* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c12 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c21 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Основной текст (2)_ {font-family: 'Bookman Old Style';} .Основной текст (2) {font-family: 'Bookman Old Style';} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 с.Киевского Моздокского района Республика Северная Осетия-Алания

Конспект ООД «Вспомним те дни»

по музыкально - патриотическому воспитанию

в старшей группе.

Подготовил:

Музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Киракосян Евгении Анатольевны

Программное содержание:

Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины, воспитывать уважения к героям ВОВ; развивать речь как средство общения и культуры в процессе обсуждения музыкальных произведений; обогащать словарь музыкальными терминами; развивать художественное творчество; содействовать воспитанию чувства патриотизма, расширяя знания детей о малой Родине.

Задачи:

Образовательные: повысить интерес детей к событиям ВОВ через знакомство их с песнями, созданными в период войны; знакомить с творчеством композитора В. И. Агапкина, марш «Прощание Славянки»; закреплять знания о музыкальных инструментах духового оркестра.

Развивающие: развивать ритмический и интонационный слух детей; развивать гибкость, равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук; чувство ритма; творческие способности; развивать интерес к музыкально-игровой деятельности; эмоциональную отзывчивость; развивать музыкальный слух, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать детей в духе патриотизма, уважения к старшему поколению, любви к Родине; расширять знания детей о событиях ВОВ, о Победе нашей страны в войне через музыку, песни, написанные в годы войны; воспитывать интерес к классической музыке и культуре слушания.

Предварительная работа: знакомство с композитором Василием Ивановичем Агапкиным; с симфоническим оркестром; с ветеранами ВОВ села Киевского; работа над песней «Катюша» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского; «Желаем мира без войны» музыка и слова Е.Обуховой. Работа над танцем «Гвоздика».

Словарная работа: симфонический и духовой оркестры; струнно - смычковые, деревянно -духовые, медно - духовые и ударные инструменты; ветераны Великой Отечественной войны.

Методические приёмы: репродуктивный; исследовательский; эвристический (частично-поискового); эмоционально-образные беседы; ритмодекламация; информационно-рецептивный(мнемотаблица); метод пластического интонирования; словесно – логический (логическая связь и закономерность).

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация на тему песни ВОВ «Этот марш не стихал на перронах, альбом с иллюстрациями: г.Москва, с.Киевское, духовой оркестр, фотографии героев ВОВ, портрет В. Агапкина, мнемотаблица, музыкально-дидактическая игра «Угадай на чем играю, мольберт, коробка с бумажными стаканчиками, цветы из бумаги, ленточки.

Аудиозапись: марш «Прощание Славянки» музыка В.И. Агапкина, «Катюша» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского, «Желаем мира без войны» музыка и слова Е.Обуховой, «Гвоздика» музыка и слова А.Чугайкиной, «День Победы» музыка Д. Тухманова слова В. Харитонова.

Ход ООД

Слайд №1(черный экран)

Дети под торжественный марш музыка В.И. Агапкина «Прощание Славянки», входят в зал. Останавливаются в кругу.

1. Организационный момент.

Музыкальный руководитель: Ребята, начнем наше музыкальное занятие с музыкального приветствия.

Упражнение-приветствие «Добрый день!»
Все вместе: Мы друг другу руки подаем,

И с улыбкой здравствуйте поем.
Добрый день! Добрый день!
Заниматься нам не лень.

Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости.

Ребята, на гостей все посмотрите

Здравствуйте вы им скажите.

Гости очень хороши, улыбаются они.

Вы им тоже улыбнитесь

И ко мне все повернитесь.

2. Основная часть.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какой старый альбом я нашла в шкафу у своей бабушки. Я предлагаю просмотреть его со мной. Проходите, пожалуйста, к этому столу (проходим с альбомом к столу)

Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим с вами о самом важном, о том, что есть у каждого человека – это Родина. Как называется наша Родина?

Ответ: (Россия).

