Конспект ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему: «Без воды нет жизни на земле» разновозрастная (старшая дошкольная, подготовительная) группа

Автор: Тарасенко Екатерина Викторовна, воспитатель

Цель:
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
- Формировать экологически грамотное поведение, бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Развивающие: познакомить с приемом очистки загрязненной воды через фильтрование.
Воспитательные: развивать умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
Оборудование и материалы: картинки с изображением реки, озера, океана; картинки с примерами использования воды (стирка, производство, полив растений), глобус, пластиковые стаканчики, блюдце, пипетки, грязная вода, марля, плакаты, призывающие экономить воду, 1 шарик наполненный водой.

Ход ООД:

Воспитатель:
- Ребята, послушайте загадку, которую я вам приготовила и постарайтесь её отгадать.
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

Дети: вода.

Воспитатель обращает внимание детей на картинки, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено. Чем они отличаются и что в них общего?
Теперь ребята обратите внимание на глобус. Что синим цветом у нас изображено на глобусе? Правильно водоемы.

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

- Ребята, что вы знаете о воде? Какая она? (прозрачная, мокрая, холодная, безвкусная).


Воспитатель: Сейчас я назначаю Кирилла и Варю дежурными лаборантами и они нам помогут сделать один опыт. Берем пустые пипетки, набираем в них воды и не спеша капаем на блюдечко.
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Почему вы смогли перелить воду из стаканчика на блюдечко? Почему вода растеклась по блюдечку? (Вода жидкая.) 

Какую форму она приняла? Форму блюдца.
Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.

Воспитатель:
С момента рождения человека вода становится его спутником на всю жизнь. Мы ежедневно используем воду в быту: пьем, умываемся, принимаем душ, готовим пищу, моем посуду, стираем белье…

Воду используют в промышленности при производстве стали, бумаги.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ткань для одежды, ни резину, ни лекарства, ни конфеты.
Не обойтись без воды в сельском хозяйстве. Некоторые культурные растения, например, капуста или рис, для хорошего роста требуют много воды.
Многие животные устраивают свои жилища на воде и под водой, здесь безопасно и много пищи. По морям и рекам проложены водные пути. Речной и морской транспорт ежедневно перевозит людей и грузы в разные города и страны. Потому что, вода большая труженица и помощница человека.

Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

Дети садятся обратно на стульчики.

Скажите пожалуйста, откуда мы с вами берем воду дома? (из крана) Как она попала к нам в дом? (по трубам) Что можно сказать об этой воде, какая она? (чистая, прозрачная) Как вы думаете, откуда к нам в краны и трубы поступает вода? (из рек, озер).
А вода в реке, озере, пруду какая? (мутная, грязная)

- Воду из рек и озер пить нельзя, она грязная, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, ее специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступает к нам в дом.

Я приглашаю вас подойти к столу. И сейчас мы с вами станем настоящими экспериментаторами. (на столе стоят стаканы с грязной водой)
Воспитатель: Ребята, что можно сказать про воду в стаканчиках. Какая она? (мутная, грязная, непрозрачная). Как её можно сделать чистой? (грязную воду нужно очистить с помощью фильтров).

Воспитатель показывает детям как очистить грязную воду с помощью марли. Далее дети делают опыт самостоятельно. Дети работают в паре (один держит пустой стакан с фильтром (марлей), второй выливает грязную воду в стакан с марлей).
По окончании самостоятельной деятельности детей, воспитатель обобщает их результат опыта.

ВЫВОД: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.

Вот примерно так происходит очистка воды в очистительных сооружениях. Только на производствах используют специальные профессиональные фильтры, через которые воду фильтруют в больших количествах. В итоге мы в своих домах из крана получаем чистую воду и вкусную воду.

Воспитатель: людям требуется не любая вода, а только чистая. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. Кто или что загрязняет воду? (заводы, водный транспорт, человек). Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные загрязняющие вещества. Воду надо беречь! Заботясь о чистоте рек, озер, морей, мы заботимся о своем здоровье, о красоте окружающей природы.

- Ребята, как вы думаете, что произойдет, если не станет воды? (все живое может погибнуть) Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках, морях была чистой? (не бросать мусор, не сливать отходы)

Необходимо так же экономно расходовать воду.
Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки, плакаты, призывающие экономить воду, охранять ее чистоту.

Игра «Потопаем-похлопаем»
Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть?
Я буду вам называть действия с водой, и если так делать нельзя, вы топаете ножками, а если так делать можно, вы хлопаете в ладошки.
Начинаем:
Можно ли пить воду из лужи?
Нужно ли поливать сухие растения?
Можно ли мыть машину в озере или реке?
Можно ли фильтровать воду?
Можно ли воду использовать при приготовлении пищи?
Можно ли бросать в реку мусор?
Можно ли умываться водой?
Нужно ли экономить чистую воду из крана?

Вода — это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или даже грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Итог (рефлексия)
- Как выглядит вода? Какая она?
- Какую форму имеет вода, если ее, например, налить в стакан?
- Можно ли воду очистить? Как?
- Какая польза воды? Где ее используют?
- Нужно ли беречь воду?

Ритуал прощания «Чистая капелька»

Воспитатель: (Держит в руках синий шарик, наполненный водой)
- Ребята, давайте представим, что этот шарик, это большая и чистая капелька воды, сейчас я каждому дам ее в руки, а вы скажете, как вы можете помочь нашей природе сберечь воду.