Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 с.Киевского Моздокского района Республика Северная Осетия-Алания
Конспект ООД «Вспомним те дни»
по музыкально - патриотическому воспитанию
в старшей группе.
Подготовил:
Музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Киракосян Евгении Анатольевны
Программное содержание:
Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины, воспитывать уважения к героям ВОВ; развивать речь как средство общения и культуры в процессе обсуждения музыкальных произведений; обогащать словарь музыкальными терминами; развивать художественное творчество; содействовать воспитанию чувства патриотизма, расширяя знания детей о малой Родине.
Задачи:
Образовательные: повысить интерес детей к событиям ВОВ через знакомство их с песнями, созданными в период войны; знакомить с творчеством композитора В. И. Агапкина, марш «Прощание Славянки»; закреплять знания о музыкальных инструментах духового оркестра.
Развивающие: развивать ритмический и интонационный слух детей; развивать гибкость, равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук; чувство ритма; творческие способности; развивать интерес к музыкально-игровой деятельности; эмоциональную отзывчивость; развивать музыкальный слух, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать детей в духе патриотизма, уважения к старшему поколению, любви к Родине; расширять знания детей о событиях ВОВ, о Победе нашей страны в войне через музыку, песни, написанные в годы войны; воспитывать интерес к классической музыке и культуре слушания.
Предварительная работа: знакомство с композитором Василием Ивановичем Агапкиным; с симфоническим оркестром; с ветеранами ВОВ села Киевского; работа над песней «Катюша» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского; «Желаем мира без войны» музыка и слова Е.Обуховой. Работа над танцем «Гвоздика».
Словарная работа: симфонический и духовой оркестры; струнно - смычковые, деревянно -духовые, медно - духовые и ударные инструменты; ветераны Великой Отечественной войны.
Методические приёмы: репродуктивный; исследовательский; эвристический (частично-поискового); эмоционально-образные беседы; ритмодекламация; информационно-рецептивный(мнемотаблица); метод пластического интонирования; словесно – логический (логическая связь и закономерность).
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация на тему песни ВОВ «Этот марш не стихал на перронах!», альбом с иллюстрациями: г.Москва, с.Киевское, духовой оркестр, фотографии героев ВОВ, портрет В. Агапкина, мнемотаблица, музыкально-дидактическая игра «Угадай на чем играю?», мольберт, коробка с бумажными стаканчиками, цветы из бумаги, ленточки.
Аудиозапись: марш «Прощание Славянки» музыка В.И. Агапкина, «Катюша» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского, «Желаем мира без войны» музыка и слова Е.Обуховой, «Гвоздика» музыка и слова А.Чугайкиной, «День Победы» музыка Д. Тухманова слова В. Харитонова.
Ход ООД
Слайд №1(черный экран)
Дети под торжественный марш музыка В.И. Агапкина «Прощание Славянки», входят в зал. Останавливаются в кругу.
1. Организационный момент.
Музыкальный руководитель: Ребята, начнем наше музыкальное занятие с музыкального приветствия.
Упражнение-приветствие «Добрый день!»
Все вместе: Мы друг другу руки подаем,
И с улыбкой здравствуйте поем.
Добрый день! Добрый день!
Заниматься нам не лень.
Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости.
Ребята, на гостей все посмотрите
Здравствуйте вы им скажите.
Гости очень хороши, улыбаются они.
Вы им тоже улыбнитесь
И ко мне все повернитесь.
2. Основная часть.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какой старый альбом я нашла в шкафу у своей бабушки. Я предлагаю просмотреть его со мной. Проходите, пожалуйста, к этому столу (проходим с альбомом к столу)
Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим с вами о самом важном, о том, что есть у каждого человека – это Родина. Как называется наша Родина?
Ответ: (Россия).
Слайд №2. (изображение Красной площади)
(открывают первую страницу альбома, на ней изображена Красная площадь)
Музыкальный руководитель: Правильно. А как называется наша малая Родина?