Слайд №2. (изображение Красной площади)

(открывают первую страницу альбома, на ней изображена Красная площадь)

Музыкальный руководитель: Правильно. А как называется наша малая Родина?

Слайд №3. (изображение села Киевского)

Ответ: (Северная Осетия Алания, село Киевское).

(открывают вторую страницу альбома, на ней изображено село Киевское)

Слайд №4. (черный экран)

Музыкальный руководитель: Молодцы. Мы родились и выросли в мирное время. А много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Ребята, а вы знаете, что такое война?

Ответ: (на нашу Родину напали враги, как разбойники, сжигали деревни и города, не щадили, женщин, стариков, детей).

Музыкальный руководитель: В мае все люди нашей огромной Родины готовятся к самому главному и великому празднику, что это за праздник?

Ответ: (День Победы)

Музыкальный руководитель: Сколько лет исполняется Великой Победе в этом году?

Ответ: (78 лет)

Музыкальный руководитель: Но прежде, чем наступил День Победы, была страшная война, которая длилась долгие четыре года. Наши прадедушки и прабабушки встали на защиту нашей Родины. Именно в эти тяжелые дни войны появилось очень много музыкальных произведений. И все они принадлежат разным музыкальным жанрам. Вспомните, какие жанры вы знаете?

Ответ: (песня, танец, марш).

Музыкальный руководитель: Ребята, вспомните, как называется произведение, под которое вы вошли в зал?

Ответ: (марш «Прощание Славянки»).

Музыкальный руководитель: Кто композитор этого произведения?

Ответ: (композитор Василий Иванович Агапкин).

Слайд №5. (фотография В. Агапкина и духового оркестра).

ткрывают третью страницу альбома с фотографией В. Агапкина и духового оркестра).

Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы правы. Это Василий Иванович Агапкин. А в каком жанре написано это произведение?

Ответ: жанре марша).

Музыкальный руководитель: А написан этот марш для духового оркестра. Мы с вами уже знаем, из каких инструментов состоит симфонический оркестр. Кто мне скажет?

Ответ: (состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов: струнно - смычковых, деревянно - духовых, медно - духовых и ударных).

Музыкальный руководитель: Духовой оркестр состоит только из духовых и ударных инструментов. Повторите, пожалуйста, из каких музыкальных инструментов состоит духовой оркестр?

Ответ:уховой оркестр состоит только из духовых и ударных инструментов).

Музыкальный руководитель: Какой характер у этого произведения?

Ответ: (маршевый, бодрый, энергичный, торжественный)

Музыкальный руководитель: Как вы считаете, какое настроение передавалось солдатам?

Ответ: (мужественное, храброе)

Музыкальный руководитель: Знаменитый марш "Прощание славянки" был написан в 1912 году во время Первой Балканской войны. Марш приобрел огромную популярность особенно в годы Первой мировой войны. Под звучание этого торжественного марша советские люди прощались с родными местами, отправлялись на войну, чтоб победив, вновь вернуться на родную землю. Пожалуйста, присядьте и посмотрите на экран.

Слайд №6. Фильм «Этот марш не стихал на перронах»

Музыкальный руководитель: Вот с таким боевым духом отправлялись солдаты на войну. Пройдите, пожалуйста, к столу, мы продолжим рассматривать наш альбом.

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, какой из жанров еще мог поддержать наших солдат в это тяжелое время?

Ответ: (песня).

Музыкальный руководитель: Правильно, хорошая песня помогала переносить голод и холод во имя Победы. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили!

А что же изображено на следующей странице нашего альбома?

Слайд №7. (изображение солдат на привале)

(открывают четвертую страницу, на ней изображены солдаты на привале)

Музыкальный руководитель: Шла страшная и жестокая война! Но случались и минуты отдыха. И тогда в минуты затишья солдаты рассаживались у костра. Посмотрите и скажите, чем занимались солдаты?

Ответ: (писали письма, танцевали, пели песни).

