КОНСПЕКТ НОД «СИНИЧКА» (ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ)
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Чернушкина Е.В., воспитатель, МБДОУ – детский сад №22, г. Орел
Цель: сформировать умения работать с пластилином в технике пластилинография.
Педагогические задачи:
Обучающие: уточнить представления детей о зимующих птицах (строение, внешние признаки, повадки); активизировать словарный запас; познакомить с новой пословицей; познакомить ребят с новым термином – «мозаичная техника»; совершенствовать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание шариков пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей.
Развивающие: развивать у детей логическое мышление, любознательность, творческое воображение, самостоятельность, усидчивость, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к птицам.
Оборудование: объемная фигурка синички; тарелочка с кормом; картон с контурным рисунком; набор пластилина, стека, салфетка для рук, доска для раскатывания пластилина (по количеству детей); магнитная доска; магниты по количеству детей, указка.
Ход занятия
Вводная часть занятия
Воспитатель: Ребята, давайте проведем нашу любимую зимнюю физминутку с Викой.
Ребенок (назначенный педагогом на роль ведущего):
Мы в окошко поглядели (Согнутыми в локтях руками все участники
изображают перед лицом «окошко» в
соответствии со стихотворным ритмом.)
Прогуляться захотели. (Шаги на месте.)
Кто на санках с горки мчится, (Все приседают, вытянув руки вперед.)
Кто на лыжах по лыжне. (Дети сходятся в круг, имитируя ходьбу на
лыжах.)
Кто-то на коньках кружится… (Игроки, кружась, вновь расширяют
круг.)
Очень рады мы зиме! (Хлопки над головой вытянутыми руками.)
Воспитатель: Какая веселая физминутка! Давайте похлопаем друг другу!..
А сейчас мне очень хочется познакомить вас, ребята, с зимней пословицей: «Кому голодно, тому и холодно».
(К одному из детей): Лиза, как ты понимаешь эту пословицу?
Ребенок рассуждает.
Воспитатель: София, что такое «голод»?
Ребенок отвечает.
Воспитатель: Когда мы замерзаем на улице, а, придя домой, хорошо покушаем, нам станет теплее? Значит, чтобы в мороз скорее согреться, нужно что сделать?
Дети: Покушать!
Хоровое и индивидуальное воспроизведение детьми новой пословицы.
Воспитатель: Женя, а кому сейчас в зимнюю пору особенно холодно и голодно?
Ребенок отвечает.
Воспитатель (удаляясь к окну и извлекая из-за шторы объемную фигурку синички):
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится!
Клювиком в мое окно
Стукнула синица!
Воспитатель (вернувшись в круг, демонстрирует птичку в ладошках):
Какая грустная птичка: холодно ей и голодно. Давайте ее обогреем, покормим. А чтобы ей стало веселей, пригласим в гости целую стайку синичек, которых мы сделаем своими руками. Приглашаю вас, ребята, в мастерскую.
Воспитатель подводит детей к своему рабочему столу,
где располагает и синичку.
Основная часть занятия
Воспитатель (к одному из детей): Ваня, поднеси тарелочку с кормом синичке.
Ребенок выполняет поручение педагога.
Воспитатель: Ребята, как вы догадались, что к нам прилетела именно синичка?
Дети объясняют, делают выводы.
Воспитатель: Ребята, про птичку с желтой грудкой можно сказать – «желтогрудая».
Хоровое и индивидуальное воспроизведение детьми нового слова.
Воспитатель: Я уже приготовила для работы пластилин желтого цвета. А для того, чтобы грудка нашей синички казалась пушистой, мягкой, теплой, совсем, как у настоящей птички, мы будем использовать новую технику пластилинографии – «мозаичную».
Хоровое и индивидуальное воспроизведение детьми нового термина.
Воспитатель (сопровождая свои действия с пластилином за рабочим столом): «Мозаичная техника»: отщепив небольшой кусочек пластилина, нужно скатать его двумя пальчиками в маленький шарик и прижать. Половину шарика размазать. Другая часть будет выпуклая, по форме похожа на капельку. Примазываем к нашей заготовке капельку за капелькой, ряд за рядом. Вот какие чудесные перышки у моей синички! Заполнить перышками нужно все пространство (грудку), не выходя за контур. (Педагог выставляет на магнитной доске свою работу.)
(К детям): А теперь я предлагаю вам, ребята, занять свои рабочие места.
Воспитатель: Предлагаю поиграть:
Наши пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика (по выбору педагога)
Воспитатель: А еще хочу напомнить: для того, чтобы достичь хорошего результата, нужно сесть прямо, ноги поставить ровно, работать нужно тихо и дружно.
Под музыкальное сопровождение дети работают с пластилином.
Воспитатель: Ребята, давайте расположим синичек на доске и познакомим с ними нашу гостью.
Дети выполняют поручение педагога.
Заключительная часть занятия
Воспитатель: Пока наши синички знакомятся, угощаются, мне хотелось бы спросить у Вики:
- С какой пословицей мы сегодня познакомились?
Ребенок воспроизводит новую пословицу.
Воспитатель (здесь и далее обращается с итоговыми вопросами к нескольким детям):
- Как мы помогли синичке?
- Какую технику мы использовали в работе с пластилином?
- Какой результат мы получили?