Конспект НОД по математике в старшей группе с использованием

палочек Кюизенера «Путешествие по сказкам».

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью палочек Кюизенера.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить понятие, что у палочки (у каждого цвета) есть свое число.

2. Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.

3. Учить составлять число 6 из двух меньших чисел;

4. Закрепить представления о размере (длине) и цвете.

Развивающие:

1. Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь,

умение рассуждать, доказывать.

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Оборудование:
Палочки Кюизенера индивидуально на каждого ребёнка, схема для постройки машины, карточки с кроватками на каждого ребёнка, презентация. Угощение для детей.

Методические приёмы:

Наглядные; словесные (напоминания, указания, вопросы); игровые (сюрпризный момент).

Ход занятия:

1. Ребята, у нас сегодня в группе гости. Что нам нужно сделать? (Поздороваться!)

-Правильно (Дети здороваются)

А сейчас:

Мы за руки возьмемся (взяться за руки)

Друг другу улыбнемся (улыбнуться в обе стороны)

Мы не будем ссориться, (погрозить пальчиком)

Будем мы дружить (сцепить руки над головой)

Ручками своими («фонарики»)

Тепло души дарить. (погладить соседа по спине).

— Вот какие у вас замечательные руки- приветливые и ласковые. А что еще умеют делать ваши руки в детском саду? (Лепить, рисовать, собирать игрушки и т. д)

-Дети, ваши руки умеют работать с цветными палочками(Да) 

— Это умение нам сегодня очень пригодится.

2. Мотивационный этап.

-Посмотрите, сегодня утром в нашей группе я нашла письмо.

Прислал нам его гномик. Давайте прочитаем (на экране конверт и текст письма)

«Здравствуйте ребята, в стране сказок был сильный ветер, и теперь там страшный беспорядок. Помогите, пожалуйста, сказочным героям, навести порядок в их сказках. Гномик».

-Ребята, гномик просит нас о помощи, приглашает в гости в страну сказок. Это большая и удивительная страна. Путь туда неблизкий. 

3. Основной этап.

-Прежде чем отправиться дальше, давайте спустимся по лестнице, и назовем цвет и номер каждой палочки Кюизенера.

Мы по лесенке шагаем и ступеньки мы считаем.     (дети шагают на месте)
Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной!     (дети хлопают в ладоши)

Первая это белый листок! (дети рисуют в воздухе двумя пальцами квадрат)
Вторая – розовый лепесток! (дети подносят ладошки к носу и делают вдох)
Третья, как голубой океан (дети делают движения руками - волна)
Четвёртая – красный красивый тюльпан (складывают ладошки вместе

с локтями)
Пятая – желтый солнечный свет!  (круговые движения руками)
Шестая – сиреневый яркий букет (дети соединяют руки кольцом и наклоняются вперёд)
Седьмая – чёрный пушистый кот!(дети показывают движение кошачьих лапок)
Восьмая – вкусный вишнёвый торт(ладони вытянуты вперёд, держим торт

и дуем на свечи)
Девятая – синий мой мячик (ладони соединяются шариком движение подбросили и поймали)
Десятая – оранжевый зайчик (ладони ушки на макушке шевелятся).

4. - Итак, мы отправляемся с вами в путешествие.

-Но на чем же мы отправимся туда?(дети называют транспорт, на котором можно доехать: автобус, машина, поезд, телега, воздушный шар и т.д)

-Ребята, подождите, в письме еще что – то написано. Оказывается, мы не все прочитали.

-Посмотрите, Гномик хотел отправить за вами машину, но она сломалась, и он предлагает сделать ее вот по такой схеме.

-Проходите за столы, там для вас лежат приготовленные гномиком цветные палочки (дети проходят за столы)

-Первой положим палочку, обозначающую какую цифру? (цифру один)

-Какого цвета она будет? (белая)

-Какого цвета палочка будет лежать за белой? (голубая палочка)

-Почему? (обозначает цифру 3)

-Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить вертикально.

