Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР
по теме «Зима»
Составитель: учитель – логопед
Стасишена Елена Николаевна.
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепление представлений о зиме и её приметах.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный; замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать).
- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов ; образование притяжательных прилагательных). Совершенствование слогового анализа и синтеза слов (трёхсложные слова с одним закрытым слогом).
- Закрепление знаний о предложении.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением посредством кинезиологических игр.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, письмо от снеговика)
Ход занятия:
Организационный момент
Дети приветствуют гостей.
Основная часть:
Артикуляционная гимнастика, с использованием зеркала.
Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.
для губ: чередование «Заборчик» - «Трубочка»;
для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».
Беседа о времени года
- Как вы думаете, какое сейчас время года? (Зима.)
- Как вы догадались? (Снег лежит на земле, на крышах домов, на ветках деревьев,…)
- Какой день зимой? (Дни стали короче.)
- Какая ночь? (Ночи зимой длинные.)
- А почему зимой так холодно? (Солнце светит, но не греет.)
- Что часто падает на землю? Чем покрыта земля и крыши зимой?
- Что вы можете сказать про деревья зимой?
- В что одеты и обуты люди зимой?
- Расскажите про диких животных и птиц зимой?
Логопед: А теперь давайте поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите слова на тему «Зима».
Слова: зима, зимний, снежинки, снеговик, холодный, теплый, футболка, шуба, гольфы и т. д.
Игра «Доскажи словечко» (дети договаривают фразу)
Ма-ма-ма – в гости к нам пришла … (зима)
Ели-ели-ели – метут зимой … (метели)
Розу-розу-розу – не рады мы … (морозу)
Ужу-ужу-ужу – сидите дома в … (стужу)
Мой-мой-мой – ходим в шубе мы … (зимой)
Ме-ме-ме – рада детвора … (зиме).
А ещё к
нам в гости пришел снеговик и принес загадки, давайте попробуем их отгадать.
1) Странная звездочка
С неба упала
Мне на ладошку
Легла и пропала.
(снежинка)
Объясните снеговичку, как вы догадались, что это снежинка.
Упражнение «Снежинки» - развитие продолжительного фонационного выдоха.
- Пока мы с вами отгадывали загадку, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки.
Посмотрите и скажите какие они? (белые, легкие, пушистые, блестящие, хрупкие)
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Дефектолог следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
-Как красиво танцуют в воздухе наши снежинки!
Игра «Подбери родственные слова к слову «снег»
Как называется снежная звёздочка? - Снежинка
Что дети лепят зимой? - Снеговика
Кто приходит с Дедом Морозом? - Снегурочка
Как назвать сугробы из снега? - Снежные
Как называется явление, когда падает снег? - Снегопад
Как называется зимующая птица с красной грудкой? – Снегирь
Слова: снег, снежинка, снеговик, снегурочка, снежный, снегопад, снегирь называются родственными, потому что они похожи друг на друга, как родственники.
- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.
Интересно, какую же следующую загадку нам принес снег
о
вик
?
Послушайте внимательно:
Порой за себя
Мне бывает неловко,
Торчит у меня
Вместо носа морковка.
(снеговик)
- Я приготовила для вас непростое задание, я думаю, вы легко справитесь с ним, а наш гость постоит и посмотрит на вас, ребята:
Поиграем мы в игру "Снеговик" –
представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Но вот потеплело, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
И вот мы снова превратились в детей.
3) Давайте разгадаем следующую загадку:
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех ущипнет за нос.
(мороз)
Покажите, как Мороз хватает ребят за нос и за ухо
(Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос». )
А снеговик предлагает отправиться в зимний лес и вспомнить где зимуют дикие животные.
- В этой норе слышится тявканье лисы. Чья это нора?
- А в этой берлоге спит медведь. Чья это берлога?
- А в этом логове живет волк со своим семейством. Чьё это логово?
- Дружно живут зайцы под кустом. Чей это куст?
- А в этом лесу живет кабан. Чей это лес?
Погуляли по лесу, а теперь немного разомнемся
3. Физкультминутка:
-Массаж ушных раковин.
Уши сильно разотрём и погладим, и помнём.
(Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце
упражнения растереть уши руками) .
- Качание головой.
Покачаем головой - неприятности долой.
(Закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно раскачивать
головой из стороны в сторону. Дышать глубоко) .
- Кивки.
Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
(Медленные наклоны головы к плечам и кивающие движения
вперёд-назад) .
- Ладошка.
Силой на ладошку давим, сильной стать её заставим.
(Пальцы правой руки с усилием нажимают на пальцы левой руки,
которая должна сопротивляться. То же для левой руки) .
- Колечко.
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.
(Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим
пальцем последовательно указательный, средний и т. д) .
- Внимание.
Чтоб внимательными быть - нужно на ладонь
давить.
(Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку
концентрации внимания, расположенную в середине ладони
большим пальцем правой руки. При нажатии - выдох, при
ослаблении - вдох. То же с правой рукой).
Продолжение основной части:
А у нашего гостя осталась последняя загадка:
- Он сказал, что эта загадка – его любимая.
Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
А давайте , ребята сделаем подарок нашему гостю. Нарисуем ему сосульки на крыше.
Но рисовать мы будем двумя руками сразу.
(Дети садятся за стол, берут в руки фломастеры и по образцу логопеда рисуют сначала крышу, а потом сосульки двумя руками зеркально.)
-Вот какие замечательные рисунки у нас получились. Возьми дорогой снеговик их себе на память
12. Итог занятия
Снеговик:
-Спасибо, дорогие ребята, что вы выполнили все мои задания, отгадать такие трудные загадки, спасибо вам и за ваши рисунки. Вы большие молодцы. До свидания.