МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «АНТОШКА»
(МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 26 «АНТОШКА»)
Конспект консультации для педагогов
«Алгоритмика - первый этап изучения
робототехники в детском саду»
за 2023-2024 учебный год
Выполнила воспитатель:
Ковалева Н.В.
г.о.г. Бор
2024 год
Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования участников мастер – класса, повышение их профессиональной компетенции в вопросах применения алгоритмики и программирования в образовательном процессе посредством освоения опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».
Задачи:
1. Повысить профессиональную компетентность участников в вопросе алгоритмики и пиктограммного программирования.
2. Формировать у участников мастер-класса мотивацию к освоению и использованию информационных технологий.
Планируемый результат: овладение участниками теоретическими знаниями и практическим опытом создания элементарных программ.
Раздаточный материал: схемы игрового поля с условными знаками-обозначениями (стрелки-указатели), уменьшенные коврики для составления игрового поля, фишки-роботы (Ползун, Вертун, Двигун), пиктограммы, напоминалки с набором команд каждого Робота
Оборудование: ноутбук, проектор.
Основные методы и приемы: репродуктивный, практический.
Ход консультации
Действия ведущего
Действия аудитории
Организационно-мотивационный этап
Добрый день, уважаемые коллеги!
Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает и усвоение детьми ряда определенных каждодневных действий - одевание, раздевание, прием пищи, переход улицы, для выполнения которых он овладевает различными навыками. Приобретаемые навыки подразумевают закладывание различных схем для действий в различных ситуациях. Сами схемы и их выбор в зависимости от обстановки является алгоритмом поведения. Алгоритм – это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей.
Приветствие.
РАБОТА с ЗАЛОМ Прошу вас сказать, какими алгоритмами может познакомиться ребенок при освоении содержания образовательной области «Познавательное развитие» - алгоритмам построения сериационного ряда, счета, решения арифметических задач, измерения величин. При освоении содержания образовательных областей «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Мотивация
аудитории на совместную деятельность.
Включение в диалог Проявляют активную позицию.
Действительно по определению Абрама Ароновича Столяра, алгоритмические умения включают умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умения выражать свои действия понятными языковыми средствами
Алгоритм в программировании это набор последовательных инструкций, которые описывают
порядок поведения программы для достижения нужной цели. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок.
Алгоритмы лежат в основе программирования. Программирование – одно из самых интересных и полезных занятий. Чтобы написать код, даже самый простой, необходимо:
Понимание
: что означают команды в используемом языке.
Умение планировать
: нужно придумать план решения задачи.
Креативность
: способность придумывать новые идеи и их реализовывать.
Аналитическое мышление
: способность логически мыслить, следить за ходом выполнения плана, находить и исправлять ошибки.
Как мы видим, умение программировать открывает ребенку огромное количество новых возможностей.
Первые шаги в программировании сложны для ребенка, так как алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Для этого нам педагогам нужно создать такие условия, при которых формирование алгоритмических умений будут, происходить в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации. И это вполне реальная задача, даже в дошкольном возрасте.
Обучать детей программированию можно начинать со среднего дошкольного возраста благодаря современной инновационной цифровой образовательной среде ПиктоМир, в которую мы сегодня с вами окунемся. Представляю вам роботов, которые могут «оживать» по созданным нами программам.
БУКЛЕТ В ЗАЛ Робот Ползун. Ползунов два, они близнецы. Один Ползун виртуальный, а второй реалистичный. Ползун понимает и умеет выполнять три команды: «вперед», «налево», «направо».
Робот Вертун. Он отвечает за ремонт платформ-космодромов, он понимает четыре команды – «направо», «налево», «прямо» и «закрасить».
Роботы Тягун и Двигун. Эти роботы отвечает за передвижение грузов на грузовых космических платформах-складах. Тягун понимает и умеет выполнять четыре команды: «вперед», «тянуть», «налево», «направо». Двигун же только три: «вперед», «налево», «направо».
Но передо мной встал вопрос: возможно, ли использовать приемы алгоритмики в решении задач образовательных областей, обозначенных Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования?
Активизация участников к последующей деятельности.
Формирование интереса
Формирование интереса к данной деятельности
Получают информацию
Знакомятся с виртуальными роботами цифровой среды Пиктомир
Индивидуальная работа по практическому освоению педагогического опыта
Чтобы убедиться в этом, приглашаю в мастерскую желающих педагогов
Приглашение в мастерскую
Выходят желающие
Проявляют интерес к предстоящей деятельности
Приветствую, всех участников мастерской.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам подумать, презентовать аудитории варианты игр, направленных на решение задач одной из пяти образовательных областей в рамках предложенного игрового поля и возможностей робота Ползуна.
При необходимости уточняю задание.
Мотивация на предстоящую деятельность
Работа в группах
Участники фокус - группы выполняют задания
Индивидуальная и коллективная работа с аудиторией
Современные дошкольные образовательные учреждения активно работают со средствами мультимедиа.
Цифровые и мультимедийные средства улучшают качество подачи материала, обеспечивают обратную связь с ребенком, помогают в организации как индивидуальной, так и групповой работы, стимулируют мотивацию воспитанника, побуждают ребенка к поисковой, исследовательской работе, но вопрос о проблеме и риске цифровых технологий остается открытым до сих пор. Предлагаю и вам высказать свое мнение по данному вопросу.
“Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в этом обществе. Сегодня говоря о важных компетенциях подготовки ребенка к школе важно отметить, цифровую компетентность как одно из условий успешного обучения в школе.
Однако следует отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может и не должна заменить реальное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
Записывает высказывания аудитории, обобщает результаты
Педагоги из аудитории высказывают свое мнение.
Проявляют интерес, активность.
Итоги работы фокус - группы
Предлагаем коллегам презентовать результаты своей деятельности
Обобщаю ответы, акцентируя внимание участников мастер-класса на возможность использования робота Ползуна в решении задач пяти образовательных областей
Формирование у участников представлений целесообразности использования робота Ползуна в педагогической деятельности
Презентуют результаты своей деятельности
Рефлексия
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами погрузились в цифровую среду «Пиктомир».
При проведении регулярных развивающих занятий, систематически организованных занимательных заданий у детей формируется алгоритмическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, что способствует тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе.
Если мой мастер-класс был для вас полезен, прошу оценить его при помощи смайликов (веселый, печальный), изображенных в буклете.
Побуждение аудитории к обоснованию практической значимости полифункционального применения пособия в своей деятельности.
Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер – класса актуальности полученных знаний. Оценивают полученный опыт и возможность его применения в собственной педагогической деятельности.