КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Россия – многонациональное государство, но всех граждан России, таких разных по происхождению, языку, обычаям и традициям, объединяет одно - любовь к Родине, к родному дому. И это действительно так, ведь любовь к Родине начинается на пороге своего дома. Мы любим свою страну, свой город, родной край, как свою маму, а ведь Родина – мать своего народа и, как мать, она гордится своими «детьми», заботится о них, придает им силы. А «дети», в свою очередь, испытывают чувство любви к своей Родине.
Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре России, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи: 1. Углублять и уточнять представления о Родине – России.
2. Развивать представление о том, что Россия – огромная многонациональная страна.
3. Знакомить с обычаями и традициями народов России.
4. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
5. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма, гордости за свою страну.
6. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, коммуникативные навыки.
Материал и оборудование: карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; магнитофон, аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России.
Ход НОД: (Звучит песня о Родине).
Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.) Правильно, Родина – это место, где мы с вами живём, где живут ваши родные и друзья.
Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация) (Рассматривание карты России).
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а ты продолжи»: Наша страна называется …(Россия), наша страна очень …(большая, огромная), в ней много …(рек, озёр, лесов, городов), Люди, которые живут в нашей стране, называются …(россияне).
Наша страна огромная, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой народов, проживающих на её территории. Ребята, как вы думаете, люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, татары, башкиры, нанайцы, чукчи, якуты, буряты и др.) (Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах). Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам, но такая традиция сохранилась в некоторых регионах и по сей день.
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна.
Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.) Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, обряды. У каждого народа свои праздники, и очень часто они связанны со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. Какие русские народные праздники вы знаете? (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Ильин день и др.)
У чувашей есть праздник Акатуй – праздник начала посевных работ, у татарского народа праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. А также у каждого народа есть свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, а наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Физкультминутка «Моя Россия».
Приезжай за моря и океаны, (дети «едут»)
Над всею Землёй пролети: (дети «летят»)
Есть на свете различные страны (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти (отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды (дети приседают)
Широка и привольна Земля (дети встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, («стучат» руки перед собой)
И шумят расцветая поля… (плавные взмахи руками, разведёнными в стороны).
У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой – национальный и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. (Рассматривание выставки сказок народов России). Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.). Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. Назовите народные сказки которые вам запомнились больше всего? (Ответы детей.). Сказки всех народов России очень добрые, в них много мудрости, в них говориться про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе!
О чём мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали? Что было для вас интересным?