Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 26" Волжского района г. Саратова КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ОВАЛ" в старшей группе детей с ЗПР Автор учитель – дефектолог, высшей квалификационной категории Кулешова Наталья Юрьевна. Саратов Программа "Подготовка детей к школе с задержкой психического развития" под ред. С.Г. Шевченко Возрастная группа: старшая группа детей с ЗПР Тема НОД "Геометрические фигуры. Овал" Ведущая образовательная область: познавательное развитие Цель: познакомить детей с геометрической фигурой - овалом Образовательные задачи: 1. Познакомить с геометрической фигурой - овалом 2.Формировать умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов. 3. Закреплять представление о круге, квадрате, треугольнике; Развивающие задачи: 1. Развивать внимание, память, мышление 2.Развивать глазомер, мелкую моторику. 3. Развивать пространственное воображение Воспитательные задачи 1. Формировать коммуникативные навыки; 2 Продолжать учить оценивать качество выполнения заданий партнеров по игре Виды деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, познавательно- речевая. Форма организации: групповая Раздаточный материал: математические планшеты, листы с печатной основой, геометрические наборы на каждого ребенка Демонстрационный материал: схематичное изображение животных(лиса, белка, заяц) Активизация словаря: овал, круглый, квадратный, треугольный. Предварительная работа Д/И "Цвет и форма", "Подбери предмет по форме", Выкладывание разных предметов из геометрических фигур ( по схеме и замыслу" Ход занятия Вводная часть Ребята, вы любите ходить в гости Дети: Да Дефектолог: Сейчас мы с вами отправимся к жителям города геометрических фигур. Ножкой топнем, ручкам и хлопнем, закроем глазки, Скажем: "Ах". И окажемся в гостях Дефектолог: Вот мы и в городе Геометрических фигур 2. Основная часть Дефектолог: Здесь живут веселые друзья - геометрические фигуры. А какие это фигуры, вы узнаете, если отгадаете загадки. Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой друзья? Назовите вы меня! Дети: круг Дефектолог: Три стороны и углов тоже три. Что за фигура посмотри. Дети: треугольник Дефектолог: не овал я и не круг, треугольнику не друг, Прямоугольнику я брат. И зовут меня… Квадрат. Выставляются на доску соответствующие геометрические фигуры Дефектолог: Друзья фигуры просят нас помочь им построить дома. Дети рисуют резиночками на математических планшетах дома . Дефектолог: Какой формы стены твоего дома , крыша, окно? Ответы детей: треугольное, квадратное и т.д. Дефектолог: Какие красивые дома у вас получились. Поставим их в ряд. Вот и целая улица. Давайте дадим название улицы Ответы детей: треугольная, фигурная, веселая. Дефектолог: Ребята, посмотрите, сюда что за фигура к нам идет? Ответы детей. Дефектолог: Давайте расскажем о каждой фигуре. 1-й ребенок (берет треугольник и говорит от его имени) Здравствуй, я треугольник. У меня три стороны и три угла я похож на флажок, елку и т.д. 2-й ребенок берет квадрат. Я квадрат, у меня четыре стороны и четыре угла. Я похож на телевизор… 3-й ребенок. (берет круг) Я круг, у меня нет углов и я могу катиться. Я похож на колесо…. Дефектолог: ( от имени овала) Здравствуйте, друзья. Я - овал. Я похож на круг. Дефектолог: ставит овал рядом с кругом , накладывает круг на овал, дети выделяют сходства и различия Дефектолог: Овал, оставайся в городе Геометрических фигур. А наши друзья покажут тебе много интересного. Динамическая пауза: Раз - согнуться, разогнуться, Два прогнуться, потянуться Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять , шесть тихо сесть. Дефектолог: Ребята, овал пошел в магазин и хочет купить предметы овальной формы. Давайте ему поможем найдем предметы, которые похожие на овал. Дети обводят на листах с печатной основой предметы, похожие на овал. Дефектолог: помогли овалу с покупками, а теперь идем на прогулку в лес ( картинки с изображением леса, выставляются на доску. Дефектолог: А какие животные живут в лесу? (выставляется схемы танграмма) Рассмотрите. Какие фигуры вы видите в изображении лисы, зайца, медведя? Давайте сфотографируем животных на память. Работа с раздаточным материалом. Дети выкладывают изображения животных, используя схемы и танграмм. Дефектолог: проверьте друг друга, похожи ли ваши животные на тех, которые находятся в лесу. Дети сравнивают Дефектолог : Ну что ж, пришло время нам возвращаться в детский сад. А фигурам в свои домики. В домике с каким окном будет жить квадрат? ( Круг? Треугольник?) Ответы детей: квадратным (треугольным, круглым) А с какой фигурой в одном домике будет жить овал? Почему? Дети: С кругом. Потому что он похож на овал, у него нет углов 3. Заключительная часть Дефектолог: скажем нашим фигурам "Д свидания" Ножкой топнем, ручками хлопнем Закроем глазки , скажем: "Ой! И вернемся мы домой. Рефлексия Дефектолог: Ну вот мы и вернулись в сад. У кого мы были в гостях Ответы детей Дефектолог: Что мы делали в городе Геометрических фигур. С каким настроением вернулись в сад? Дети: С хорошим, веселым Дефектолог: посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Геометрические фигуры. Овал