Слайд №8. (изображение поля)

Дыхательная гимнастика.

Музыкальный руководитель: Ребята, закройте на секунду глаза и представьте себе, что во время привала, вышел в поле солдат. Вдохните глубоко, чем пахнет в поле? (травой, цветами). Понюхал цветочек (вдох), а тут комар (зззззз хлоп, перестать жужжать), еще один цветочек (вдох), и тут комар (зззззз хлоп, перестать жужжать). Глянул на дорогу. Вот идет старая лошадь, везет нашим военным припасы. Как она идёт? (цокают язычком медленно) А теперь молодая лошадь её обгоняет. Молодая идет быстро! (цокают быстро) Опять старая лошадь обгоняет молодую. А молодая лошадь резвая, обгоняет старую лошадь. Вдруг солдат увидел дерево со сливами. Откусил, пожевал ее. Кислая оказалась! Закрыв глаза, вдохнул глубоко еще раз и выдохнул. И услышал вдалеке знакомый мотив.

В записи звучит вступление к песни «Катюша».

Музыкальный руководитель: Ребята, как называется эта песня?

Ответ: (песня называется «Катюша»).

Музыкальный руководитель: А какой характер?

Ответ: (задорный, лирический).

Музыкальный руководитель: О чем поется в этой песни?

Ответ: (как девушка Катюша проводила своего парня в армию).

Музыкальный руководитель: Правильно, это песня называется «Катюша», она задорная и лирическая, она несла с собой веру в Победу. Хотя песня была написана еще до войны, знаменитой она стала в дни Великой Отечественной войны. Эту песню связывают с известной боевой машиной, которая так и называется «Катюша», которая помогла одержать Победу нашим бойцам. Я предлагаю пройти к инструменту и исполнить эту песню?

Дети проходят к инструменту.

Музыкальный руководитель: Но прежде, чем мы исполним эту песню, обратите внимание на экран.

Слайд №9,10,11,12. (мнемотаблица)

(работа над 4 куплетом песни «Катюша»)

Слайд №13. (черный экран)

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, на каких музыкальных инструментах на привале могли играли солдаты?

Ответ: (на ложках, гармошке).

Музыкальный руководитель: А почему вы думаете, что именно на этих инструментах?

Ответ: (потому что их легко можно было носить с собой).

Музыкальный руководитель: Правильно. Подойдите, пожалуйста к этому столу. Сейчас мы с вами поиграем. А игра наша называется «Угадай, что звучит?» На столе разложены карточки с изображением музыкальных инструментов. Воспитатель за ширмой будет играет на музыкальных инструментах, а вы выбираете карточку с изображением музыкального инструмента и помешает ее на доску. Будьте внимательны.

Музыкально - дидактическая «Угадай, что звучит?»

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Смотрите, здесь лежит коробка. Что же в ней? (открываю коробку с бумажными стаканчиками)

Ответ: (бумажные стаканчики)

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что мы будем делать со стаканчиками?

Ответ: (играть).

Музыкальный руководитель: Мы с вами озвучим ритм. Возьмите стаканчики и присаживайтесь в круг. Если у кого-то оказалось два стаканчика, поделитесь с другом. Поставьте стаканчики перед собой. Как еще можно озвучить ритм?

Ответ: (хлопая в ладоши, шлепая по коленкам, щелкая пальцами).

Музыкальный руководитель: Вспомните стихотворение про 9 мая, которое вы знаете.

Ребенок читает стихотворение:

Что такое день Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Музыкальный руководитель: Ребята, кто хотел бы озвучить нам это стихотворение?

(кто-то из детей озвучивает стихотворение ритмически)

Музыкальный руководитель: А теперь попробуем озвучить стихотворение так, как нам показала (называю имя ребенка).

(озвучиваем стихотворение)

Музыкальный руководитель: Молодцы, у вас отлично получилось повторить ритм.

Складывайте стаканчики в коробку и проходите к столу, мы продолжим с вами рассматривать наш альбом.

