Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Конспект итогового занятия
по развитию речи
в старшей группе.
«В гостях у сказки Гуси- лебеди»
Выполнил: Рупасова Е.В.
Воспитатель
П.г.т. Коммунистический
2025г.
Цель: Выявить умение детей составлять длинные и короткие предложения по картинке, делить слова на слоги, вычленять определенный звук в слове, называть гласные и согласные звуко - буквы.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать обучение детей звуковому анализу слова гуси.
Упражнять детей в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Совершенствовать навыки дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.
Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
Развивающие:
Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, умение делить слово на части (слоги).
Развивать логическое мышление, связную речь.
Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно сделать) способы её достижения (как делать).
Воспитательные:
Формировать навыки учебной деятельности: усидчивость, умение выполнять задания, данные воспитателем.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», Развитие регуляторных способностей.
Оборудование: Иллюстрации к сказке «Гуси -Лебеди» из серии «Бабушкины сказки», звуковая дорожка и фишки синего, зелёного цвета на каждого ребёнка, мольберт, печка, избушка бабы – Яги, кодовый замок, гласные звуковички и согласные буквы, схемы предложения с дикими животными.
Словарная работа: звук, слово
Предполагаемый результат: Дети умеют составлять длинные и короткие предложения по картинке, делить слова на слоги, вычленять определенный звук в слове, называть гласные и согласные звуко - буквы.
Ход занятия:
Организационный момент:
Звучит музыка из сказки. Ребята сидят полукругом перед мольбертом
Воспитатель: Добрый день, ребята, Скажите какой сегодня у нас день? (Среда). Значит какое занятие вас ожидает (Звуковая культура речи или звуковка) Что мы делаем на звуковой культуре речи? (учим звуки и буквы)
Для чего? (чтобы научиться читать)
- Ребята, но сегодня у нас необычное занятие. А вы любите сказки? (Да)
По неведомым тропинкам
Идет сказка- невидимка.
Ровно в полдень динь-динь-дон
Ты услышишь тихий звон.
Это сказка к нам вошла,
Тише, тише - вот она. Убирает платок с мольберта
Основная часть:
Воспитатель: А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки).
А чтобы нам с вами попасть в сказку, нужно произнести волшебные слова: Покрутись, повертись, быстро в сказке очутись!
Дети встают со стульчиков произносят слова.
Давайте сказку вспомним. Дети по очереди рассказывают сказку по картинкам “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой, а братца нет”.
Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Воспитатель: Что же делать девочке? (Надо ей помочь)
Но как? (Мы же в сказку попали, мы поможем найти братца)
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути? (Печку)
Давайте
,
покажем как печка печет пирожки
Упр. «Кулак-ребро-ладошка –хлоп»
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Читает слова на печке «Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках».
- Давайте покажем, как пирожки в печку попали
Артикуляционная гимнастика
1. «Месим тесто» (толкать язычком в одну щеку, затем в другую).
2. «Раскатываем тесто» (с силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот).
3. «Блинчик» (держать язык широкой лопаткой).
4. «Печем пирожки» (надувать щеки и медленно выпускать воздух через губы, «пух-х-х»)
5. «Вкусный пирожок» (облизать губы языком)
2. Воспитатель берет из печки «пирожки» и читает вопросы.
Вопросы «Пирожки»:
1.Из чего состоит предложение? (из слов)
2.Из чего состоят слова? (Из звуков)
3.Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
4.Назовите гласные звуки. Дети называют Почему они называются «гласные»? (они поются)
5.Назовите согласные звуки. Дети называют Они поются? (Нет) Что мешает? (Язык, зубы, губы, горлышко)
6.Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
Воспитатель: Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка указала девочке куда гуси – лебеди полетели. А что же было дальше?
Дети: «Бежит девочка, видит, у дороги яблоня стоит. Качает ветер её веточки, шелестят на яблоньке листики» Дети изображают яблоньку, качают руками над головой ф-ф-ф.
Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».
3. Воспитатель: А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты выполнишь задания». Воспитатель предлагает составить 2 -3 предложения по схеме, используя картинки с изображением диких животных. Дети составляют предложение.
- Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое второе? Дети отвечают Молодцы!
4. Воспитатель: А на полянке девочка ещё нашла картинки, их нужно разделить на три группы. (На столе лежат картинки, дети по очереди поднимают картинку, называют слово, определяют (хлопают) сколько частей - слогов и убирают в корзинку с соответствующим номером. Если ребенок затрудняется, то дети помогают)
1 корзинка - слова состоящие из одного слога,
2 корзинка - состоящие из 2 слогов.
3 корзинка - из 3 слогов.
Физ минутка
5. Воспитатель: Смотрите, ребята, вышли гуси на полянку
Проводится игра Гуси.
Гуси по небу летите,
Быстро крыльями машите.
Гуси дружно все шипите
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Гуси – лебеди домой,
Серый волк под горой.
Дети проходят за рабочие столы садятся на стульчики.
Воспитатель: А, что же дальше было?
Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.
6. Воспитатель: А речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слова «Гуси».?
Звуковой анализ слова гуси, работа за столами с карточками
Воспитатель предлагает произнести слово гуси так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Ггуси», - читает ребенок слово с указкой.
- «Что мешает произносить этот звук?» (Язычок).
У доски и на местах дети обозначают звук [г] синей фишкой
Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения второго звука в слове гуси. С указкой он читает слово интонационно выделяя звук [у], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают самостоятельно за столами.
Следующий ребенок определяет третий звук в слове гуси. Он читает слово интонационно выделяя звук [с’] синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук.
На вопрос воспитателя, что мешает во рту, когда мы произносим звук [с’], ребенок отвечает: - «Язычок и зубы». Звук [с’] мягкий согласный обозначается зеленой фишкой.
И наконец вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука [и], читая слово с указкой и задерживая её под четвертой клеточкой. Называет звук [и], отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой. Одновременно дети работают самостоятельно за столами.
гуси — слово из 2 слогов: гу-си.
Обозначение ударения.
г —[г] — согласный, твердый
у — [у] — гласный
с — [с’] — согласный, мягкий
и — [и] — гласный.
В слове 4 звука.
Цветовая схема: гуси
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, помогли девочке. За это речка сказала девочке, где братца искать. Получают карточку с изображением избушки Бабы – Яги.
- Итак, теперь девочка знает, где искать братца. (Да) А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней кодовый замок. Что нужно сделать? (Давайте поможем девочке его открыть)
- Нужно выполнить задание. Ротики молчат, работают ушки, глазки и ручки.
7. У вас на столах лежат птички карточки, и фишки одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова и звук, который надо будет определить, где он спрятался в начале, середине или в конце слова. Если вы слышите твердый звук ложим синюю фишку на карточку, если мягкий – зелёную.
На кодовом замке отмечаем нужный цвет. Проверяем совпадение. Замок отрывается. А там картинка, где родители встречают своих детей.
- Вот и открылся замок и девочка спасла братца.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали? Кому мы помогали? (Помогли спасти девочке братца) Какое задание было самым интересным? Какое задание было сложным? Какое задание было легким?
- Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему мы научились на занятиях по обучению грамоте.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. И для этого нам надо сказать волшебные слова: Покрутись, повертись, в детский садик возвратись.