* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности

в подготовительной к школе группе

«Родословная моей семьи

Составила: воспитатель МАДОУ №18 «Родничок» Масленникова Светлана Юрьевна

Задачи:

Образовательные:

1. Дать детям понятие: «род», «родословная», «родственники», уточнить понятие: «семья», «родители».

2.Дать представление о значимости народной песни на протяжении всей жизни русского народа, о распределении семейных обязанностей.

Обучающие:

1. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

2. Дать понятие «Семейная реликвия».

Воспитательные:

1. Обогащать духовный мир ребёнка.

2. Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким.

Интеграция образовательных областей

Познание:

-формировать понятие о семье;

-систематизировать знаний детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

Коммуникация:

-развитие зрительного и слухового внимания, умения слышать и слушать друг друга и педагога;

-развитие логического мышления, через установление пар родственных отношений;

Чтение художественной литературы:

-выразительное чтение стихов;

-объяснение смысла пословицы: « Не нужен и клад, если в семье лад».

Социализация:

-формирование представления о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге.

Методы организации:

Наглядные: рассматривание предметных и сюжетных картинок;

Словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение наизусть;

Игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы по теме « Моя семья».

2. беседы «Моя семья», «Мои родственники».

3. Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе.

4. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».

5. Дидактические игры по теме «Семья».

6. Выставка рисунков «Наша дружная семья», фотоальбомов «Традиции моей семьи».

Предварительная работа с родителями:

1. Консультация «Родословная –старинная традиция всех народов».

2. Консультация «Творим вместе с детьми».

Предварительная работа родителей:

Провести беседу с детьми о своей семье, родственниках.

Рассказать о своём детстве, школьных годах, семейных традициях, реликвиях.

Рассказать о значении фамилии, и имён членов семьи.

Изготовление генеалогического древа семьи.

Изготовление гербов семьи.

Оборудование:

Заготовка кроссворда «Моя семья», макет дерева «Дружная семейка», фотографии детей, семейные реликвии- старые фотографии, украшения, книги, предметы быта.

Техническое оснащение: ноутбук, интерактивная доска.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: « Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

Я хочу предложить вам поиграть в игру «Подари улыбку другу»-закройте на минуточку глазки и представьте тёплое, доброе солнышко на небе, как оно улыбается вам. Откройте глазки, улыбнитесь друг другу и скажите «Ты мне нравишься, ты мой друг, будем дружить». Ребята от ваших улыбок стало светлее в нашей группе. А я приглашаю вас встать в полукруг.

Объявление темы:

Ребята, перед вами кроссворд, который имеет прямое отношение к теме нашего сегодняшнего занятия. Вам надо правильно ответить на вопросы и вписать слова по горизонтали.

Вопросы кроссворда:

Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа)

Самый младший член семьи. (Ребёнок)

Кто из вашей семьи ходит в детский сад. (Я)

Все нарядные с утра: я, братишка и…….. (Сестра)

Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка)

Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом)

Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой. (День рождения)

Дети вместе с педагогом разгадывают кроссворд, называют словосочетание по вертикали: «Моя семья».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает слово- семья? (Ответы детей)

Это значит, что как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка-походку папы, цвет глаз такой же как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих сестёр и братьев. Но сходство проявляется не только по внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестёр

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой жил избушке.

(Ю.Энтин)

В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье? (Дети читают пословицы и поговорки о семье)

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что мы часто в пословицах и поговорках слышали слово семья. Замечательное, доброе, тёплое слово семья. Если произнести его по слогам, то получиться слово-

Дети: Семь-Я.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают эти – семь – я?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Эти семь-я- ваша семья, родная, близкая и любимая.

А вы знаете стихи о семье? Расскажите.

(Дети читают стихотворения о семье, приготовленные дома)

Воспитатель: Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья-самая счастливая!». О счастливой семье у нас и песня есть! Русский народ всегда любил песню. Песни сопровождали не только праздники, но и труд, помогая работать и отдыхать. С песней тяжёлая работа становилась лёгкой, а жизнь светлее. Давайте споём нашу песню о семье.

(Дети исполняют песню «Что такое семья?» (Музыка и слова Е. Гомоновой)

Воспитатель: Спасибо, ребята, за такую замечательную песню. А расскажите, пожалуйста, о своих бабушках и дедушках-как их зовут, чем они занимаются, как вы к ним относитесь.

