* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .ql-align-center {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;}

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы.

Тема: Закрепление умения детей дифференцировать звуки Ш, Ж.

Активизация и актуализация словаря по теме «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Цель: Создать условия для развития расширения и активизации словаря.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обобщение и уточнение знаний о перелетных птицах,

- активизация и расширение словаря за счет слов-действий, слов-признаков.

- совершенствование грамматического строя речи, формирование навыков

словообразования и словоизменения (образование слов, путём сложения основ, образование приставочных глаголов).

- уточнить артикуляцию и характеристику звука [ш] - [ж] ;

- дифференцировать звуки [ш] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях;

Коррекционно-развивающие:

- автоматизировать поставленные звуки в речи по данной теме;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;

- развивать фонематический слух и восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать у ребёнка самоконтроль за своей речью.

Оборудование: Доска, картинки перелетных птиц, мячик, картинки с заданием.

Ход занятия.

1. Вводная часть

- Доброе утро ребята.

Мимическая гимнастика. Улыбнулись друг другу. Молодцы. Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, предлагаю Вам отгадать:

Труд людей он уважает

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто? (скворец)

- Ребята, сейчас у нас какое время года? (Осень)

- А вы знаете названия осенних месяцев

- сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Посмотрите на картинки и расставьте их в нужной последовательности так, чтобы каждая соответствовала осеннему месяцу. (Дети выполняют работу и проходят на свои места)

- Как по-другому мы можем назвать период осени, когда стоит еще теплая погода, редко идут дожди, на деревьях не так много желтых листьев?

- Ранняя осень.

- Кто помнит, как называется период, когда все деревья поменяли свой наряд и начинается листопад?

- Золотая осень.

- Молодцы. А что скажите о последней картинке? Как назовем этот период?

- Поздняя осень. Погода сырая, холодная, слякоть, птицы улетают в теплые края.

Кто мне скажет, что происходит осенью в природе? Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. А вы знаете как называют птиц, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? (перелетные)

Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались, посмотрите пожалуйста внимательно по сторонам какие птицы еще прилетели к вам.

(размещают картинки на доске)

Ребята, а кто здесь лишний и почему? (зимующая)

А по какой причине они улетают? (нечем питаться) А те птицы, которые остаются зимовать, это какие птицы (зимующие).

2. Дидактическая игра (с мячом): «Кто с кем улетает на юг»

Летят журавли на юг (со своими) ….. журавлятами

Летят утки на юг (со своими_ …утятами

Летят гуси на (со своими ) … гусятами (скворцы, лебеди, аисты)

3.Дидактическая игра «Назови одним словом» (Образование сложных прилагательных)

- Ребята предлагаю вам поиграть словами, если у ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.

Еще она какая? Соединяем слова острые и крылья. Какая ласточка? ОСТРОКРЫЛАЯ.

Молодцы!

- А теперь посмотрите внимательно на птиц. Что заметили? Есть ли отличия?

-У лебедя и гуся между пальцами есть перепонки, как ласты. Значит, в воде могут плавать.

- Если могут по воде плавать, то как их назовем по-другому?

- Водоплавающие.

- Правильно. А можем ли мы назвать их еще и перелетными? Почему?

- Да. Они улетают от нас на юг.

- Как они улетают на юг?

- Стаями.

- Объясните, что такое «стая»?

- Семья, коллектив.

4. Физминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает листву.

В стороны руки, плавно помашем – птицы уж к югу летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья мы сложим назад.

Молодцы, присаживайтесь.

5. Загадки и отгадки.

- Ребята, а теперь послушайте меня внимательно. (Голосом выделить нужные звуки)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

                                     (Кукушка)

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали...

Кто скажите? ...

(Журавли)

Журавль, Кукушка. Какие звуки я выделила?

6. Дифференциация звуков [ш] - [ж]

- Произнесите звук [Ш], в каком положении находятся губы, зубы, язык? (При произнесении звука [Ш] губы округлены, зубы разомкнуты, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосовой моторчик не работает)

- А теперь произнесите звук [Ж]. В каком положении находятся губы, зубы, язык?  (При произнесении звука [Ж] губы округлены, зубы разомкнуты, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосовой моторчик работает).

- Расскажите, что это за звуки? (Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Звук [Ж] – согласный, твердый, звонкий).

- Чем похожи эти звуки? (Оба звука согласные, твердые, похожие по артикуляции).

- А чем отличаются? ([Ш] – глухой, [Ж] – звонкий).

Каждый звук на письме имеет свой символ, посмотрите это буква Ш(ша), Ж(жэ)

7. Артикуляционная гимнастика. ( Развитие артикуляционной моторики)

- Для того, чтобы звуки [Ш], [Ж] произносились красиво и правильно, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.

- «Заборчик» - «Рупор»;

- «Чистим зубки»;

- «Маляр»;

- «Чашечка»;

- «Лошадка».

8. Игра «Повтори за мной». (Автоматизация произношения звуков [ш]-[ж])

Ша-ша-ша - у меня лапша.
Шо-шо-шо - летом хорошо
Шу-шу-шу - шапку новую ношу.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.

Шок –шок- шок- в углу стоит мешок
Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жу-жу-жу –спели песенку ежу
Жи-жи-жи- в лесу живут ежи
9. Упражнение с мячом «Назови ласково». (Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных в уменьшительной форме).

- Ребята, я предлагаю вам игру, я назову птицу и катну вам мяч, вы ловите и называете эту птицу ласково.

Соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка, дрозд -дроздушка, скворец - скворушка, сова - совушка, воробей-воробушек.

10. Работа на листочках (Дифференциация звуков [ш] - [ж], развитие речевого слуха, мышления, тонкой моторики.)

- Определите позицию звука в слове, скажите полным предложением.

- Посмотрите внимательно и подумайте, какая картина здесь лишняя. Почему? Постарайтесь ответить на вопрос, построив предложение со словами потому что

Окончание занятия. (Оценка работы детей) Дети рассказывают, что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились.

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – красноклювый.

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – красноклювый.

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей