Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
Тема: «Путешествие по сказам Бажова»
Средняя группа
Подготовила воспитатель Чечеткина Е.В.
Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П.Бажова
Задачи:
1. Закреплять здания детей о творчестве уральского сказочника П.П. Бажова
2. Развивать умение отвечать на вопросы , применять ранее полученные знания при чтении художественной литературы.
3. Познакомить с разнообразием уральских самоцветов.
4. Развивать речевую активность, активизировать словарь, мелкую моторику, память, коммуникативные способности.
5. Воспитывать любовь к родному краю, художественной литературе.
Словарь:
Сказы, малахит, лазурит, яшма, гранит, аметист.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое, художественно-эстетическое.
Оборудование: Слайды из презентаций, шкатулка с самоцветами, русская народная музыка.
Предварительная работа:
1. Чтение сказов П.П.Бажова.
2. Рассматривание иллюстраций, коллекций камней,
3. Просмотр видео «Драгоценные камни Урала», презентаций «Дом-музей П.П.Бажова».
4. Просмотр мультфильмов «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Огневушка–поскакушка»
5. Дидактические игры: «Собери сказку по частям» «Найди отличия».
Ход НОД
Звучит русская народная музыка.
- Ребята, вы обратили внимание, на то в каком костюме я сюда пришла? (в костюме хозяйки медной горы)
- Правильно, потому что наше занятие будет сказочным. Вы будете мастерами, а я хозяйкой медной горы. Я поведу вас путешествовать по сказам уральского сказочника П.П.Бажова. Готовы? (Слайд)
В нашем городе очень много красивых больших зданий. Но есть среди них особое. Это здание в котором жил замечательный уральский сказочник П.П.Бажов. Сейчас этот дом, дом – музей (Слайд)
Что такое музей по вашему?
- Здесь хранятся личные вещи писателя: книги, мебель, фото (Слайд)
Когда Павлушка был маленький, он очень любил слушать сказки своей бабушки, истории заводского сторожа о сказочном змее Полозе, его дочерях, о хозяйке медной горы, которые охраняли горные богатства. Став взрослым, и получив образование, он работал учителем, учил детей. Затем стал журналистом, много путешествовал по уральским городам. Писал сказы. День и ночь работал сказочник. И на белых листах распускались неувядаемые каменные цветы, голубые змейки, юркие ящерицы, и веселые козлики. (Слайд)
- Создал П.П.Бажов 56 сказов (Слайд)
- Это сказы о детях, о взрослых, о их жизни. Сказочник Бажов в своих сказках или как он их называл «Сказах» воспевает красоту родного края, добрых и сильных духом уральских людей.
Слово «Сказ» происходит от слов «сказывать», «говорить», «рассказывать». В его сказах всегда присутствует реальность и волшебство.
- Вы все глазки закрывайте, «Книгу сказов» в гости ожидайте… раз,два,три «Книга сказов» к нам приди! (звучит волшебная музыка, открывается дверь в книгу сказов.
- Первая страница «Книги сказов» «Путешествие в картинную галерею» (Слайд)
- Игра «Узнай сказ»
Дети рассматривают картины, коротко рассказывают изображенный сюжет (слайды)
- Молодцы ребята. Узнали сказы и вспомнили сюжет.
-Люблю я очень книги. А вы? Хочу я знать! Попробуйте воволшебные загадки отгадать.
- Вторая страница «Книги сказов» «Загадки из Малахитовой шкатулки» (слайд).
- Какого цвета было копытце у козлика в сказке?
