Конспект

образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии «геокешинг» в старшей логопедической группе на тему «Лесные тропинки».

Учителя-логопеды Денисова С.В.

Васильева Н.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Аннотация к работе: конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка предназначен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие имеет проблемную ситуацию, интересный сюжет в виде путешествия. Во время всего занятия у детей поддерживается интерес к игровой ситуации; развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря, развитие связной речи; большое внимание уделяется формированию правильного уклада звуков, развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики. Данный материал могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя-логопеды.

Тема: «Лесные тропинки».

Возрастная группа: старшая группа дошкольного образовательного учреждения (5-6 лет).

Интеграция содержания образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Форма совместной деятельности: совместная организованная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и детей.

Форма организации: фронтальная.

Программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Программа коррекционно – развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР с 3 до 7 лет, Нищевой Н. В. «Говорим правильно»

Гомзяк О.С.

Средства:

- Зрительный ряд: иллюстрации с изображением деревьев, плоскостные картинки с изображением диких животных и детенышей.

- Литературный ряд: чтение текста к упражнению по развитию общей моторики Коротковой Г.С. «Дикие животные»; пальчиковая гимнастика В. Пальчинскайте «Есть у каждого свой дом», загадки о животных.

- Музыкальный ряд: звукозапись «Звуки природы»;

- Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: проектор, экран, ноутбук;

- Материалы: карта-схема путешествия, 2 мольберта, пособие «Дерево», предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «белка»; картинки с изображениями диких животных и детёнышей (зайчихи и зайчонка, медведицы и медвежонка, лисы и лисенка, волчицы и волчонка, ежихи и ежат); мяч.

Предварительная работа:

- с детьми: рассматривание с детьми иллюстраций с изображением леса, животных и детенышей, мест обитания животных; чтение детям русской народной сказки «Зимовье зверей»; разучивание текста к упражнению по развитию общей моторики «Дикие животные», пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом»; разучивание физкультминутки «Лес ветвями качает»;

- воспитателя: подготовка конспекта, наглядного и раздаточного материала к занятию.

Последующая работа: дети используют полученные знания в настольных играх «Кто где живет?», «Чей хвост?», в сюжетно-роевой игре «Зоопарк», в самостоятельных играх.

Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Формировать лексико-грамматические средства языка.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать стремление помочь игровым персонажам и друг другу;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность, инициативу, способность сосредоточиться;

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

Обучающие:

- создать условия для формирования представлений о жизни обитателей леса;

- способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных и детенышах (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни);

- учить ориентироваться на местности по карте-схеме, определяя направление маршрута.

- учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные;

- упражнять в согласовании существительных единственного и множественного числа с притяжательными прилагательными;

Задачи Этно-культурной составляющей

- создать условия для закрепления названий животных, которые обитают в лесах Поволжья.

Ход:

1 этап «Мотивация к деятельности»

Педагог:

Доброе утро, ребята, исанмесез. (Дети с педагогом проходят в группу).

(В группу заходит доктор Айболит).

Педагог: - Ой, кто это? Ребята, это же доктор Айболит!

Айболит: - Здравствуйте, дети. Я получил письмо из нашего леса от лесных зверей.

«У нас приключилась беда. Холодно и голодно в лесу, закончились все припасы на зиму. Животные голодают! И поэтому лесные жители просят помощи, чтобы вы помогли найти кладовые, в которых спрятаны запасы».

Педагог: - Ребята, поможем лесным жителям? А что надо делать?

Айболит: - У меня с собой есть кaрта, по которой мы отправимся в волшебный лес. На кaрте указаны все клaдовые (тайники).

За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку - пaзл. Если вы соберете все пазлы и правильно их соедините, то сможете узнать место, где находится тайник с витаминами и припасами для лесных жителей.

Педагог: - Давайте рaссмотрим кaрту, и решим куда нам идти. Посмотрите, тут обозначены места, до которых мы должны добраться. А чтобы найти тайник, предлагаю вам отправиться в путешествие и в каждой кладовой выполнить задание. (Дети рассматривают карту, отмечая места остановок, анализируют игровые задания).

Упражнение для развития крупной моторики.

(Дети перемещаются по группе, выполняют упражнение в соответствии со словами стихотворения).

«Дикие животные»

Педагог: Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев);

Поднимайте руки вверх,

Шевелитесь, пальчики,

Так шевелят ушками (Поставить ладони на голову пальцами вверх, подвигать ладонями вперед – назад);

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные, движения руками перед собой);

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем. (Руки на поясе, повороты головы влево – вправо);

Теперь садимся тише, тише,

Притихнем, словно в норках мыши. (Сесть на корточки);

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда,

А где достать, не знал. (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях. Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид).

2 этап «Основная часть» (Звучит звукозапись «Звуки природы»)

Упражнение на дыхание «Ветерок»

Педагог: Ребята, посмотрите, вот мы и в лесу. (Чего в лесу много? В лесу много деревьев, кустов, цветов, птиц, животных, насекомых и т.д.) Давайте поднимем руки и представим, что мы деревья. Ветерок подул и ветки закачались.

- Подул теплый ветерок: ш-ш-ш. Вдруг подул холодный ветер с-с-с, снова подул теплый ветер ш-ш-ш. (Анализ артикуляции звуков, сравнительная характеристика: когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками, наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы).

