Конспект опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«ИЗУЧАЕМ ПЕСОК»
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Задачи:
- познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
- развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь)
- расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
- учить анализировать, обобщать;
- закрепление правил безопасности работы с песком;
-обогащать словарь за счёт слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют кирпичи, песок пропускает воду.
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предшествующая работа:
-игры с песком;
-беседа о правилах поведения при проведении опытов;
-работа с энциклопедиями;
-чтение О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
Демонстрационный материал – письмо, коробочка слайды с рисунками по теме, схемы проведения опытов, схема для анализа свойств песка, мультимидийное оборудование, окрашенная вода
Раздаточный материал – фартуки, стаканчик с песком, лупа, микроскоп, стаканчик с водой, трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, подносы, палочки для размешивания, салфетки, пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), кусочек губки, мелкие игрушки зверей
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках. Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит посылку.
Воспитатель: Ребята, эту посылку прислала нам Знайка, а что в ней мы сейчас узнаем.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. /песок/
Прослушав ответы детей, открывает посылку, показывает детям песок.
Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, в песочнице и т.д.
Воспитатель: Я предлагаю посмотреть фильм о песке.
Показ презентации про песок.
Воспитатель: Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.
ВЫВОД: песок создан природой.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю побольше узнать о песке в нашей лаборатории, но прежде вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.
Опыт 1. Лупа, на ощупь.
Обследовать сухой песок пальцами;
рассмотреть песок через лупу.
Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.
Воспитатель: Вы знаете, что это?
Показывает микроско).
Дети: Микроскоп.
Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. Давайте рассмотрим в микроскоп песчинки.
Воспитатель: А теперь посмотрите фотографии, где хорошо видны причудливые формы песчинок.
Экран (фото).
Опыт 2 Растворяется или нет?
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана.
Опыт 3 Пропускает или нет воду?
Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?
Дети: Да, песок пропускает воду.
Опыт 4 Фильтрация воды.
Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок. Возьмите воронку, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. А теперь наливаем окрашенную воду в стаканчик и подождем, пока она не просочиться через песок.
Сравним отфильтрованную воду с «грязной).
Воспитатель: Как она изменилась?
Дети: Вода стала прозрачнее.
Воспитатель: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают оба глаза.
Наши глазки отдыхают, Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Упражнения выполняют. Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
А теперь мы их откроем, Глазами рисуют букву о.
Через речку мост построим. Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Нарисуем букву о, получается легко. Глаза смотрят вправо- влево.
Вверх поднимем, глянем вниз, Глазами смотрят вверх, вниз.
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Опыт 5 определение цвета песка.
Воспитатель: А скажите, как можно из сухого сделать влажный?
Дети: Полить его.
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?
Ответы детей
Воспитатель: Определим, какого они цвета?
Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?
Дети: Сыпучий песок – сухой.
Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте проверим. Попробуем слепить из песка куличик. Из какого песка можно лепить?
Дети: Из влажного песка.
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)
Вывод: Следы остаются на влажном песке.
Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?
Дети: Сухой песок легко пересыпается.
Опыт 6 «Своды и тоннели»
Воспитатель: Возьмите трубочку. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
Воспитатель: Ребята, а какая польза от песка животным, обитающим в пустыне?
Дети: Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы с разными ходами и выходами.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Дети: Изучали свойства песка, проводили опыты.
Воспитатель: Расскажите, что вы узнали нового?
Дети: Песок мягкий, лёгкий, сыпучий, рыхлый состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу, песок – это природный фильтр