Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 26"
Волжского района г. Саратова












КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
ПО

 ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

"ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ОВАЛ"

в старшей группе детей с ЗПР
















                                                                                             Автор
учитель – дефектолог, 
высшей квалификационной категории 
Кулешова Наталья Юрьевна.





Саратов




Программа "Подготовка детей к школе с задержкой психического развития" под ред. С.Г. Шевченко
Возрастная группа: старшая группа детей с ЗПР
Тема НОД "Геометрические фигуры. Овал"
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Цель: познакомить детей с геометрической фигурой - овалом
Образовательные задачи:
1. Познакомить с геометрической фигурой - овалом
2.Формировать умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
3. Закреплять представление о круге, квадрате, треугольнике;
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление
2.Развивать глазомер, мелкую моторику.
3. Развивать пространственное воображение
Воспитательные задачи
1. Формировать коммуникативные навыки;
2 Продолжать учить оценивать качество выполнения заданий партнеров по игре
Виды деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, познавательно- речевая.
Форма организации: групповая
Раздаточный материал: математические планшеты, листы с печатной основой, геометрические наборы на каждого ребенка
Демонстрационный материал: схематичное изображение животных(лиса, белка, заяц)
Активизация словаря: овал, круглый, квадратный, треугольный.
Предварительная работа Д/И "Цвет и форма", "Подбери предмет по форме",
Выкладывание разных предметов из геометрических фигур ( по схеме и замыслу"

Ход занятия
Вводная часть
Ребята, вы любите ходить в гости
Дети: Да
Дефектолог: Сейчас мы с вами отправимся к жителям города геометрических фигур.
Ножкой топнем, ручкам и хлопнем, закроем глазки,
Скажем: "Ах". И окажемся в гостях
Дефектолог: Вот мы и в городе Геометрических фигур
2. Основная часть
Дефектолог: Здесь живут веселые друзья - геометрические фигуры. А какие это фигуры, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Нет углов у меня, 
И похож на блюдце я, 
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой друзья?
Назовите вы меня!
Дети: круг
Дефектолог: Три стороны и углов тоже три. 
Что за фигура посмотри.
Дети: треугольник
Дефектолог: не овал я и не круг, 
треугольнику не друг,
Прямоугольнику я брат.
 И зовут меня… Квадрат.
Выставляются на доску соответствующие геометрические фигуры
Дефектолог: Друзья фигуры просят нас помочь им построить дома.
Дети рисуют резиночками на математических планшетах дома .
Дефектолог: Какой формы стены твоего дома , крыша, окно?
Ответы детей: треугольное, квадратное и т.д.
Дефектолог: Какие красивые дома у вас получились. Поставим их в ряд. Вот и целая улица. Давайте дадим название улицы
Ответы детей: треугольная, фигурная, веселая.
Дефектолог: Ребята, посмотрите, сюда что за фигура к нам идет? 
Ответы детей.
Дефектолог: Давайте расскажем о каждой фигуре. 
1-й ребенок (берет треугольник и говорит от его имени) Здравствуй, я треугольник. У меня три стороны и три угла я похож на флажок, елку и т.д.
2-й ребенок берет квадрат. Я квадрат, у меня четыре стороны и четыре угла. Я похож на телевизор…
3-й ребенок. (берет круг) Я круг, у меня нет углов и я могу катиться. Я похож на колесо….
Дефектолог: ( от имени овала) Здравствуйте, друзья. Я - овал. Я похож на круг.
 Дефектолог: ставит овал рядом с кругом , накладывает круг на овал, дети выделяют сходства и различия
Дефектолог: Овал, оставайся в городе Геометрических фигур. А наши друзья покажут тебе много интересного.
Динамическая пауза:
Раз - согнуться, разогнуться,
Два прогнуться, потянуться
Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять , шесть тихо сесть.
Дефектолог: Ребята, овал пошел в магазин и  хочет купить предметы  овальной формы. Давайте ему поможем  найдем предметы, которые  похожие на овал.
Дети обводят на листах с печатной основой предметы, похожие на овал.
Дефектолог: помогли овалу с покупками, а теперь идем  на прогулку в лес ( картинки с изображением леса, выставляются на доску.
Дефектолог: А какие животные живут в лесу? (выставляется схемы танграмма)
Рассмотрите. Какие фигуры вы видите в изображении лисы, зайца, медведя?
Давайте сфотографируем животных на память.
Работа с раздаточным материалом.
Дети выкладывают изображения животных, используя схемы и танграмм.
Дефектолог: проверьте друг друга, похожи ли ваши животные на тех, которые находятся в лесу. 
Дети сравнивают
Дефектолог : Ну что ж,  пришло время нам возвращаться в детский сад. А фигурам в свои домики. В домике с каким окном будет жить квадрат? ( Круг? Треугольник?)
Ответы детей: квадратным (треугольным, круглым)
А с какой фигурой в одном домике будет жить овал? Почему?
Дети: С кругом. Потому что он похож на овал, у него нет углов
3. Заключительная часть
Дефектолог: скажем нашим фигурам "Д свидания"
Ножкой топнем, ручками хлопнем
Закроем глазки , скажем: "Ой! И вернемся мы домой.
Рефлексия
Дефектолог: Ну вот мы и вернулись в сад. У кого мы были в гостях
Ответы детей
Дефектолог: Что мы делали в городе Геометрических фигур.  С каким настроением вернулись в сад? 
Дети: С хорошим, веселым
Дефектолог: посмотрите друг на друга, улыбнитесь.