Дети: (Называют полное имя, отчество бабушек и дедушек, рассказывают про них, высказывают своё отношение к ним.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вижу по вашим рассказам, что вы очень любите своих дедушек и бабушек. Я очень рада этому, я горжусь, что вы такие добрые, заботливые. Ведь благодаря им, появились ваши дружные и крепкие семьи.

Ребята, вы дома, со своими родителями, составили генеалогическое древо-родословную вашей семьи. Давайте внимательно рассмотрим эти генеалогические древа. Это дерево. У него есть глубокие корни: это прабабушки и прадедушки. Крепкий высокий ствол- это дедушки и бабушки. Ветки, которые тянутся в право и влево –это ваши папы и мамы. А на самом верху, на тоненьких веточках-это вы ребята.

Сегодня к нам в гости пришли некоторые семьи, которые хотят поделиться с вами своими рассказами о семье, своими традициями.

Татьяна Владимировна, расскажите пожалуйста нам о своей родословной.

Кириллова Т.В. Ребята, слово род- это одна большая семья, это родственники. Родословная- история одной семьи-прапрадедушки, прапрабабушки, прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки, папа, мама и дети. (рассказ Т.В. и дочки Марии о истории её семьи).

Воспитатель: Большое спасибо Вам за интересный рассказ о вашей большой и дружной семье.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре /хлопают в ладоши/

Кто живёт у нас в квартире /поднимают плечи/

Раз, два, три, четыре , пять /прыгают на месте/

Всех могу пересчитать /считают пальчиками/

Папа, мама, брат, сестра,

Бабушка и дедушка /показывают ладошкой/

Кошка Мурка, два котёнка /наклон вправо, влево/

Мой сверчок, щенок и я /повороты вправо, влево/

Вот и вся моя семья. /хлопают в ладоши/

Репина Елена Владимировна: Мы хотим поделиться с вами историей нашей семьи, о наших родственниках, о её традициях. (Рассказ Е.В. и её сына Вовы)………………………..

У нашей семьи есть очень интересная игра «Поменяйся местами». Я хочу вам предложить в неё поиграть. Возьмите на столе картинку, рассмотрите её. А теперь давайте поиграем………

Выйдите сюда те, у кого изображены белые птицы. А теперь те, у кого изображены 2 животных. А сейчас выйдут те, у кого изображены колосья. (у кого ломаные линии, у кого 1 зверь, у кого изображены петух и орёл).

Молодцы! Что у вас в руках? (ответы детей- гербы городов)

Что такое герб? ответы детей

Воспитатель: Правильно, герб-это отличительный знак, символ города или страны.

Но не только у страны или города может быть герб. Он может быть и у семьи. Семья это тоже маленькое дружное государство, у которой есть свои интересы, традиции, свои занятия.

Наши ребята тоже придумали герб своей семьи и сейчас они вам их представят. (Дети рассказывают о своих гербах)

Спасибо, молодцы, очень интересно было послушать про гербы ваших семей.

В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. У каждой семьи есть вещи, которые они бережно хранят и передают из поколения в поколение. Это семейные реликвии. Реликвия-это свято хранимая, почитаемая вещь, которая хранится в семье-это могут быть и старые фотографии, украшения, медали, ордена, игрушки, игры.

Ребята, мама Илюши , Наталья Петровна, передала нам книги, игрушки, украшения. Игрушки не простые, а старинные, т.е. эти игрушки были сделаны очень давно, когда мама и бабушка Натальи Петровны были ещё маленькими. Такие игрушки сейчас не продаются. Очень замечательно, что Наталья Петровна сохранила их. И сейчас мы послушаем рассказ об этих игрушках . (Н.П. с сыном Ильёй рассказывает историю этих игрушек)

Игра «Собери символ семьи» К серединке, на которой написано слово «род», нужно подобрать только те лепестки, на которых написаны слова с корнем «род» (Родина, родственники, родители, родословная, родился, родинка, родство…………………..)

род

Родина

Воспитатель: Мы много сегодня говорили о вашей семье. Детский сад-это ваш второй дом. Вы согласны со мной? Целый день вы находитесь в детском саду и только вечером уходите домой. Наша группа это ваша вторая семья. И у нашей группы есть своё родное дерево «Дружная семейка», дерево дружбы, согласия и мира. ( Вместе с детьми приклеиваем фотографии детей, воспитателей и помощника воспитателя на веточки)

Рефлексия:

Воспитатель: Что интересного и необычного вы сегодня узнали?.................

Предлагаю вам на будущее узнать о песнях, играх, увлечениях своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, составить о них рассказ или нарисовать рисунок. А в следующий раз мы с вами об этом поговорим.