Конспект мероприятия для родителей детей подготовительной группы «Школа финансов »
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через
взаимодействие с семьей посредством игры.
Задачи:
- Сформировать элементарные экономические знания у родителей
- Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через взаимодействие с семьей
- Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через взаимодействие с семьей
- Обучить своих детей правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов
Родители делятся на две команды (путем жеребьёвки). На каждое задание дается 5мин. На правильный ответ дается один балл. Выигрывает та команда, которая соберет больше балов.
Актуализация знаний. Финансовая разминка.
ЗАДАНИЕ 1. Игра «Кто больше знает финансовых терминов?».
Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать безошибочно как можно больше терминов. По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками. Чужая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом обязательно учитывается соответствие написанных слов с заданной тематикой и грамотностью. За каждый правильный термин дается 1 балл.
Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни?
"Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека..."
Древнегреческий философ Софокл так говорил 2 тыс. лет назад о деньгах.
- А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех преступлениях, в которых их обвиняет Софокл?
Обсуждение с двумя командами
Вывод: в современном мире деньги могут способствовать добру, а могут помогать или даже совершать зло. Все зависит от того, в чьих руках они находятся.
Физминутка «Профессии»
Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора занятие продолжать
ЗАДАНИЕ 2. . «А у нас…»
Рассказать интересную смешную, поучительную историю о финансовом воспитании в семье.
Дидактическая игра «Кто как работает?»
Цель. Расширение представлений о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги.
Оборудование: сказочные герои: Золушка, Буратино, Крот, Дюймовочка, Кот в сапогах, Емеля, Золотая Рыбка, Наф - Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др. Изображения солнышка и тучки.
Ход игры: Покажите волшебный сундучок, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана), лесенка, предложите каждому участнику достать из сундучка рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомим с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Участники доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Участники рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
ЗАДАНИЕ 3. «Кто последний?»
Книги, фильмы, мультфильмы, способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда, от которой не поступило очередного названия)
Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик-Семицветик, Конек-Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики-Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т.д.
ЗАДАНИЕ 4 Игра «Верю - не верю»
Каждой команде по очереди задается вопрос, а они должны ответить верят или нет.
1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?
(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
2. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев?
(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
3. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)
4. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»?
(Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
ЗАДАНИЕ 5. . «У кого больше»
Перечислить игры, способствующие развитию финансовых манипуляций.
(выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)
«Денежный поток», «Капитал», «Инвестор 2000» и «Монополии», «Секреты
богачей», «Крысиные бега», ОНЛАЙН-ИГРА «Финансовая грамота»
Дидактическая игра "Накопи-КА"
Цель: Формирование у участников умения сравнивать количество монет.
Оборудование: игровое поле, кубик, кошелёчки на каждого участника, монеты.
Ход игры: Количество игроков 1-4. На игровом поле, в районе слова "Банк" располагаются монеты. Игрок бросает кубик и делает столько шажков, сколько выпадет на кубике и совершает действия в соответствии с выпавшей клеточкой: +1, +2, +4, +5 - взять из банка соответствующее количество монет. -1, -3 - вернуть в банк соответствующее количество монет.
Побеждает тот, у кого к концу игры в кошельке окажется большее количество монет.
Усложнить: Предложить посчитать, сколько монет " на руках", а сколько осталось в банке.
ЗАДАНИЕ 6 «Продолжите предложение»
Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
a. у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка,
обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
b. это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
c. это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны……
a. говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
b. удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
c. предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
Дидактическая игра: «Магазин»
Цель: Расширение представления о том, что такое магазин, для чего нужны деньги. Вспомнить правила поведения в магазинах
Оборудование: разные товары, картинки с названиями магазинов, деньги, ценники.
Ход игры:
мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.
Воспитатель повторяет и закрепляет уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».
В. А что же такое магазин?
Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы )
Значит, товары, у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
Подумайте, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?
С одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.
- одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
- Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.
Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы )
Необходимо обратить внимание на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы .) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы )
Воспитатель предлагает поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. Предлагает проиграть неловкие ситуации, когда поведение детей в магазине оставляет желать лучшего А так же попробовать купить запланированные покупки, чтобы осталась сдача.
Далее делаются выводы с участниками ( родителями) о необходимости углубленного изучения темы по финансовой грамотности.