Слайд №3. (изображение села Киевского)
Ответ: (Северная Осетия Алания, село Киевское).
(открывают вторую страницу альбома, на ней изображено село Киевское)
Слайд №4. (черный экран)
Музыкальный руководитель: Молодцы. Мы родились и выросли в мирное время. А много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Ребята, а вы знаете, что такое война?
Ответ: (на нашу Родину напали враги, как разбойники, сжигали деревни и города, не щадили, женщин, стариков, детей).
Музыкальный руководитель: В мае все люди нашей огромной Родины готовятся к самому главному и великому празднику, что это за праздник?
Ответ: (День Победы)
Музыкальный руководитель: Сколько лет исполняется Великой Победе в этом году?
Ответ: (78 лет)
Музыкальный руководитель: Но прежде, чем наступил День Победы, была страшная война, которая длилась долгие четыре года. Наши прадедушки и прабабушки встали на защиту нашей Родины. Именно в эти тяжелые дни войны появилось очень много музыкальных произведений. И все они принадлежат разным музыкальным жанрам. Вспомните, какие жанры вы знаете?
Ответ: (песня, танец, марш).
Музыкальный руководитель: Ребята, вспомните, как называется произведение, под которое вы вошли в зал?
Ответ: (марш «Прощание Славянки»).
Музыкальный руководитель: Кто композитор этого произведения?
Ответ: (композитор Василий Иванович Агапкин).
Слайд №5. (фотография В. Агапкина и духового оркестра).
(открывают третью страницу альбома с фотографией В. Агапкина и духового оркестра).
Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы правы. Это Василий Иванович Агапкин. А в каком жанре написано это произведение?
Ответ: (в жанре марша).
Музыкальный руководитель: А написан этот марш для духового оркестра. Мы с вами уже знаем, из каких инструментов состоит симфонический оркестр. Кто мне скажет?
Ответ: (состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов: струнно - смычковых, деревянно - духовых, медно - духовых и ударных).
Музыкальный руководитель: Духовой оркестр состоит только из духовых и ударных инструментов. Повторите, пожалуйста, из каких музыкальных инструментов состоит духовой оркестр?
Ответ: (духовой оркестр состоит только из духовых и ударных инструментов).
Музыкальный руководитель: Какой характер у этого произведения?
Ответ: (маршевый, бодрый, энергичный, торжественный)
Музыкальный руководитель: Как вы считаете, какое настроение передавалось солдатам?
Ответ: (мужественное, храброе)
Музыкальный руководитель: Знаменитый марш "Прощание славянки" был написан в 1912 году во время Первой Балканской войны. Марш приобрел огромную популярность особенно в годы Первой мировой войны. Под звучание этого торжественного марша советские люди прощались с родными местами, отправлялись на войну, чтоб победив, вновь вернуться на родную землю. Пожалуйста, присядьте и посмотрите на экран.
Слайд №6. Фильм «Этот марш не стихал на перронах»
Музыкальный руководитель: Вот с таким боевым духом отправлялись солдаты на войну. Пройдите, пожалуйста, к столу, мы продолжим рассматривать наш альбом.
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, какой из жанров еще мог поддержать наших солдат в это тяжелое время?
Ответ: (песня).
Музыкальный руководитель: Правильно, хорошая песня помогала переносить голод и холод во имя Победы. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили!
А что же изображено на следующей странице нашего альбома?
Слайд №7. (изображение солдат на привале)
(открывают четвертую страницу, на ней изображены солдаты на привале)
Музыкальный руководитель: Шла страшная и жестокая война! Но случались и минуты отдыха. И тогда в минуты затишья солдаты рассаживались у костра. Посмотрите и скажите, чем занимались солдаты?
Ответ: (писали письма, танцевали, пели песни).
Слайд №8. (изображение поля)
Дыхательная гимнастика.
Музыкальный руководитель: Ребята, закройте на секунду глаза и представьте себе, что во время привала, вышел в поле солдат. Вдохните глубоко, чем пахнет в поле? (травой, цветами). Понюхал цветочек (вдох), а тут комар (зззззз хлоп, перестать жужжать), еще один цветочек (вдох), и тут комар (зззззз хлоп, перестать жужжать). Глянул на дорогу. Вот идет старая лошадь, везет нашим военным припасы. Как она идёт? (цокают язычком медленно) А теперь молодая лошадь её обгоняет. Молодая идет быстро! (цокают быстро) Опять старая лошадь обгоняет молодую. А молодая лошадь резвая, обгоняет старую лошадь. Вдруг солдат увидел дерево со сливами. Откусил, пожевал ее. Кислая оказалась! Закрыв глаза, вдохнул глубоко еще раз и выдохнул. И услышал вдалеке знакомый мотив.
В записи звучит вступление к песни «Катюша».
Музыкальный руководитель: Ребята, как называется эта песня?
Ответ: (песня называется «Катюша»).
Музыкальный руководитель: А какой характер?
Ответ: (задорный, лирический).
Музыкальный руководитель: О чем поется в этой песни?
Ответ: (как девушка Катюша проводила своего парня в армию).
Музыкальный руководитель: Правильно, это песня называется «Катюша», она задорная и лирическая, она несла с собой веру в Победу. Хотя песня была написана еще до войны, знаменитой она стала в дни Великой Отечественной войны. Эту песню связывают с известной боевой машиной, которая так и называется «Катюша», которая помогла одержать Победу нашим бойцам. Я предлагаю пройти к инструменту и исполнить эту песню?
Дети проходят к инструменту.
Музыкальный руководитель: Но прежде, чем мы исполним эту песню, обратите внимание на экран.
Слайд №9,10,11,12. (мнемотаблица)
(работа над 4 куплетом песни «Катюша»)
Слайд №13. (черный экран)
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, на каких музыкальных инструментах на привале могли играли солдаты?
Ответ: (на ложках, гармошке).
Музыкальный руководитель: А почему вы думаете, что именно на этих инструментах?
Ответ: (потому что их легко можно было носить с собой).
Музыкальный руководитель: Правильно. Подойдите, пожалуйста к этому столу. Сейчас мы с вами поиграем. А игра наша называется «Угадай, что звучит?» На столе разложены карточки с изображением музыкальных инструментов. Воспитатель за ширмой будет играет на музыкальных инструментах, а вы выбираете карточку с изображением музыкального инструмента и помешает ее на доску. Будьте внимательны.
Музыкально - дидактическая «Угадай, что звучит?»
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Смотрите, здесь лежит коробка. Что же в ней? (открываю коробку с бумажными стаканчиками)
Ответ: (бумажные стаканчики)
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что мы будем делать со стаканчиками?
Ответ: (играть).
Музыкальный руководитель: Мы с вами озвучим ритм. Возьмите стаканчики и присаживайтесь в круг. Если у кого-то оказалось два стаканчика, поделитесь с другом. Поставьте стаканчики перед собой. Как еще можно озвучить ритм?
Ответ: (хлопая в ладоши, шлепая по коленкам, щелкая пальцами).
Музыкальный руководитель: Вспомните стихотворение про 9 мая, которое вы знаете.
Ребенок читает стихотворение:
Что такое день Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Музыкальный руководитель: Ребята, кто хотел бы озвучить нам это стихотворение?
(кто-то из детей озвучивает стихотворение ритмически)
Музыкальный руководитель: А теперь попробуем озвучить стихотворение так, как нам показала (называю имя ребенка).
(озвучиваем стихотворение)
Музыкальный руководитель: Молодцы, у вас отлично получилось повторить ритм.
Складывайте стаканчики в коробку и проходите к столу, мы продолжим с вами рассматривать наш альбом.
