим ваш ответ, перевернем кубик – рисунок «зубы»
Четвертый кубик. Вопрос: « Что полезно, а что вредно для зубов?»
Ответить на этот вопрос вам поможет игра «Что можно кусать зубами?»
А сейчас давайте сделаем зарядку для языка.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Наши детки рано встали рот приоткрыт в улыбке,
Чистить зубки побежали «почистить» языком
Вправо-влево, вправо-влево за н/зубами и в/ зубами
Чистим зубки, мы умело! (4-5 раз)
Пополощем с вами ротик имитация полоскания рта.
Владик наш расческу взял закусить язык зубами.
И причесываться стал. Движение языком вперед-назад.
Мы за ним не отстаем:
Все покажем языком.
Дальше дружно по порядку Открыть рот. Язык за н/зубы,
Вместе делаем зарядку! Выгнуть «спинку» и удержать
Под счет до 5.
А теперь играем в мяч, Рот закрыт. Язык с напряжением
Начинай футбольный матч! упирается то в одну, то в другую щеку.
Вот и завтракать пора: Рот открыть. Широкий язык
Повар приготовил тортик. Положить на н/губу и удержать
под счет до 5
с вкусным кремом он, ура! рот открыть, облизывать
оближи скорее ротик. н/губу и в/ губу по очереди.
Воспитатель: Тридцать два веселых зуба
Ребята, улыбнитесь друг другу. Какие вы красивые, когда улыбаетесь.
Пятый кубик загадка: Тело сверху прикрываю
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу.
Ответ детей: кожа.
Воспитатель: проверим ответ, перевернем кубик. Ответ правильный. Переходим к следующему кубику.
Шестой кубик Вопрос: «Если случилась неприятность и на коже появилась ссадина, что надо делать при этом?»
Кто будет доктором? (действие с куклой)
На кубике рисунки: бинт, вата, зеленка, пластырь.
Седьмой кубик. Загадка: У одной головы два братца
По разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят.
Ответ детей: уши.
Воспитатель: перевернем кубик, ответ правильный.
Восьмой кубик конверт с разрезными картинками. Дидактическое упражнение «Составь картинку».
Вопрос: « Чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила? Назовите их»
Воспитатель: молодцы, вы отаетили правильно на вопрос и переходим к следующему кубику.
Девятый кубик. Конверт, задание: цифры помогут тебе правильно расставить буквы и найти ответ.
Воспитатель: давайте перевернем кубик, рисунок сердца.
Оно всегда внутри тебя,
«тук-тук» - оно стучит.
Без отдыха работает
Здоровьем дорожит.
Вот мы и пришли к последнему кубику на нашей тропинке здоровья.
Какая на нем цифра?
Дети: цифра 10
Десятый кубик. Конверт с разрезными картинками. Задание «Догадайся и ответь»
Вопрос: «Что, по-твоему, надо, а чего не надо делать перед сном?»
Один ребенок, опираясь на собранную картинку, отвечает, что надо делать перед сном. Второй – что нельзя.
Молодцы ребята, вы много знаете.
Сейчас я предлагаю вам сесть, отдохнуть и поиграть в игру «Угадайка»
7.Просмотр презентации «Угадай – ка» слайды № 2 -20 (загадки про фрукты – овощи)
Воспитатель: Все фрукты и овощи содержат много витаминов. Все они помогают нам уберечься от болезней. Поэтому сейчас мы приготовим с вами вкусный и полезный «фруктовый шашлычок».
8. Контрастотерапия.
Дети подходят к стойке с тазиками: 1- с холодной водой и ледяной крошкой; 2- с горячей водой. Дети достают замороженные кусочки фруктов и опускают их в горячую воду. Растаявшие фрукты выкладывают на тарелочку.
Воспитатель: вот теперь мы свами можем приготовить «фруктовый шашлычок»
9. Приготовление «фруктового шашлычка»
Дети нанизывают кусочки фруктов на деревянные шпажки.
Воспитатель: угостите «фруктовым шашлычком» гостей и других детей группы.