Конспект НОД по обучению элементам грамоте
в логопедической компенсирующей направленности подготовительной к школе группе «Знания проявите, букву в награду получите»
Цель: Закрепление знаний детей по обучению элементам грамоте.
Коррекционно-образовательные задачи: - Закрепление знаний о гласных и согласных звуках: твердые и мягкие; глухие и звонкие; правилами звуков «йа, йо, йу, йэ»; букв Я, Ё, Ю. Е; - Совершенствование навыка определять количество слогов в слове; - Развитие умения вставлять пропущенные буквы в словах; их чтение; - Закрепление умения подбирать родственные слова; - Закрепление навыка составления слова и предложения с предлогами, используя схемы предложения. - Развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи: - Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса; артикуляционной, мелкой и общей моторики. – Совершенствование фонематических представлений; - Закрепление общих речевых навыков в свободной речевой деятельности; правильное произношение всех звуков родного языка в процессе всех игровых заданий; - Развитие зрительного внимания и восприятия, мыслительных процессов; связной речи;
Воспитательные задачи: - Воспитание навыков сотрудничества на занятии; самостоятельности, ответственности и активности; желание с хорошими знаниями поступить в 1-й класс; - Формирование коммуникативных навыков общения;
Демонстрационный материал: Буквы: Ш, К, О, Л,А; мяч; карты-схемы А4 со словами: звуки, буква, слог, слово, предложение; знаки: Ъ, Ь; фишки: (красные, синие, зеленые); Раздаточный материал: простой карандаш, счетная палочка (указка); карточка с пропущенными буквами; схемы-предложения, на каждого ребенка.
Орг.момент. Логопед: - Встали в круг. Нашли магнитики и «прилепили» ножки. Улыбнулись. Рассердились. Удивились. Ход НОД. Логопед: - В течение всего времянахождения в д/саду, вы в процессе игры по обучению элементам грамоте, получали знания. Для чего, почему? (Потому что хотим все знать, чтобы в школе 4 и 5 получать); Логопед: - Предлагаю игру «Слушайте. Думайте. Задания выполняйте и букву в награду получайте» Задание № 1: - «Надо расставить правильно цифры над буквами и прочитать слово» (звуки); Вопросы: - Что вы знаете о звуках? Какие бывают звуки? (ответы детей); (На доске размещаю букву Л) Задание № 2: - Прочитайте слово «От самой большой до самой маленькой буквы» (буква); - Что вы знаете о буквах? (ответы детей). (На доске размещаю букву О) Задание №3: - Какие 2 звука находятся в буквах Я, Ю, Е, Ё? (ответы детей); Показ знаков: Ъ, Ь. (значение знаков в словах); (На доске размещаю букву Ш) Физминутка «Слова слушай внимательно и действия выполняй, про Ъ и Ь знак не забывай». На Ъ знак твердость, силу, покажи. На Ь знак мягкость, слабость, легкость, изобрази. (богатырь, сосулька, скала, ниточка, подъемный кран, белье на веревочке) За столы, пройдите и свое игровое место, займите. (На доске размещаю букву А) Упражнения для глаз. Пальчиковая игра. Задание №4: Дид. упражн. «Справа налево, прочитайте слово» (слог); - Что такое слог? (ответы детей). Из набора карточек со слогами дети составляют слово «игрушки»; - Прочитайте слово «От самой маленькой до самой большой буквы» (слово); - По картинке слева на карточке, необходимо определить нужное слово и вставить пропущенные буквы. - Позвать слово, определить и поставить ударение (самостоятельная, практическая деятельность детей); (На доске размещаю букву К) Задание №5: Обращаю внимание детей на размещенные буквы на доске и дети составляют слово ШКОЛА. Дид./упражн. «Мяч лови, родственное слово к слову «школа», подбери». Дид./упражн. «Составь предложение со словом «школа», используя предлог. Посчитай, количество слов в предложении и назови самое короткое слово – предлог в этом предложении.
Анализ НОД совместно с детьми: «Какие задания больше всего понравились в игре?»