Конспект индивидуальной непосредственно –
образовательной деятельности на тему
«Автоматизация [рь] в слогах,
словах, предложениях».
Составила
учитель-логопед
Саввина Н.В.
Цель:
Автоматизация звука «рь» в слогах, словах и предложениях.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Автоматизировать звук «рь» в слогах, словах и предложениях.
2. Закрепить обобщающее понятие «профессия».
3. Расширять словарь по теме «профессия»
4. Упражнять в умении характеризовать звук.
5. Упражнять в употреблении существительных ед.ч. в дательном падеже.
6. Формировать навык составления предложений с предлогами «в», « на».
7. Тренировать в согласовании числительных с существительным «скрепка».
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата
2. Развивать фонематический слух
3. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство взаимопомощи, отзывчивость, усидчивость, терпение при выполнении задания
Оборудование:
Игрушка Незнайка, предметные картинки, набор разноцветных скрепок
Предварительная работа:
постановка звука,
накопление словаря по лексической теме «Профессии»,
формирование навыка употребления предложно-падежных конструкций существительных,
формирование навыка к звуковому анализу (умение выделять звук в слове, определять его местоположение)
Ход занятия:
I Организационный момент:
Логопед: Здравствуй, Полина.
Сегодня у нас гость- Незнайка. У него есть подружка, но Незнайка не может выговаривать первый звук ее имени.
Ты хочешь помочь Незнайке? (-ДА)
-Послушай, как её зовут. (Логопед произносит имя РИТА)
-А какой первый звук в этом имени? (-РЬ)
Чтобы звук был правильный и красивый выполним разминку для языка и губ.
II.Артикуляционная гимнастика:
-заборчик
-рупор
-лопаточка,
-качели
часики
лошадка
индюк
III. Изолированное произнесение звука рь.
-Логопед: Язычок размяли, давай расскажем Незнайке, как произносится «Рь»
- Ребёнок отвечает: Губы в улыбке, зубы открыты, кончик языка дрожит за верхними зубами, при этом мы должны сильно дуть на язык
-Логопед: Заведи «Маленький» моторчик.
- Ребёнок произносит «рь»
- Логопед: Ты почувствовала преграду?
-Ребенок: да, почувствовала
-Логопед: Значит какой это звук?
-Ребёнок: Согласный, мягкий, звонкий
IV.Произнесение звука в слогах.
-Логопед: А теперь будь внимательна и произнеси столько раз
Слог РЮ, сколько у тебя носов, сколько лбов, сколько ртов.
Слог РЯ, сколько у тебя глаз, сколько ушей.
Слог РИ, сколько у тебя пальцев на правой руке.
Слог РЕ, сколько пальцев на левой ноге.
Слог РЁ, сколько ногтей на пальцах правой руки.
Слог СКРЕ, сколько глаз.
Ребенок произносит слоги в соответствии с заданиями логопеда
V.Развитие фонематического восприятия
Логопед: Посмотри внимательно на картинки и назови одним словом:
секретарь, скрипач, токарь, флорист, моряк, гитарист, звонарь, ветеринар, пекарь, учитель (логопед выкладывает картинки и произносит название профессий, которые изображены на этих картинках)
Ребёнок: Это профессии
Логопед: Верно. Послушай еще раз название этих профессий и скажи в названии какой профессий нет звука «рь»?( логопед еще раз произносит название профессий, которые изображены на этих картинках)
Ребёнок: Учитель
Логопед: Теперь попробуй произнести сама назавание этих профессий и определить, где слышится «рь» в этих словах: в начале, середине или конце слова.
Ребёнок произносит слова: флорист, моряк, звонарь, библиотекарь, ветеринар, секретарь и определяет местоположение звука
VI. Автоматизация «рь» в словах.
Игра «Имена»
Логопед: А теперь придумай для них имена со звуком «рь»
Например, флорист Карина и.т.д.
Ребенок придумывает различные имена (моряк Игорь, ветеринар Ирина и т.п)
VII. Автоматизация рь в предложениях.
Игра «Кому что пригодится?»
Логопед: Составление предложений по картинкам.
Логопед демонстрирует предметы (картинки), которые используются людьми представленных профессий и придумывает одно предложение для образца ребенку.
Например, скрипка пригодится скрипачу.
Ребенок придумывает свои предложения.
Гребень пригодится парикмахеру. (якорь, шприц, скрепка, ремень)
VIII.Согласование числительных с существительным .
Игра «Помоги секретарю» (счёт до 10 со словом «скрепка»)
Логопед- Ой, у нашего секретаря рассыпались скрепки, помоги их собрать и посчитай скрепки каждого цвета. (На полу рассыпаны зеленые, красные, желтые и синие скрепки)
Ребенок собирает скрепки и считает : одна скрепка,……семь скрепок и т.д
IX. Практическое употребление предлогов «на», «в»
в предложении.
Игра «Кто где работает».
Логопед: попробуй придумать предложения с местом работы людей , которые изображены на этих картинках., причем в этих словах должны обязательно присутствовать слова-помощники: «В» или «НА».
Например, скрипач выступает НА концерте.
Ребенок: моряк служит на корабле, секретарь работает в офисе и т.п
Логопед: Молодец! Ты отлично справилась с заданием.
ИТОГ
Логопед: Ты помнишь, какой звук учился говорить Незнайка вместе с нами? Ребенок: Да. Звук «рь»
Логопед: Ему очень понравилось, что ты старалась и правильно произносила этот звук. Теперь он знает, как ему нужно заниматься, а в благодарность он дарит тебе замечательную куклу Риту.