-Какого цвета палочка будет лежать за голубой? (красная)

-Какая она по счету? (третья)

-Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить горизонтально.

-Ребята, чего еще не хватает для того, чтобы отправиться в путь? (колес)

-Колеса у нас будут из палочек, обозначающих цифру 1.

-Какого цвета палочки мы поставим? (белые) (дети делают колеса)

- Посмотрите на экран.

-Проверьте, правильно ли вы выложили машину.

-Молодцы, все справились с заданием.

Отправляемся в путь. А в какую сказку мы с вами попадем – вы узнаете, когда отгадаете загадку.

А дорога далека, а корзинка нелегка.

Сесть бы на пенек, съесть пирожок. (Маша и медведь.)

-Правильно, мы попали в сказку «Маша и медведь».

Маша предлагает нам сделать гимнастику для глаз.

Сел медведь на бревнышко (присели)

Стал глядеть на солнышко (смотрят вверх, поднять голову кверху)

Не гляди на свет медведь (глазами вправо, -влево, моргают глазами)

Глазки могут заболеть.

-Ребята, Машенька очень хотела порадовать медведя и решила соткать для него коврик, но у Машеньки только одна фиолетовая ниточка.

-Давайте мы с вами поможем Машеньке, сделаем красивые коврики, из наших палочек.

-У нас с вами уже лежит фиолетовая палочка, это будет основа коврика. Каждый ряд составьте из двух других палочек, ряды не должны повторяться.

-А теперь давайте «прочитаем» коврик.

-Какое число обозначает фиолетовая палочка? (6)

-Из палочек какого цвета состоит второй ряд коврика, если первая палочка белого цвета? (белая и желтая)

-Палочки какого цвета взяли для третьего ряда? (розовую и красную)

-И четвертый ряд у нас состоит из палочек …(голубого цвета).

-Давайте «прочитаем» коврик числами. (шесть это один и пять, два и четыре, три и три, четыре и два, пять и один).

- Чтобы коврик получился завершённым, надо его украсить бахромой, бахрома у нас будет из белых палочек, их мы положим на фиолетовую палочку.

Наше путешествие продолжается.

- Молодцы, справились с заданием! Давайте немного отдохнем.

Физическая минутка «Медведи»

Три медведя шли домой (шагают покачиваясь)

Папа был большой- большой (руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (руки к груди)

А сынок малютка просто (приседают)

Очень маленький он был (в приседе переваливаются с ноги на ногу)

С погремушкою ходил дзинь-ля-ля (встают и звенят погремушкой)

Теперь мы попадаем в следующую сказку.

«Возле леса на опушке трое их живут в избушке.

Три кровати, три подушки, угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?» (Три медведя).

Дети, у медведей поломались все кровати.

-Давайте поможем им все кровати отремонтировать и заправить.

-У кого будет самая большая кровать? (У папы, Михаила Ивановича)

-Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)

-А самая маленькая? (у Мишутки)

-Она какого цвета (фиолетовая).

-Тогда у Настасьи Петровны кровать будет среднего размера, и цвет у

нее…(вишневый) (Дети выкладывают кровати из палочек за столами).

- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так (показывать схемы):

-Сверху в одну линию положим «одеяло», которое сшито из «лоскутков» - 

палочек.

- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?

- на средней кроватке?

- на маленькой кроватке? (Ответы детей)

- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)

- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны

на каждую кровать.

- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы

им помогли.

5.Рефлексия.

- Спасибо, Вам ребята, что помогли сказочным героям.

Гномик благодарит вас за помощь, передает вам подарок и прощается с вами (Воспитатель вносит коробку палочек Кюизенера, завязанная лентой; внутри вместо палочек - сладости).

6. Нам пора возвращаться в детский сад, чтобы быстрее добраться, скажем, волшебные слова. Закройте глаза.

- Раз, два, три, в детский сад попади!

Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Кому понравилось наше путешествие - улыбнитесь, а если нет – нахмурьтесь.

- Что больше всего вам понравилось?

- А какое было самое трудное задание?