Музыкальный руководитель: А после привала, набравшись сил, наши солдаты опять шли сражаться с врагом. Они дошли до Берлина, и водрузили над Рейхстагом Знамя Победы. Это означало, что война окончена. Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне. Они завоевали нам победу и мир. Мы ими гордимся. А в нашем селе есть такие герои?

Ответ: (Ветераны ВОВ Косьяненко Илья Федорович, Гуржий Николай Антонович, Ефременко Михаил Дмитриевич, Авраменко Павел Игнатович, Мартыненко Николай Александрович кавалер 3 –орденов славы, в честь него названа улица в нашем селе).

Слайд №14. (фотографии ветеранов ВОВ села Киевского)

(открываем пятую страницу альбома с фотографиями ветеранов ВОВ)

Музыкальный руководитель: Молодцы, а какую бы знакомую вам песню мы можем посвятить нашим героям, ветеранам Великой Отечественной войны?

Ответ: (песню «Желаем мира без войны»)

Музыкальный руководитель: Встаньте, пожалуйста, полукругом.

Исполняем песню «Желаем мира без войны» музыка и слова Е.Обуховой.

Слайд №15. (изображение «Вечного огня)

Ребенок читает стихотворение:

Ветеранам с теплотой сердечною

Подарю гвоздичек ярких пламя,

Словно часть огня большого, вечного

Нашу благодарность, нашу память.

Музыкальный руководитель: Ребята, так пусть и в нашем зале зацветут прекрасные цветы. Возьмите, пожалуйста, гвоздики.

Танец с цветами «Гвоздика» музыка и слова А.Чугайкиной.

Музыкальный руководитель: Замечательно. Поставьте цветы на место, мы продолжим рассматривать с вами наш альбом.

Слайд №16. (изображение салюта)

(Открываем шестую страницу альбома, на ней изображен салют)

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, что изображено на этой странице?

Ответ: (салют).

Музыкальный руководитель: А когда бывает салют?

Ответ: (на новый год, на день рождения, 9 мая).

Музыкальный руководитель: Вчесть праздника, в честь мира, я вам предлагаю вам зажечь свой салют. Посмотрите, внимательно, что есть в нашем зале, чем мы могли бы изобразить яркий, красивый салют?
Ответ: ентами).

Музыкальный руководитель: Тогда чего же мы ждем? Возьмите ленты.

Игра «Салют»

(Дети берут ленты четырёх цветов. Звучит музыка польки, дети импровизированно танцуют, перемещаясь по всему залу врассыпную. Четверо ведущих держат в руках ленты одного из четырёх цветов, останавливаются в разных концах зала. Музыка останавливается.)

Ведущие дети: «Салют зажгись, быстрей соберись!»

Дети подбегают к ведущему, у которого ленты такого же цвета.

Ведущие дети: Празднику дружно крикнем: «Ура!»

Дети поднимают руки вверх, около своего ведущего, машут лентами с криками «Ура!»

Игра повторяется несколько раз, при этом, ведущие меняются местами. Дети должны быстро найти своего ведущего по цвету.

Музыкальный руководитель: Молодцы, очень красивый получился у вас салют. Отдайте ведущим свои ленточки и пройдите ко мне.

Слайд №17. (черный экран)

3.Рефлексия.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы просмотрели наш альбом. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?

Ответ: (духовой оркестр состоит из ударных и духовых музыкальных инструментов, песня «Катюша» стала популярной в годы Великой Отечественной войны).

Музыкальный руководитель: Что вам больше всего понравилось?

Ответ: (рассматривать альбом, игра «Угадай что звучит», игра «Салют»).

Музыкальный руководитель: Я надеюсь, что вы будите беречь и любить свою Родину, своих родных и близких. Спасибо, мне было очень приятно сегодня с вами встретиться. До свидания, до новых встреч!

Слайд№18.

Дети под музыку Д.Тухманова «День Победы», выходят с зала.