Посмотрим на карту, вот тут нас и поджидает первое задание.

1 задание: «Загадки» (На столе перед детьми предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «белка»);

Доктор Айболит: - Я буду загадывать загадки, отгадав их, вы узнаете, кто живет в лесу.

1. Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ёж)

2. Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (лиса)

3. На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

4. Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

5. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

6. Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (заяц)

(Дети отгадывают загадки, получая за правильный ответ картинку- отгадку и размещают ее на плоскостном силуэте дерева или елки.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, каких животных мы можем встретить в наших лесах?

Сасаса – в лесу бегает лиса.

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Ост-ост-ост – у лисы пушистый хвост.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

(Дети произносят слова чистоговорок).

Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились, чистоговорки произнесли правильно и все загадки отгадали.

После выполнения задания получают пазл от доктора Айболита, рассматривают карту и отправляются на следующую станцию.

2 задание «Подбери признак». (Дети подбирают прилагательные к существительному, отвечают на вопросы: какой? какая? какие?)

Воспитатель: Ребята, а вы не боитесь животных, какие они? Заяц (какой?) — быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий. Лиса (какая?) — быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая. Белка (какая?) — рыжая, ловкая, быстрая. Волк — злой, голодный, серый, зубастый, лохматый. Медведь — косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый. Еж — колючий, умный, смелый.

После выполнения задания получают второй пазл от Айболита, рассматривают карту и отправляются на следующую станцию.

3 задание. «Чей хвост? Чья морда?» (Под ёлкой лежит конверт с разрезными картинками. Такие же конверты у каждого ребёнка на столе).

Педагог: Ребята, посмотрите сколько тут карточек разных животных, а вот где чей хвост не могу разобрать. Пройдите за столы и помогите, пожалуйста, мне собрать целую картинку, тогда мы и узнаем ответ. (Дети собирают разрезные фрагменты, образуя целую картинку из частей, и называют животное, которого они собрали. У зайца хвост заячий. А у белки? (Беличий) У медведя (медвежий). У волка? (волчий) У лисы? (Лисий)).

За правильно выполненное задание Айболит вручает детям пазл.

4 задание «Кто спрятался?». (На экране отражена картина «Кто где спрятался». Дети сидят, стоят на ковре произвольно).

Педагог: Посмотрите ребята, испугались животные непрошенных гостей и спрятались. Давайте посмотрим, кто куда спрятался? Индивидуальные ответы детей.

(За елью прячется лиса. Под кустом прячется заяц. За сосной спрятался волк. В дупле прячется сова. Из берлоги выглядывает медведь).

За выполненное задание Айболит вручает детям пазл.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Педагог: Ребята, давайте вспомним, где живут дикие животные.

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

5 задание. «Найди дом для животного»

Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с заданием.

- Для домашних животных жилище строит человек, дикие животные сами строят жилища. Посмотрите на картинку и определите, кто где живет, соедините животное и жилище «волшебной» линией.

(Волк живет в логове. Логово – этo небольшая яма, в ней много листьев, травы, сучьев. Она прикрыта сверху ветками, старыми сучьями, поэтому снег не попадает в яму.

Медведь живет в берлоге. В большом, обязательно сухом месте он устраивает берлогу, под деревом и там засыпает.

Белка живет в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, травой, сухими листьями.

Лиса живет в норе. Лисица часто использует чужие жилища, к примеру, лисе очень нравятся удобные норы, вырытые барсуком.

Зайцы не строят себе жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев и спят там.

За выполненное задание Айболит вручает детям пазл.

6 задание. «Назови семью животного» с мячом:

(Педагог бросает мяч и называет животное, кто поймал мяч называет детеныша этого животного.) Мама — зайчиха, детеныш — зайчонок (зайчата), мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата), мама — лиса, детеныш — лисенок (лисята), белка - бельчонок (бельчата), волчиха - волчонок (волчата), ежиха - ежонок (ежата).

За правильно выполненное задание доктор Айболит вручает детям пазл.

Доктор Айболит: Молодцы, ребята, все задания выполнили. Теперь перед нами стоит самая главная задача. Необходимо собрать все пазлы в единую картинку, и тогда мы узнаем, чем питаются животные и сможем помочь лесным обитателям.

Дети собирают из карточек – пазлов единую картинку и определяют «Кто чем питается»

Зайцы зимой питаются корой и ветками деревьев. Белки зимой питаются семенами шишек. Лисы зимой питаются мышами-полевками. Волки зимой питаются зайцами и другими животными.

Педагог обращает внимание детей на корзину, которая стоит за ёлкой.

-Что же там, ребята? Это угощение для лесных жителей. Чего здесь только нет: капуста для зайчат, орехи для белок, яблоки для ежей. Для травоядных животных мы передадим гостинцы, а хищники найдут себе пропитание сами, ведь как говорят в народе: «Волка ноги кормят».

- Когда Айболит вернется в лес, он обязательно передаст наши угощения лесным жителям.

3 этап «Заключительная часть» (Оценка деятельности)

Педагог: - Молодцы, вы справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться в детский сад.

- Где мы с вами побывали? О чем и о ком говорили?

- Кому мы помогли?

- Что вам понравилось?

- А что показалось трудным?

- Кому расскажем о нашем путешествии?

Педагог: А теперь послушайте стихотворение:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, елочек не обижай,

Всем деревьям помогай.