- Кто заухал и захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (Филин)
- Какого цвета была змейка в сказке ? (Голубая)
- Продолжите название сказа П.П.Бажова «Каменный …» (Цветок)
- Как называется материал, из которого сделана шкатулка ? (Малахит)
- -Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перья)
- Как звали кошку у Даренки? (Муренка)
Физминутка «Буратино»
- Третья страница «Сказов» «Узнай героя» (Слайд)
Кто сидит у окошка в избушке
А маленький козлик стоит на опушке
Ударит копытцем – каменья летят
И россыпи их под лубною блестят
С козликом рядом кошка Муренка
И смотрит на них из окошка …
(Даренка)
-Юноша-сирота в сказке «Синюшкин колодец» (Илья) (Слайд)
- Как звали дета в Серебряном копытце? (Кокованя) (Слайд)
- Она все песенку поет : -«Правильно говоришь, правильно» (Муренка) (слайд)
- Как называли девочку, которая танцевала на угольках и показывала место где нужно искать золотые самородки? (Огневушка-поскакушка) (Слайд)
- (По мере узнавания героя сказа на экране появляется отгадка)
- В сказах Бажова все дети и Даренка, и Илюша, и Танюша очень любили играть, давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»
- Четвертая страница «Книги сказов» Игра «Собери сказ» - нужно собрать сказ их кусочков (поделить детей на 3 команды)
- Пятая страница в «Книге сказов» «В стране самоцветов»
- Скажите ребята, а что появлялось в том месте где козлик бил копытцем? (Ответы детей)
- К нам в гости пришли камни самоцветы, сейчас с ними познакомимся.
Выходят дети и читают стихи прокамни: малахит, лазурит, гранит, аметист, агат (Слайды)
Чудесный бесподобный камень малахит
Влечет к себе, притягивает взор
Его причудливый пленительны узор
Своей игрой рисунка удивит.
Павлиньим этот камень называют
За необычность линий, завитки.
Прогонят меланхолию его круги
И исполняет он желанья, так считают
Веками на земле царит
Священный камень – лазурит
Хранитель мудрости и силы
Известен он по всей России
Кулоны, бусы, кольца, броши
При ярком свете он роскошен
Горят вкрарпления пирита
Как будто звезд прекрасных свита
Известна яшма с давних пор
Неповторим ее узор
Как фантастичны яшм окраски
Рисунки фей из дивной сказки
Пейзажи яшмы потрясают
Людители их собирают
То красоте как будто вторят
А то с самой природой спорят
Гранит
Он очень прочен и упруг
Строителям надежный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны
Ты аметист красив всегда
В разгар весны иль поздним летом
Не увядает красота
Сиреневым сияешь цветом
- ребята, а вы знаете, что уральские самоцветы очень ценятся? Из них изготавливают различные ювелирные украшения, шкатулки,сувениры, и тд. (Слайд)
- Пятая страница «Книги сказов» «В мастерской Данилы мастера»
А теперь я хочу посмотреть какие вы умельцы. И приглашают вас в мастерскую. Я хочу предложить вам смастерить из пластилина малахитовую шкатулку.
- у вас лежит на столах пластилин и небольшая коробочка. Сейчас мы с вами из этих материалов изготовим малахитовую шкатулку. Какого цвета малахитовая шкатулка? Рассмотрите малахит, он содержит в себе какой то узор. В природе вы никогда не найдете камни одинаковой расцветки и с одним узором. Все камни отличаются друг от друга. Возьмем кусочки разного пластилина (Зеленый, желтый, синий, черный) Хорошо их сомнем, смешаем. Вот мы с вами и получили камень малахит.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик-дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья
А сейчас берем коробочку , отрываем кусочек смешанного пластилина и обмазываем им коробочку. И так все кусочки пока коробочка полностью не замажется.
Звучит музыка. Дети выполняют работу.
Вот какие разные и красивые у нас получились малахитовые шкатулки. Я хочу вам сказать спасибо за совместное путешествие по страницам «Книги сказов».
- ребята, о каком сказочнике мы сегодня с вами говорили?
- ребята, а как назвал свою «Книгу сказов» П,П,Бажов?
- какие сказы вы запомнили?
А за то что вы так хорошо знаете творчество П.П.Бажова я дарю вам подарок (конфеты в виде камешков – самоцветов)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
-
-