Формирование элементарных математических представлений детей старшей группы с использованием игровых ситуаций

Цель: упражнять детей в использовании математических представлений разного содержания в игровых ситуациях.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать навыки счета в пределах семи; закреплять представления детей о геометрических фигурах; продолжать учить называть дни недели; упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек; формировать умение решать логические задачи

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике, развивать самостоятельность, стремление оказать помощь другим, дружеские взаимоотношения между детьми, любознательность.

Ход занятия:

-Ребята, скоро у нас с вами состоится математический праздник.

В гости к нам придут родители и ребята с соседней группы. Скажите, вы готовы выступать на этом празднике?

- Наша задача на сегодня – вспомнить все, чему мы с вами научились, чтобы достойно выступить на празднике.

-И так, сегодня мы с вами вспомним порядковый счет, геометрические фигуры, названия дней недели, поиграем в игру “Наоборот”, будем решать задачи.

Первое задание:

Случай странный, случай редкий,

Цифры в ссоре, вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна.

Нужно цифры помирить,

И их строй восстановить.

Вам нужно расставить цифры по местам. А теперь проверьте у своего соседа, правильно ли он выполнил задание.

Все справились на отлично!

А теперь давайте поиграем с цифрами. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете убирать нужную цифру.

- Уберите цифру, которая стоит после цифры 5.

- Уберите цифру, которая показывает, сколько кружков нарисовано на листке.

- Уберите цифру, которая показывает, сколько хвостов у двух котов.

- Уберите цифру, которая показывает, сколько домов у ста муравьев.

- Уберите цифру, которая показывает, сколько спинок у трех свинок.

- Уберите цифру, которая показывает самую хорошую отметку в школе.

Какая цифра у вас осталась? (ответы детей). Правильно, цифра 7. А сейчас игра ” Какая цифра спряталась”. Вы закроете глаза, откроете их по команде, посмотрите на доску и скажете, какой цифры нет.

Замечательно вы справились с первым заданием.

А теперь проверим, как вы знаете дни недели. Скажите, сколько всего дней в неделе? Давайте вместе их назовем (ответы детей).

Сегодня у нас третий день недели. Как он называется? А какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Назовите дни недели, когда все отдыхают. Молодцы, и с этим заданием вы справились хорошо. А чтобы еще лучше запомнить дни недели, мы с вами проведем небольшую разминку.

В понедельник я купался

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал,

А в субботу, воскресение

Целый день я отдыхал.

-А теперь возьмите счетные палочки и выложите из них квадрат и треугольник.

Витя, сколько палочек тебе потребовалось, чтобы сделать квадрат? Маша, а сколько палочек тебе потребовалось для треугольника? Ребята, чем похожи эти фигуры? Правильно, у них есть стороны и углы. А чем они отличаются? (ответы детей). Да, у квадрата четыре стороны, а у треугольника три, у квадрата четыре угла, а у треугольника три угла.

Возьмите в левую руку круг, а в правую овал. Чем отличаются круг и овал от квадрата и треугольника? Правильно, у них нет углов. Отлично вы справились и с этим заданием.

В. Приглашаю всех за столы. Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры. Перед собой надо будет положить ту геометрическую фигуру, которая похожа на предметы, которые я буду называть. (тарелка, дверь, крыша дома, огурец, кубик, долька апельсина).

-Какие геометрические фигуры выложил Дима?

-Снежана, на какую фигуру похожа дверь?

Скажите мне, вы любите играть? Тогда приглашаю вас на игру, которая называется “Наоборот”. Правила этой игры вы все знаете, и сейчас мы посмотрим, кто лучше всех играет в эту игру.

Игра “ Наоборот”

Мне очень понравилось, как вы сыграли в эту игру,

Ребята, вы все скоро пойдете в школу, будете читать, писать, считать, решать задачи. Сегодня мне хочется посмотреть, кто лучше, быстрее, точнее всех умеет решать задачи. Приглашаю вас к столам. Разложите перед собой цифры. Я буду читать задачу, а ответ вы будете показывать цифрой.

- У домика утром два зайца сидели,

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит?

- На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят?

- На поляне у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше у осин

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

Поздравляю, вы хорошо умеете решать задачи.

В. – А зачем мы с вами занимались математикой? (чтобы хорошо выступить на празднике).

-Как мы это делали? (считали, вспомнили геометрические фигуры, дни недели, играли в игру “Наоборот”, решали задачи).

Как вы думаете, у вас все получилось?

Что было самое трудное? А легко?

-Я надеюсь, что вы сумеете хорошо выступить на математическом празднике.

Я гожусь вами! Вы восхитительно сегодня занимались!