Конспект индивидуальной непосредственно –

образовательной деятельности на тему

«Автоматизация [рь] в слогах,

словах, предложениях».

Составила

учитель-логопед

Саввина Н.В.

Цель:

Автоматизация звука «рь» в слогах, словах и предложениях.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Автоматизировать звук «рь» в слогах, словах и предложениях.

2. Закрепить обобщающее понятие «профессия».

3. Расширять словарь по теме «профессия»

4. Упражнять в умении характеризовать звук.

5. Упражнять в употреблении существительных ед.ч. в дательном падеже.

6. Формировать навык составления предложений с предлогами «в», « на».

7. Тренировать в согласовании числительных с существительным «скрепка».

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата

2. Развивать фонематический слух

3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство взаимопомощи, отзывчивость, усидчивость, терпение при выполнении задания

Оборудование:

Игрушка Незнайка, предметные картинки, набор разноцветных скрепок

Предварительная работа:

постановка звука,

накопление словаря по лексической теме «Профессии»,

формирование навыка употребления предложно-падежных конструкций существительных,

формирование навыка к звуковому анализу (умение выделять звук в слове, определять его местоположение)

Ход занятия:

I Организационный момент:

Логопед: Здравствуй, Полина.

Сегодня у нас гость- Незнайка. У него есть подружка, но Незнайка не может выговаривать первый звук ее имени.

Ты хочешь помочь Незнайке? (-ДА)

-Послушай, как её зовут. (Логопед произносит имя РИТА)

-А какой первый звук в этом имени? (-РЬ)

Чтобы звук был правильный и красивый выполним разминку для языка и губ.

II.Артикуляционная гимнастика:

-заборчик

-рупор

опаточка,

ачели

часики

лошадка

индюк

III. Изолированное произнесение звука рь.

-Логопед: Язычок размяли, давай расскажем Незнайке, как произносится «Рь»

- Ребёнок отвечает: Губы в улыбке, зубы открыты, кончик языка дрожит за верхними зубами, при этом мы должны сильно дуть на язык

-Логопед: Заведи «Маленький» моторчик.

- Ребёнок произносит «рь»

- Логопед: Ты почувствовала преграду?

-Ребенок: да, почувствовала

-Логопед: Значит какой это звук?

-Ребёнок: Согласный, мягкий, звонкий

IV.Произнесение звука в слогах.

-Логопед: А теперь будь внимательна и произнеси столько раз

Слог РЮ, сколько у тебя носов, сколько лбов, сколько ртов.

Слог РЯ, сколько у тебя глаз, сколько ушей.

Слог РИ, сколько у тебя пальцев на правой руке.

Слог РЕ, сколько пальцев на левой ноге.

Слог РЁ, сколько ногтей на пальцах правой руки.

Слог СКРЕ, сколько глаз.

Ребенок произносит слоги в соответствии с заданиями логопеда

Vазвитие фонематического восприятия

Логопед: Посмотри внимательно на картинки и назови одним словом:

секретарь, скрипач, токарь, флорист, моряк, гитарист, звонарь, ветеринар, пекарь, учитель (логопед выкладывает картинки и произносит название профессий, которые изображены на этих картинках)

Ребёнок: Это профессии

Логопед: Верно. Послушай еще раз название этих профессий и скажи в названии какой профессий нет звука «рь»?( логопед еще раз произносит название профессий, которые изображены на этих картинках)

Ребёнок: Учитель

Логопед: Теперь попробуй произнести сама назавание этих профессий и определить, где слышится «рь» в этих словах: в начале, середине или конце слова.

Ребёнок произносит слова: флорист, моряк, звонарь, библиотекарь, ветеринар, секретарь и определяет местоположение звука

VI. Автоматизация «рь» в словах.

Игра «Имена»

Логопед: А теперь придумай для них имена со звуком «рь»

Например, флорист Карина и.т.д.

Ребенок придумывает различные имена (моряк Игорь, ветеринар Ирина и т.п)

VII. Автоматизация рь в предложениях.

Игра «Кому что пригодится?»

Логопед: Составление предложений по картинкам.

Логопед демонстрирует предметы (картинки), которые используются людьми представленных профессий и придумывает одно предложение для образца ребенку.
Например, скрипка пригодится скрипачу.

Ребенок придумывает свои предложения.

Гребень пригодится парикмахеру. (якорь, шприц, скрепка, ремень)

VIII.Согласование числительных с существительным .

Игра «Помоги секретарю» (счёт до 10 со словом «скрепка»)

Логопед- Ой, у нашего секретаря рассыпались скрепки, помоги их собрать и посчитай скрепки каждого цвета. (На полу рассыпаны зеленые, красные, желтые и синие скрепки)

Ребенок собирает скрепки и считает : одна скрепка,……семь скрепок и т.д

IX. Практическое употребление предлогов «на», «в»

в предложении.

Игра «Кто где работает».

Логопед: попробуй придумать предложения с местом работы людей , которые изображены на этих картинках., причем в этих словах должны обязательно присутствовать слова-помощники: «В» или «НА».

Например, скрипач выступает НА концерте.

Ребенок: моряк служит на корабле, секретарь работает в офисе и т.п

Логопед: Молодец! Ты отлично справилась с заданием.

ИТОГ

Логопед: Ты помнишь, какой звук учился говорить Незнайка вместе с нами? Ребенок: Да. Звук «рь»

Логопед: Ему очень понравилось, что ты старалась и правильно произносила этот звук. Теперь он знает, как ему нужно заниматься, а в благодарность он дарит тебе замечательную куклу Риту.