* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .rcphdr {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .rcptxt {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .donotprint {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Emphasis {font-style: italic;} .Strong {font-weight: bold;}

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР

по теме «Зима»

Составитель: учитель – логопед

Стасишена Елена Николаевна.

Коррекционно-образовательные цели:

- Закрепление представлений о зиме и её приметах.

- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный; замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать).

- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов ; образование притяжательных прилагательных). Совершенствование слогового анализа и синтеза слов (трёхсложные слова с одним закрытым слогом).

- Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением посредством кинезиологических игр.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, письмо от снеговика)

Ход занятия:

Организационный момент

Дети приветствуют гостей.

Основная часть:

Артикуляционная гимнастика, с использованием зеркала.

Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

для губ: чередование «Заборчик» - «Трубочка»;

для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».

Беседа о времени года

- Как вы думаете, какое сейчас время года? (Зима.)

- Как вы догадались? (Снег лежит на земле, на крышах домов, на ветках деревьев,…)

- Какой день зимой? (Дни стали короче.)

- Какая ночь? (Ночи зимой длинные.)

- А почему зимой так холодно? (Солнце светит, но не греет.)

- Что часто падает на землю? Чем покрыта земля и крыши зимой?

- Что вы можете сказать про деревья зимой?

- В что одеты и обуты люди зимой?

- Расскажите про диких животных и птиц зимой?

Логопед: А теперь давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите слова на тему «Зима».

Слова: зима, зимний, снежинки, снеговик, холодный, теплый, футболка, шуба, гольфы и т. д.

Игра «Доскажи словечко» (дети договаривают фразу)

Ма-ма-ма – в гости к нам пришла … (зима)

Ели-ели-ели – метут зимой … (метели)

Розу-розу-розу – не рады мы … (морозу)

Ужу-ужу-ужу – сидите дома в … (стужу)

Мой-мой-мой – ходим в шубе мы … (зимой)

Ме-ме-ме – рада детвора … (зиме).

А ещё к

нам в гости пришел снеговик и принес загадки, давайте попробуем их отгадать.

1) Странная звездочка                      

С неба упала                                 

  Мне на ладошку                     

  Легла и пропала.     

                        (снежинка)  

Объясните снеговичку, как вы догадались, что это снежинка.

Упражнение «Снежинки» - развитие продолжительного фонационного выдоха.

- Пока мы с вами отгадывали загадку, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки.

Посмотрите и скажите   какие они? (белые, легкие, пушистые, блестящие, хрупкие)

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Дефектолог следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

-Как красиво танцуют в воздухе наши снежинки!

Игра «Подбери родственные слова к слову «снег»

Как называется снежная звёздочка? - Снежинка

Что дети лепят зимой? - Снеговика

Кто приходит с Дедом Морозом? - Снегурочка

Как назвать сугробы из снега? - Снежные

Как называется явление, когда падает снег? - Снегопад

Как называется зимующая птица с красной грудкой? – Снегирь

Слова: снег, снежинка, снеговик, снегурочка, снежный, снегопад, снегирь называются родственными, потому что они похожи друг на друга, как родственники.

- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

Интересно, какую же следующую загадку нам принес снег

о

вик

?

Послушайте внимательно:

Порой за себя

Мне бывает неловко,

Торчит у меня

Вместо носа морковка.

(снеговик)

- Я приготовила для вас непростое задание, я думаю, вы легко справитесь с ним, а наш гость постоит и посмотрит на вас, ребята:

Поиграем мы в игру "Снеговик" 

представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Но вот потеплело, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

И вот мы снова превратились в детей.

3) Давайте разгадаем следующую загадку:

По городу идет:                             

Всем щеки нарумянит,                                                        

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Покажите, как Мороз хватает ребят за нос и за ухо

(Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос». )

А снеговик предлагает отправиться в зимний лес и вспомнить где зимуют дикие животные.

- В этой норе слышится тявканье лисы. Чья это нора?

- А в этой берлоге спит медведь. Чья это берлога?

- А в этом логове живет волк со своим семейством. Чьё это логово?

- Дружно живут зайцы под кустом. Чей это куст?

- А в этом лесу живет кабан. Чей это лес?

Погуляли по лесу, а теперь немного разомнемся

3. Физкультминутка:

-Массаж ушных раковин.

Уши сильно разотрём и погладим, и помнём.

(Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце

упражнения растереть уши руками) .

- Качание головой.

Покачаем головой - неприятности долой.

(Закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно раскачивать

головой из стороны в сторону. Дышать глубоко) .

- Кивки.

Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

(Медленные наклоны головы к плечам и кивающие движения

вперёд-назад) .

- Ладошка.

Силой на ладошку давим, сильной стать её заставим.

(Пальцы правой руки с усилием нажимают на пальцы левой руки,

которая должна сопротивляться. То же для левой руки) .

- Колечко.

Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.

(Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим

пальцем последовательно указательный, средний и т. д) .

- Внимание.

Чтоб внимательными быть - нужно на ладонь

давить.

(Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку

концентрации внимания, расположенную в середине ладони

большим пальцем правой руки. При нажатии - выдох, при

ослаблении - вдох. То же с правой рукой).

Продолжение основной части:

А у нашего гостя осталась последняя загадка:

- Он сказал, что эта загадка – его любимая.

Растет она вниз головою.

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

А давайте , ребята сделаем подарок нашему гостю. Нарисуем ему сосульки на крыше.

Но рисовать мы будем двумя руками сразу.

(Дети садятся за стол, берут в руки фломастеры и по образцу логопеда рисуют сначала крышу, а потом сосульки двумя руками зеркально.)

-Вот какие замечательные рисунки у нас получились. Возьми дорогой снеговик их себе на память

12. Итог занятия

Снеговик:

-Спасибо, дорогие ребята, что вы выполнили все мои задания, отгадать такие трудные загадки, спасибо вам и за ваши рисунки. Вы большие молодцы. До свидания.