МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «АНТОШКА»

(МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 26 «АНТОШКА»)

Конспект консультации для педагогов

«Алгоритмика - первый этап изучения

робототехники в детском саду»

за 2023-2024 учебный год

Выполнила воспитатель:

Ковалева Н.В.

г.о.г. Бор

2024 год

Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования участников мастер – класса, повышение их профессиональной компетенции в вопросах применения алгоритмики и программирования в образовательном процессе посредством освоения опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».

Задачи:

1. Повысить профессиональную компетентность участников в вопросе алгоритмики и пиктограммного программирования.

2. Формировать у участников мастер-класса мотивацию к освоению и использованию информационных технологий.

Планируемый результат: овладение участниками теоретическими знаниями и практическим опытом создания элементарных программ.

Раздаточный материал: схемы игрового поля с условными знаками-обозначениями (стрелки-указатели), уменьшенные коврики для составления игрового поля, фишки-роботы (Ползун, Вертун, Двигун), пиктограммы, напоминалки с набором команд каждого Робота

Оборудование: ноутбук, проектор.

Основные методы и приемы:  репродуктивный, практический.

Ход консультации

Действия ведущего

Действия аудитории

Организационно-мотивационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги!

Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает и усвоение детьми ряда определенных каждодневных действий - одевание, раздевание, прием пищи, переход улицы, для выполнения которых он овладевает различными навыками. Приобретаемые навыки подразумевают закладывание различных схем для действий в различных ситуациях. Сами схемы и их выбор в зависимости от обстановки является алгоритмом поведения. Алгоритм – это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей.

Приветствие.

РАБОТА с ЗАЛОМ Прошу вас сказать, какими алгоритмами может познакомиться ребенок при освоении содержания образовательной области «Познавательное развитие» - алгоритмам построения сериационного ряда, счета, решения арифметических задач, измерения величин. При освоении содержания образовательных областей «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Мотивация

аудитории на совместную деятельность.

Включение в диалог Проявляют активную позицию.

Действительно по определению Абрама Ароновича Столяра, алгоритмические умения включают умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умения выражать свои действия понятными языковыми средствами

Алгоритм в программировании это набор последовательных инструкций, которые описывают 

порядок  поведения программы для достижения нужной цели. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок.

Алгоритмы лежат в основе программирования. Программирование – одно из самых интересных и полезных занятий. Чтобы написать код, даже самый простой, необходимо:

Понимание

: что означают команды в используемом языке.

Умение планировать

: нужно придумать план решения задачи.

Креативность

: способность придумывать новые идеи и их реализовывать.

Аналитическое мышление

: способность логически мыслить, следить за ходом выполнения плана, находить и исправлять ошибки.

Как мы видим, умение программировать открывает ребенку огромное количество новых возможностей.

Первые шаги в программировании сложны для ребенка, так как алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Для этого нам педагогам нужно создать такие условия, при которых формирование алгоритмических умений будут, происходить в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации. И это вполне реальная задача, даже в дошкольном возрасте.

Обучать детей программированию можно начинать со среднего дошкольного возраста благодаря современной инновационной цифровой образовательной среде ПиктоМир, в которую мы сегодня с вами окунемся. Представляю вам роботов, которые могут «оживать» по созданным нами программам.

БУКЛЕТ В ЗАЛ Робот Ползун. Ползунов два, они близнецы. Один Ползун виртуальный, а второй реалистичный. Ползун понимает и умеет выполнять три команды: «вперед», «налево», «направо».

Робот Вертун. Он отвечает за ремонт платформ-космодромов, он понимает четыре команды – «направо», «налево», «прямо» и «закрасить».

Роботы Тягун и Двигун. Эти роботы отвечает за передвижение грузов на грузовых космических платформах-складах. Тягун понимает и умеет выполнять четыре команды: «вперед», «тянуть», «налево», «направо». Двигун же только три: «вперед», «налево», «направо».

Но передо мной встал вопрос: возможно, ли использовать приемы алгоритмики в решении задач образовательных областей, обозначенных Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования?

Активизация участников к последующей деятельности.

Формирование интереса

Формирование интереса к данной деятельности

Получают информацию

Знакомятся с виртуальными роботами цифровой среды Пиктомир

Индивидуальная работа по практическому освоению педагогического опыта

Чтобы убедиться в этом, приглашаю в мастерскую желающих педагогов

Приглашение в мастерскую

Выходят желающие

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

Приветствую, всех участников мастерской.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам подумать, презентовать аудитории варианты игр, направленных на решение задач одной из пяти образовательных областей в рамках предложенного игрового поля и возможностей робота Ползуна.

При необходимости уточняю задание.

Мотивация на предстоящую деятельность

Работа в группах

Участники фокус - группы выполняют задания

Индивидуальная и коллективная работа с аудиторией

Современные дошкольные образовательные учреждения активно работают со средствами мультимедиа.

Цифровые и мультимедийные средства улучшают качество подачи материала, обеспечивают обратную связь с ребенком, помогают в организации как индивидуальной, так и групповой работы, стимулируют мотивацию воспитанника, побуждают ребенка к поисковой, исследовательской работе, но вопрос о проблеме и риске цифровых технологий остается открытым до сих пор. Предлагаю и вам высказать свое мнение по данному вопросу.

“Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в этом обществе. Сегодня говоря о важных компетенциях подготовки ребенка к школе важно отметить, цифровую компетентность как одно из условий успешного обучения в школе.

Однако следует отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может и не должна заменить реальное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Записывает высказывания аудитории, обобщает результаты

Педагоги из аудитории высказывают свое мнение.

Проявляют интерес, активность.

Итоги работы фокус - группы

Предлагаем коллегам презентовать результаты своей деятельности

Обобщаю ответы, акцентируя внимание участников мастер-класса на возможность использования робота Ползуна в решении задач пяти образовательных областей

Формирование у участников представлений целесообразности использования робота Ползуна в педагогической деятельности

Презентуют результаты своей деятельности

Рефлексия

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами погрузились в цифровую среду «Пиктомир».

При проведении регулярных развивающих занятий, систематически организованных занимательных заданий у детей формируется алгоритмическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, что способствует тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе.

Если мой мастер-класс был для вас полезен, прошу оценить его при помощи смайликов (веселый, печальный), изображенных в буклете.

Побуждение аудитории к обоснованию практической значимости полифункционального применения пособия в своей деятельности.

Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер – класса актуальности полученных знаний. Оценивают полученный опыт и возможность его применения в собственной педагогической деятельности.