Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию

Тема: «Путешествие по сказам Бажова»

Средняя группа

Подготовила воспитатель Чечеткина Е.В.

Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П.Бажова

Задачи:

1. Закреплять здания детей о творчестве уральского сказочника П.П. Бажова

2. Развивать умение отвечать на вопросы , применять ранее полученные знания при чтении художественной литературы.

3. Познакомить с разнообразием уральских самоцветов.

4. Развивать речевую активность, активизировать словарь, мелкую моторику, память, коммуникативные способности.

5. Воспитывать любовь к родному краю, художественной литературе.

Словарь:

Сказы, малахит, лазурит, яшма, гранит, аметист.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое, художественно-эстетическое.

Оборудование: Слайды из презентаций, шкатулка с самоцветами, русская народная музыка.

Предварительная работа:

1. Чтение сказов П.П.Бажова.

2. Рассматривание иллюстраций, коллекций камней,

3. Просмотр видео «Драгоценные камни Урала», презентаций «Дом-музей П.П.Бажова».

4. Просмотр мультфильмов «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Огневушкапоскакушка»

5. Дидактические игры: «Собери сказку по частям» «Найди отличия».

Ход НОД

Звучит русская народная музыка.

- Ребята, вы обратили внимание, на то в каком костюме я сюда пришла? (в костюме хозяйки медной горы)

- Правильно, потому что наше занятие будет сказочным. Вы будете мастерами, а я хозяйкой медной горы. Я поведу вас путешествовать по сказам уральского сказочника П.П.Бажова. Готовы? (Слайд)

В нашем городе очень много красивых больших зданий. Но есть среди них особое. Это здание в котором жил замечательный уральский сказочник П.П.Бажов. Сейчас этот дом, дом – музей (Слайд)

Что такое музей по вашему?

- Здесь хранятся личные вещи писателя: книги, мебель, фото (Слайд)

Когда Павлушка был маленький, он очень любил слушать сказки своей бабушки, истории заводского сторожа о сказочном змее Полозе, его дочерях, о хозяйке медной горы, которые охраняли горные богатства. Став взрослым, и получив образование, он работал учителем, учил детей. Затем стал журналистом, много путешествовал по уральским городам. Писал сказы. День и ночь работал сказочник. И на белых листах распускались неувядаемые каменные цветы, голубые змейки, юркие ящерицы, и веселые козлики. (Слайд)

- Создал П.П.Бажов 56 сказов (Слайд)

- Это сказы о детях, о взрослых, о их жизни. Сказочник Бажов в своих сказках или как он их называл «Сказах» воспевает красоту родного края, добрых и сильных духом уральских людей.

Слово «Сказ» происходит от слов «сказывать», «говорить», «рассказывать». В его сказах всегда присутствует реальность и волшебство.

- Вы все глазки закрывайте, «Книгу сказов» в гости ожидайте… раз,два,три «Книга сказов» к нам приди! (звучит волшебная музыка, открывается дверь в книгу сказов.

- Первая страница «Книги сказов» «Путешествие в картинную галерею» (Слайд)

- Игра «Узнай сказ»

Дети рассматривают картины, коротко рассказывают изображенный сюжет (слайды)

- Молодцы ребята. Узнали сказы и вспомнили сюжет.

-Люблю я очень книги. А вы? Хочу я знать! Попробуйте воволшебные загадки отгадать.

- Вторая страница «Книги сказов» «Загадки из Малахитовой шкатулки» (слайд).

- Какого цвета было копытце у козлика в сказке?

