Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Романова Е.А.
Тема: «Моя семья – мое богатство».
Цель: обобщение знаний детей по теме «Моя семья»
Задачи:
Образовательная: закрепить знания детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; о составе семьи; о родословной (о генеалогическом семейном древе); закрепить знания детей о создании гербов, их связи с историей семьи, интересами членов семьи. Упражнять в умении правильно отвечать на поставленные вопросы, правильно подбирать прилагательные и глаголы. Закрепить знание детьми пословиц о семье.
Развивающая: продолжать развивать связную речь, отчетливую монологическую и диалогическую речь. Развивать навыки творческого рассказывания. Развивать творческое воображение (при создании герба группы); логическое мышление, познавательный интерес, внимание, память. Развивать желание самостоятельно создать герб группы. Закреплять умение рассказывать о себе, своей семье. Активизировать словарный запас детей по теме занятия.
Воспитывающая: воспитывать интерес к истории своего рода, желание поделиться этими знаниями. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
Познание: беседы с детьми о семье, составление генеалогических древ, семейных гербов, изучение детьми истории своей семьи.
Коммуникация: составление и рассказывание о своей семье по семейным древам.
ЧХЛ: чтение рассказов о семье, разучивание пословиц, отгадывание загадок.
ХТ: рисование портретов мам, пап, рисование «Моя дружная семья», «Герб моей семьи». Изготовление семейных гербов. С/ролевые игры: «Семья», «Мой дом». Помощь детям в подготовке презентаций к рассказам.
Музыка: разучивание песни «Моя семья»
Приоритетные образовательные области: «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Музыка».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Оборудование: презентация к занятию, атрибуты для игры «Нарисуй герб группы», мольберты, лист А3, фломастеры. Выставка: альбомы рисунков детей, семейные фотоальбомы, семейные гербы, родословные древа, матрешка из 7 шт.
Герой: Чевостик (с чемоданом.)
Ход:
Вед.: ребята, давайте представим, что нас пригласили на детскую телепередачу «Моя семья». Прошу вас, проходите на телестудию и занимайте места. (Пока ребята рассаживаются, на экране идет видеозаставка передачи.)
Вед.: добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» . я ее ведущая Романова Елена Александровна!. Сегодня в нашей студии гости программы - педагоги и участники – ребята подготовительной к школе группы «Сказочная» детского сада №171, города Белово. Тема нашей сегодняшней передачи «Моя семья – мое богатство» ( на экране появляется эмблема – темы). И начать я ее хочу со сказки об одном ребенке, который жил один. Итак…
Жил –был мальчик, который был на свете один одинешенек. И никого у него не было. (На экране фигурка мальчика).
Вед.: ребята, разве так бывает, чтобы у человека никого не было? Как вы считаете?
Ответы детей: я (мы) считаем, что у каждого человека должны быть близкие любящие люди, родственники.
Вед.: ну, тогда, мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком? (родителей: маму, папу, бабушку, дедушку, можно брата или сестру) (на экране расставляются родственники).
Вед.: а кто мне подскажет, как называют людей живущих вместе? (Семья)
Молодцы, вы правы!
Входит Чевостик.
Чевостик: здравствуйте, ребята! Я – чевостик, вы помните меня?
Вед.: здравствуй, Чевостик, конечно помним. Но что случилось, почему ты пришел к нам на передачу с чемоданом?
Чевостик: а я к вам жить пришел. У вас так здорово! Буду теперь с вами каждый день общаться!
Вед.: я, конечно понимаю, что ты рад с нами почаще общаться, но я думаю, что все таки человек должен жить дома.
Чевостик: ну, вот, еще, почему?
Вед.: а ты не согласен?
Чевостик: нет, конечно, вот я лично домой теперь ни ногой!
Вед.: Чевостик, у тебя что-то случилось?
Чевостик: (возмущается, плачет) да вы, понимаете, надоело все! Всем от меня что-то надо, все ходят и говорят, Чевостик, сделай то, не делай этого, сходи туда, принеси, то, всем от меня что-то нужно, никакой личной жизни.
Вед.: Чевостик, успокойся, вам необходимо понять друг друга, ведь вы близкие люди.
Чевостик: и понимать тут нечего, такая туча народа и никуда от нее не деться. Семья называется!!! Да лучше бы я как-нибудь один прожил, спокойнее как-то.
Вед.: я думаю, что иметь большую семью это весело. Ведь большая семья – это счастье!
Чевостик: это ужас!!! Я вам сейчас покажу как это весело!!!
(берет матрешку и разбирает ее) сейчас вы увидите: это у нас мама, это папа, вот брат…Ой забыл,,,дедушка, бабушка и все бегают, понимаешь, и всем от меня что-то нужно, Чевостик, не бери это, принеси одно, принеси другое, Чевостик не мешай! Чевостик не играй! Понимаете!? Никакой личной жизни! Поняли, как это весело! Вот, посмотрите: 1,2, 3, 4, 5, 6, 7….и все в одном доме! Это кошмар! Никакой личной жизни!
Вед.: Чевостик, семья так и называется СЕМЬ Я, потому, что это не один человек, вот ты только послушай: семья!
