Методическая разработка занятия по развитию речи
в средней группе
Тема: Чтение стихотворений о зиме
(по В.В. Гербовой Развитие речи в детском саду: Средняя группа.
Задачи:
1.Познакомить детей со стихотворениями о зиме, стимулировать познавательный интерес, отражать в речи установление причинно-следственных связей.
2.Способствовать формированию умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать метафоры для описания зимней природы, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
3.Создать условия для проявления интереса к художественному слову, приобщения детей к поэзии.
Предварительная работа: беседы о зиме; ежедневные наблюдения, рассматривание репродукций картин и иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме. Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о зиме. Разгадывание загадок о зимних явлениях.
Материал: портрет И. Бунина, А. С. Пушкина, И. Никитина. Подбор иллюстрации на тему «Зима».
Индивидуальная работа с детьми: с Александром и Алисой закреплять умение подбирать метафоры для описания зимней природы, задавать вопросы познавательного характера.
С Семеном и Даниилом, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, отражать причинно-следственные связи.
Ход:
Воспитатель:
Дети ,дети все сюда, сдесь веселая игра.ребята,
1,2,3,4,5- собираемся играть!!!
В станьте в круг ,я кому бросаю мяч, говорит что он любит зимой делать.(играем)
Проходите все за мной (садитесь на стульчики )
послушайте, я прочту вам строки стихотворения о времени года, которые вам нужно закончить
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла?..
Дети: зима.
Воспитатель: вы были внимательны, правильно, наступила зима, а декабрь - первый зимней месяц.
– Обо всем этом хорошо сказано в стихах замечательных русских поэтов".
Воспитатель: ребята, мне очень нравится стихотворение о зиме И. Бунина "Первый снег" (в сокращении), послушайте:
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Как называется человек, который пишет стихи? ( поэт) повтори……О чем это стихотворение?
(ответы детей) о каком времени года?
Предлагаю вам послушать другое стихотворение А.С.Пушкина( показываю ипортрет)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
Воспитатель: какие красивые слова зимние запомнились,
(волшебница зима, рассыпалась клоками, волнистыми коврами)
(Дети встают со своих мест.)
Физкультурная минутка.
ЧТОБЫ НОСИК НЕ ЗАМЕРЗ
НАДО НОЖКАМИ ПОТОПАТЬ
И ЛАДОШКАМИ ПОХЛОПАТЬ
С НЕБА ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ
КАК НА СКАЗОЧНОЙ КАРТИНКЕ
БУДЕМ ИХ ЛОВИТ РУКАМИ
А ПОТОМ ПОКАЖЕМ МАМЕ.
(САДИМСЯ)
Воспитатель:
А мне очень нравится стихотворение Ивана Сурикова, которое так и называется ЗИМА.
БЕЛЫЙ СНЕГ, ПУШИСТЫЙ
В ВОЗДУХЕ КРУЖИТСЯ
И НА ЗЕМЛЮ ТИХО
ПАДАЕТ, ЛОЖИТЬСЯ
И ПОД УТРО СНЕГОМ
ПОЛЕ ПОБЕЛЕЛО,
ТОЧНО ПЕЛЕНОЮ ВСЁ ЕГО ОДЕЛО.
Воспитатель:
Как называется стих-е? (зима),как поэт описывает снег? Какой он? (белый, пушистый) что делает снег? (кружится, падает, ложится)
Как он ложится? ( тихо) почему тихо?(легкий, пушистый) второй раз читаю с показом,
РАЗДАЮ СНЕЖИНКИ рассказ стихотворения Садитесь .кто хочет рассказать? 3-4 чел.
Кто понравился больше как рассказали стих?
ИТОГ: что вы нового узнали?
(кто пишет стихи? Поэт.)
Как называется стихотворение которое мы учили ?(зима) Суриков.