- Кто заухал и захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (Филин)

- Какого цвета была змейка в сказке ? (Голубая)

- Продолжите название сказа П.П.Бажова «Каменный …» (Цветок)

- Как называется материал, из которого сделана шкатулка ? (Малахит)

- -Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перья)

- Как звали кошку у Даренки? (Муренка)

Физминутка «Буратино»

- Третья страница «Сказов» «Узнай героя» (Слайд)

Кто сидит у окошка в избушке

А маленький козлик стоит на опушке

Ударит копытцем – каменья летят

И россыпи их под лубною блестят

С козликом рядом кошка Муренка

И смотрит на них из окошка …

(Даренка)

-Юноша-сирота в сказке «Синюшкин колодец» (Илья) (Слайд)

- Как звали дета в Серебряном копытце? (Кокованя) (Слайд)

- Она все песенку поет : -«Правильно говоришь, правильно» (Муренка) (слайд)

- Как называли девочку, которая танцевала на угольках и показывала место где нужно искать золотые самородки? (Огневушка-поскакушка) (Слайд)

- (По мере узнавания героя сказа на экране появляется отгадка)

- В сказах Бажова все дети и Даренка, и Илюша, и Танюша очень любили играть, давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

- Четвертая страница «Книги сказов» Игра «Собери сказ» - нужно собрать сказ их кусочков (поделить детей на 3 команды)

- Пятая страница в «Книге сказов» «В стране самоцветов»

- Скажите ребята, а что появлялось в том месте где козлик бил копытцем? (Ответы детей)

- К нам в гости пришли камни самоцветы, сейчас с ними познакомимся.

Выходят дети и читают стихи прокамни: малахит, лазурит, гранит, аметист, агат (Слайды)

Чудесный бесподобный камень малахит

Влечет к себе, притягивает взор

Его причудливый пленительны узор

Своей игрой рисунка удивит.

Павлиньим этот камень называют

За необычность линий, завитки.

Прогонят меланхолию его круги

И исполняет он желанья, так считают

Веками на земле царит

Священный камень – лазурит

Хранитель мудрости и силы

Известен он по всей России

Кулоны, бусы, кольца, броши

При ярком свете он роскошен

Горят вкрарпления пирита

Как будто звезд прекрасных свита

Известна яшма с давних пор

Неповторим ее узор

Как фантастичны яшм окраски

Рисунки фей из дивной сказки

Пейзажи яшмы потрясают

Людители их собирают

То красоте как будто вторят

А то с самой природой спорят

Гранит

Он очень прочен и упруг

Строителям надежный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны

Ты аметист красив всегда

В разгар весны иль поздним летом

Не увядает красота

Сиреневым сияешь цветом

- ребята, а вы знаете, что уральские самоцветы очень ценятся? Из них изготавливают различные ювелирные украшения, шкатулки,сувениры, и тд. (Слайд)

- Пятая страница «Книги сказов» «В мастерской Данилы мастера»

А теперь я хочу посмотреть какие вы умельцы. И приглашают вас в мастерскую. Я хочу предложить вам смастерить из пластилина малахитовую шкатулку.

- у вас лежит на столах пластилин и небольшая коробочка. Сейчас мы с вами из этих материалов изготовим малахитовую шкатулку. Какого цвета малахитовая шкатулка? Рассмотрите малахит, он содержит в себе какой то узор. В природе вы никогда не найдете камни одинаковой расцветки и с одним узором. Все камни отличаются друг от друга. Возьмем кусочки разного пластилина (Зеленый, желтый, синий, черный) Хорошо их сомнем, смешаем. Вот мы с вами и получили камень малахит.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик-дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья

А сейчас берем коробочку , отрываем кусочек смешанного пластилина и обмазываем им коробочку. И так все кусочки пока коробочка полностью не замажется.

Звучит музыка. Дети выполняют работу.

Вот какие разные и красивые у нас получились малахитовые шкатулки. Я хочу вам сказать спасибо за совместное путешествие по страницам «Книги сказов».

- ребята, о каком сказочнике мы сегодня с вами говорили?

- ребята, а как назвал свою «Книгу сказов» П,П,Бажов?

- какие сказы вы запомнили?

А за то что вы так хорошо знаете творчество П.П.Бажова я дарю вам подарок (конфеты в виде камешков – самоцветов)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

-

-