Чевостик: а я не хочу 7 я, я хочу один я. Вы даже меня не уговаривайте! Мне даже уроки никто не помогает делать, и как мне с ними жить!?
Вед.: ну, хорошо, не плачь, мы не будем тебя переубеждать, оставайся в нашей студии, и ты сам скоро поймешь, как здорово иметь семью. Ты сказал, что тебе никто не помогает делать уроки, а что же тебе было задано?
Чевостик: мне нужно составить рассказ о своих родственниках, а я не могу даже с этой кучей народу сосредоточиться, и вообще не могу разобраться, что такое «род» и «родословная». Вот что мне теперь делать?
Вед.: я, кажется знаю, кто тебе поможет. Давай спросим об этом участников нашей студии. Ребята, объясните, что такое «Род»
Ответ детей: род – это одна большая семья (бабушка, дедушка, мама ,папа, …) каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту, члены семьи: бабушки и дедушки. Мы уважаем их и любим за то, что они дали жизня нашим родителям, а родители нам. Так и образуется семья.
Вед.: а что – же такое родословная?
Ответ детей: люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. В наше время мы можем фотографировать, записывать видеосъемку. А в давние времена этого не было, память о родных записывалась в ручную. Такие записи назывались родословными. А зарисовки – генеалогическим древом.
Вед.: спасибо! Вот видишь, Чевостик, а ты переживал… ребята помогли тебе, ответили на твои вопросы. А сейчас, предлагаю тебе послушать пословицы о семье, я думаю твои одноклассники и учительница, очень удивятся тому, как много ты знаешь о семье.
Игра «Ты мне, я тебе»
Ход: дети встают в круг, ведущий бросает мяч, по очереди, говорит начало пословицы, дети говорят ее окончание.
Чевостик: ребята, а кто же меня научит рассказывать о семье? Я двойку не хочу получить!!!!
Вед.: и на это задание у нас есть ответ. Тебе поможет участница нашей программы Максагина Екатерина.
(Рассказ Кати о семье с помощью генеалогического древа)
Вед: ребята, только что сообщили, что у нас в студии есть вопрос от телезрителей, давайте его послушаем.
Телезритель: (видео) здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, Елена Александровна! Помогите нам разобраться. Мы в семье поспорили: может ли быть герб у семьи? И что он должен обозначать?
Чевостик: какой интересный вопрос, а вот действительно, может ли быть герб у семьи, Мне тоже хочется узнать! И вообще, что такое герб?
Ответ детей: герб, это символ, условный знак для какого –ни будь понятия. Он составляется из разных символов, например: солнце – тепло, радуга – радость, капля – дождь, снежинка – снег… Герб – это отличительный знак, который есть у каждой страны, города, предприятия, даже у семьи может быть герб, с помощью него одну семью можно отличить от другой. Раньше на Руси у каждого рода был свой герб. Его берегли, защищали в боях дети, передавали из поколения в поколение. Герб был символом семьи, дома.
Вед.: спасибо за интересный ответ. Я думаю и ты, Чевостик и наши уважаемые телезрители остались довольны.
Чевостик: конечно, спасибо! Я обязательно расскажу про герб в школе, Ксения Алексеевна обязательно меня похвалит! Вот интересно у страны есть герб, а у вашей группы есть?
Вед.: и правда, герба группы у нас нет. Я предлагаю это исправить и придумать герб нашей группы.
Игра «Нарисуй герб группы»
Ход: дети делятся на 2 команды, задача каждой из команд нарисовать герб. Дети по очереди подбегают к листу и рисуют символы, характеризующие группу, первый игрок рисует форму герба.
Вед.: ну вот, теперь у в вашей группе есть целых два герба, один из них мы подарим тебе. А у нас есть еще один участник проекта, который хочет тоже рассказать о своей семье. Это Холодов Вячеслав.
Рассказ Славы Холодова. (с помощью генеалогического древа)
Чевостик: во вам, хорошо, у вас вон какие есть древа и фотографии, а у меня ничего такого с собой нет, ведь я из дома ушел, как же я смогу рассказать о своей семье?
Вед.: ничего страшного, ведь о семье можно рассказать даже без родового древа.
Чевостик: как это?
Вед.: послушай рассказ Кутергиной Вари.
Рассказ Кутергиной Вари с помощью лент.
Чевостик: здорово! А можно вы мне их одолжите! Я вам их потом верну, после школы!
Вед.: конечно бери.
Чевостик: вот вам, большущее спасибо! Я столько узнал о семье, и пословицы, и про род, и про родословную, и про герб… как замечательно, что у всех вас есть семьи. Как хорошо, что приходя домой можно общаться с родственниками! Ведь действительно, семья – это счастье! Я даже заскучал по своим родственникам.
Вед.: мы очень рады, что ты понял, что семья – это богатство! Не грусти, лучше возвращайся домой, и с нашей песенкой.
Песня «Моя семья» (Чевостик уходит)
Вед.: дорогие телезрители и гости нашей телепрограммы, наша передача подошла к концу. Я надеюсь, что все вы поняли, что семья – это главное богатство. Спасибо, вам, дорогие участники за ваши интересные рассказы. И по традиции от нашей программы каждый участник получает небольшой подарок (фотоальбом).
А я говорю вам не прощайте, а до новых встреч в нашей студии.