Конспект опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«ИЗУЧАЕМ ПЕСОК»

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Задачи:

- познакомить детей с составом и свойствами природного песка;

- развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь)

- расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

- учить анализировать, обобщать;

- закрепление правил безопасности работы с песком;

-обогащать словарь за счёт слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют кирпичи, песок пропускает воду.

-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предшествующая работа:

-игры с песком;

-беседа о правилах поведения при проведении опытов;

-работа с энциклопедиями;

-чтение О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»

Демонстрационный материал – письмо, коробочка слайды с рисунками по теме, схемы проведения опытов, схема для анализа свойств песка, мультимидийное оборудование, окрашенная вода

Раздаточный материал – фартуки, стаканчик с песком, лупа, микроскоп, стаканчик с водой, трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, подносы, палочки для размешивания, салфетки, пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), кусочек губки, мелкие игрушки зверей

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках. Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит посылку.

Воспитатель: Ребята, эту посылку прислала нам Знайка, а что в ней мы сейчас узнаем.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. /песок/

Прослушав ответы детей, открывает посылку, показывает детям песок.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю посмотреть фильм о песке.

Показ презентации про песок.

Воспитатель: Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

ВЫВОД: песок создан природой.

 Воспитатель: А теперь я вам предлагаю побольше узнать о песке в нашей лаборатории, но прежде вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.

Опыт 1. Лупа, на ощупь.

Обследовать сухой песок пальцами;

рассмотреть песок через лупу.

Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Воспитатель: Вы знаете, что это?

Показывает микроско).

Дети: Микроскоп.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. Давайте рассмотрим в микроскоп песчинки.

Воспитатель: А теперь посмотрите фотографии, где хорошо видны причудливые формы песчинок.

Экран (фото).

 Опыт 2 Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

Опыт 3 Пропускает или нет воду?

Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?

Дети: Да, песок пропускает воду.

Опыт 4 Фильтрация воды.

Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок. Возьмите воронку, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. А теперь наливаем окрашенную воду в стаканчик и подождем, пока она не просочиться через песок.

Сравним отфильтрованную воду с «грязной).

Воспитатель: Как она изменилась?

Дети: Вода стала прозрачнее.

Воспитатель: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.

Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Упражнения выполняют. Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

А теперь мы их откроем, Глазами рисуют букву о.

Через речку мост построим. Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Нарисуем букву о, получается легко. Глаза смотрят вправо- влево.

Вверх поднимем, глянем вниз, Глазами смотрят вверх, вниз.

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Опыт 5 определение цвета песка.

Воспитатель: А скажите, как можно из сухого сделать влажный?

Дети: Полить его.

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Ответы детей

Воспитатель: Определим, какого они цвета?

Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?

Дети: Сыпучий песок – сухой.

Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте проверим. Попробуем слепить из песка куличик. Из какого песка можно лепить?

Дети: Из влажного песка.

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод: Следы остаются на влажном песке.

Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?

Дети: Сухой песок легко пересыпается.

Опыт 6 «Своды и тоннели»

Воспитатель: Возьмите трубочку. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Воспитатель: Ребята, а какая польза от песка животным, обитающим в пустыне?

Дети: Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы с разными  ходами и выходами.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети: Изучали свойства песка, проводили опыты.

Воспитатель: Расскажите, что вы узнали нового?

Дети: Песок мягкий, лёгкий, сыпучий, рыхлый состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу, песок – это природный фильтр