Конспект
образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии «геокешинг» в старшей логопедической группе на тему «Лесные тропинки».
Учителя-логопеды Денисова С.В.
Васильева Н.Н.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №68»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Аннотация к работе: конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка предназначен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие имеет проблемную ситуацию, интересный сюжет в виде путешествия. Во время всего занятия у детей поддерживается интерес к игровой ситуации; развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря, развитие связной речи; большое внимание уделяется формированию правильного уклада звуков, развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики. Данный материал могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя-логопеды.
Тема: «Лесные тропинки».
Возрастная группа: старшая группа дошкольного образовательного учреждения (5-6 лет).
Интеграция содержания образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Форма совместной деятельности: совместная организованная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и детей.
Форма организации: фронтальная.
Программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Программа коррекционно – развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР с 3 до 7 лет, Нищевой Н. В. «Говорим правильно»
Гомзяк О.С.
Средства:
- Зрительный ряд: иллюстрации с изображением деревьев, плоскостные картинки с изображением диких животных и детенышей.
- Литературный ряд: чтение текста к упражнению по развитию общей моторики Коротковой Г.С. «Дикие животные»; пальчиковая гимнастика В. Пальчинскайте «Есть у каждого свой дом», загадки о животных.
- Музыкальный ряд: звукозапись «Звуки природы»;
- Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: проектор, экран, ноутбук;
- Материалы: карта-схема путешествия, 2 мольберта, пособие «Дерево», предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «белка»; картинки с изображениями диких животных и детёнышей (зайчихи и зайчонка, медведицы и медвежонка, лисы и лисенка, волчицы и волчонка, ежихи и ежат); мяч.
Предварительная работа:
- с детьми: рассматривание с детьми иллюстраций с изображением леса, животных и детенышей, мест обитания животных; чтение детям русской народной сказки «Зимовье зверей»; разучивание текста к упражнению по развитию общей моторики «Дикие животные», пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом»; разучивание физкультминутки «Лес ветвями качает»;
- воспитателя: подготовка конспекта, наглядного и раздаточного материала к занятию.
Последующая работа: дети используют полученные знания в настольных играх «Кто где живет?», «Чей хвост?», в сюжетно-роевой игре «Зоопарк», в самостоятельных играх.
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Формировать лексико-грамматические средства языка.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать стремление помочь игровым персонажам и друг другу;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность, инициативу, способность сосредоточиться;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
Обучающие:
- создать условия для формирования представлений о жизни обитателей леса;
- способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных и детенышах (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни);
- учить ориентироваться на местности по карте-схеме, определяя направление маршрута.
- учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные;
- упражнять в согласовании существительных единственного и множественного числа с притяжательными прилагательными;
Задачи Этно-культурной составляющей
- создать условия для закрепления названий животных, которые обитают в лесах Поволжья.
Ход:
1 этап «Мотивация к деятельности»
Педагог:
Доброе утро, ребята, исанмесез. (Дети с педагогом проходят в группу).
(В группу заходит доктор Айболит).
Педагог: - Ой, кто это? Ребята, это же доктор Айболит!
Айболит: - Здравствуйте, дети. Я получил письмо из нашего леса от лесных зверей.
«У нас приключилась беда. Холодно и голодно в лесу, закончились все припасы на зиму. Животные голодают! И поэтому лесные жители просят помощи, чтобы вы помогли найти кладовые, в которых спрятаны запасы».
Педагог: - Ребята, поможем лесным жителям? А что надо делать?
Айболит: - У меня с собой есть кaрта, по которой мы отправимся в волшебный лес. На кaрте указаны все клaдовые (тайники).
За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку - пaзл. Если вы соберете все пазлы и правильно их соедините, то сможете узнать место, где находится тайник с витаминами и припасами для лесных жителей.
Педагог: - Давайте рaссмотрим кaрту, и решим куда нам идти. Посмотрите, тут обозначены места, до которых мы должны добраться. А чтобы найти тайник, предлагаю вам отправиться в путешествие и в каждой кладовой выполнить задание. (Дети рассматривают карту, отмечая места остановок, анализируют игровые задания).
Упражнение для развития крупной моторики.
(Дети перемещаются по группе, выполняют упражнение в соответствии со словами стихотворения).
«Дикие животные»
Педагог: Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев);
Поднимайте руки вверх,
Шевелитесь, пальчики,
Так шевелят ушками (Поставить ладони на голову пальцами вверх, подвигать ладонями вперед – назад);
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные, движения руками перед собой);
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем. (Руки на поясе, повороты головы влево – вправо);
Теперь садимся тише, тише,
Притихнем, словно в норках мыши. (Сесть на корточки);
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях. Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид).
2 этап «Основная часть» (Звучит звукозапись «Звуки природы»)
Упражнение на дыхание «Ветерок»
Педагог: Ребята, посмотрите, вот мы и в лесу. (Чего в лесу много? В лесу много деревьев, кустов, цветов, птиц, животных, насекомых и т.д.) Давайте поднимем руки и представим, что мы деревья. Ветерок подул и ветки закачались.
- Подул теплый ветерок: ш-ш-ш. Вдруг подул холодный ветер с-с-с, снова подул теплый ветер ш-ш-ш. (Анализ артикуляции звуков, сравнительная характеристика: когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками, наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы).