Музыкальный руководитель: А после привала, набравшись сил, наши солдаты опять шли сражаться с врагом. Они дошли до Берлина, и водрузили над Рейхстагом Знамя Победы. Это означало, что война окончена. Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне. Они завоевали нам победу и мир. Мы ими гордимся. А в нашем селе есть такие герои?
Ответ: (Ветераны ВОВ Косьяненко Илья Федорович, Гуржий Николай Антонович, Ефременко Михаил Дмитриевич, Авраменко Павел Игнатович, Мартыненко Николай Александрович кавалер 3 –орденов славы, в честь него названа улица в нашем селе).
Слайд №14. (фотографии ветеранов ВОВ села Киевского)
(открываем пятую страницу альбома с фотографиями ветеранов ВОВ)
Музыкальный руководитель: Молодцы, а какую бы знакомую вам песню мы можем посвятить нашим героям, ветеранам Великой Отечественной войны?
Ответ: (песню «Желаем мира без войны»)
Музыкальный руководитель: Встаньте, пожалуйста, полукругом.
Исполняем песню «Желаем мира без войны» музыка и слова Е.Обуховой.
Слайд №15. (изображение «Вечного огня)
Ребенок читает стихотворение:
Ветеранам с теплотой сердечною
Подарю гвоздичек ярких пламя,
Словно часть огня большого, вечного
Нашу благодарность, нашу память.
Музыкальный руководитель: Ребята, так пусть и в нашем зале зацветут прекрасные цветы. Возьмите, пожалуйста, гвоздики.
Танец с цветами «Гвоздика» музыка и слова А.Чугайкиной.
Музыкальный руководитель: Замечательно. Поставьте цветы на место, мы продолжим рассматривать с вами наш альбом.
Слайд №16. (изображение салюта)
(Открываем шестую страницу альбома, на ней изображен салют)
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, что изображено на этой странице?
Ответ: (салют).
Музыкальный руководитель: А когда бывает салют?
Ответ: (на новый год, на день рождения, 9 мая).
Музыкальный руководитель: Вчесть праздника, в честь мира, я вам предлагаю вам зажечь свой салют. Посмотрите, внимательно, что есть в нашем зале, чем мы могли бы изобразить яркий, красивый салют?
Ответ: (лентами).
Музыкальный руководитель: Тогда чего же мы ждем? Возьмите ленты.
Игра «Салют»
(Дети берут ленты четырёх цветов. Звучит музыка польки, дети импровизированно танцуют, перемещаясь по всему залу врассыпную. Четверо ведущих держат в руках ленты одного из четырёх цветов, останавливаются в разных концах зала. Музыка останавливается.)
Ведущие дети: «Салют зажгись, быстрей соберись!»
Дети подбегают к ведущему, у которого ленты такого же цвета.
Ведущие дети: Празднику дружно крикнем: «Ура!»
Дети поднимают руки вверх, около своего ведущего, машут лентами с криками «Ура!»
Игра повторяется несколько раз, при этом, ведущие меняются местами. Дети должны быстро найти своего ведущего по цвету.
Музыкальный руководитель: Молодцы, очень красивый получился у вас салют. Отдайте ведущим свои ленточки и пройдите ко мне.
Слайд №17. (черный экран)
3.Рефлексия.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы просмотрели наш альбом. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?
Ответ: (духовой оркестр состоит из ударных и духовых музыкальных инструментов, песня «Катюша» стала популярной в годы Великой Отечественной войны).
Музыкальный руководитель: Что вам больше всего понравилось?
Ответ: (рассматривать альбом, игра «Угадай что звучит», игра «Салют»).
Музыкальный руководитель: Я надеюсь, что вы будите беречь и любить свою Родину, своих родных и близких. Спасибо, мне было очень приятно сегодня с вами встретиться. До свидания, до новых встреч!
Слайд№18.
Дети под музыку Д.Тухманова «День Победы», выходят с зала.