Посмотрим на карту, вот тут нас и поджидает первое задание.
1 задание: «Загадки» (На столе перед детьми предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «белка»);
Доктор Айболит: - Я буду загадывать загадки, отгадав их, вы узнаете, кто живет в лесу.
1. Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (ёж)
2. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (лиса)
3. На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
4. Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
5. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
6. Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (заяц)
(Дети отгадывают загадки, получая за правильный ответ картинку- отгадку и размещают ее на плоскостном силуэте дерева или елки.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, каких животных мы можем встретить в наших лесах?
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Ост-ост-ост – у лисы пушистый хвост.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
(Дети произносят слова чистоговорок).
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились, чистоговорки произнесли правильно и все загадки отгадали.
После выполнения задания получают пазл от доктора Айболита, рассматривают карту и отправляются на следующую станцию.
2 задание «Подбери признак». (Дети подбирают прилагательные к существительному, отвечают на вопросы: какой? какая? какие?)
Воспитатель: Ребята, а вы не боитесь животных, какие они? Заяц (какой?) — быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий. Лиса (какая?) — быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая. Белка (какая?) — рыжая, ловкая, быстрая. Волк — злой, голодный, серый, зубастый, лохматый. Медведь — косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый. Еж — колючий, умный, смелый.
После выполнения задания получают второй пазл от Айболита, рассматривают карту и отправляются на следующую станцию.
3 задание. «Чей хвост? Чья морда?» (Под ёлкой лежит конверт с разрезными картинками. Такие же конверты у каждого ребёнка на столе).
Педагог: Ребята, посмотрите сколько тут карточек разных животных, а вот где чей хвост не могу разобрать. Пройдите за столы и помогите, пожалуйста, мне собрать целую картинку, тогда мы и узнаем ответ. (Дети собирают разрезные фрагменты, образуя целую картинку из частей, и называют животное, которого они собрали. У зайца хвост заячий. А у белки? (Беличий) У медведя (медвежий). У волка? (волчий) У лисы? (Лисий)).
За правильно выполненное задание Айболит вручает детям пазл.
4 задание «Кто спрятался?». (На экране отражена картина «Кто где спрятался». Дети сидят, стоят на ковре произвольно).
Педагог: Посмотрите ребята, испугались животные непрошенных гостей и спрятались. Давайте посмотрим, кто куда спрятался? Индивидуальные ответы детей.
(За елью прячется лиса. Под кустом прячется заяц. За сосной спрятался волк. В дупле прячется сова. Из берлоги выглядывает медведь).
За выполненное задание Айболит вручает детям пазл.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
Педагог: Ребята, давайте вспомним, где живут дикие животные.
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
5 задание. «Найди дом для животного»
Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с заданием.
- Для домашних животных жилище строит человек, дикие животные сами строят жилища. Посмотрите на картинку и определите, кто где живет, соедините животное и жилище «волшебной» линией.
(Волк живет в логове. Логово – этo небольшая яма, в ней много листьев, травы, сучьев. Она прикрыта сверху ветками, старыми сучьями, поэтому снег не попадает в яму.
Медведь живет в берлоге. В большом, обязательно сухом месте он устраивает берлогу, под деревом и там засыпает.
Белка живет в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, травой, сухими листьями.
Лиса живет в норе. Лисица часто использует чужие жилища, к примеру, лисе очень нравятся удобные норы, вырытые барсуком.
Зайцы не строят себе жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев и спят там.
За выполненное задание Айболит вручает детям пазл.
6 задание. «Назови семью животного» с мячом:
(Педагог бросает мяч и называет животное, кто поймал мяч называет детеныша этого животного.) Мама — зайчиха, детеныш — зайчонок (зайчата), мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата), мама — лиса, детеныш — лисенок (лисята), белка - бельчонок (бельчата), волчиха - волчонок (волчата), ежиха - ежонок (ежата).
За правильно выполненное задание доктор Айболит вручает детям пазл.
Доктор Айболит: Молодцы, ребята, все задания выполнили. Теперь перед нами стоит самая главная задача. Необходимо собрать все пазлы в единую картинку, и тогда мы узнаем, чем питаются животные и сможем помочь лесным обитателям.
Дети собирают из карточек – пазлов единую картинку и определяют «Кто чем питается»
Зайцы зимой питаются корой и ветками деревьев. Белки зимой питаются семенами шишек. Лисы зимой питаются мышами-полевками. Волки зимой питаются зайцами и другими животными.
Педагог обращает внимание детей на корзину, которая стоит за ёлкой.
-Что же там, ребята? Это угощение для лесных жителей. Чего здесь только нет: капуста для зайчат, орехи для белок, яблоки для ежей. Для травоядных животных мы передадим гостинцы, а хищники найдут себе пропитание сами, ведь как говорят в народе: «Волка ноги кормят».
- Когда Айболит вернется в лес, он обязательно передаст наши угощения лесным жителям.
3 этап «Заключительная часть» (Оценка деятельности)
Педагог: - Молодцы, вы справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться в детский сад.
- Где мы с вами побывали? О чем и о ком говорили?
- Кому мы помогли?
- Что вам понравилось?
- А что показалось трудным?
- Кому расскажем о нашем путешествии?
Педагог: А теперь послушайте стихотворение:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, елочек не обижай,
Всем деревьям помогай.