Конспект подгруппового логопедического занятия
«Путешествие по Забайкальскому краю»
(с детьми подготовительной группы с ФФНР)
// автоматизация [Л] в словах, фразе, предложениях, стихотворном тексте
Цель: – закреплять правильное произношение звука [Л] в словах, во фразе, в предложениях.
Задачи:
Образовательные:
-упражнять в правильном произношении звука [Л] в словах, предложениях, тексте /;
- расширять и активизировать словарный запас;
- формировать навык образования существительных, прилагательных (способом сложения основ);
-закреплять навык составления предложения; (совершенствовать грамматический строй речи);
- закреплять знания детей о животных, занесенных в Красную книгу Забайкальского края
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления
- развивать слуховое и зрительное внимание
-развивать логическое мышление, память, навыки связного высказывания
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, самоконтроль;
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость), любовь к родному краю посредством знакомства со стихами забайкальского поэта;
- способствовать сплочению детского коллектива
Оборудование: профиль артикуляции звука [Л], карта Забайкалья, предметные картинки (фотографии), сюжетные разрезные картинки для составления предложений; дидактическая игра «Определи место звука в слове»; набор картинок с изображением животных с [Л]: пособие «Дом дружбы»
Ход занятия:
1.Организационный момент (создание положительной мотивации). Приветствие гостям
- Что такое «Здравствуй»?
- Лучшее из слов,
Потому что « Здравствуй» - значит «Будь здоров!»
«Здравствуй» - это волшебное слово,
Людям дарите снова и снова.
2. Сообщение темы занятия. Вступительное слово: совсем скоро праздник - Новый год. К нам прибудет Дед Мороз, но о нашем крае он мало что знает. Отправил он к нам друга своего, старичка – Лесовичка, разузнать, что это за край такой удивительный - Забайкальский. Собирался к нам Лесовичок, да вот метель замела тропинки лесные. Лесовичок и заплутал, заблудился... Вы с ним сможете встретиться, если все препятствия преодолеете: выполните задания, которые для вас приготовлены.
3.Артикуляционная, акустическая характеристики звука. Колокольчик звенит - Дед Мороз спешит. - Ой, а какой звук вам напоминает звучание колокольчика? Так вот этот интересный звук [Л] поможет нам задания выполнить и с Лесовичком встретиться. Проверим заодно, насколько важен этот звук, нужен ли он в речи нашей.
(СЛАЙД - схема артикуляции. Уточнение артикуляции звука: использование зрительной опоры).
Анализ артикуляции звука (по схеме).
Акустическая характеристика [Л]
- Давайте вспомним, звук [Л] гласный или согласный? [Л] – согласный - почему?
Звук согласный, т.к. есть преграда для воздушной струи, когда мы звук произносим
Глухой или звонкий? (Звонкий) Голос звенит (проверяем: тыльная сторона руки на горле) - Повторим: Л-л-л-л-л. Произнесение звука (Л-Л-Л- многократно и отрывисто; попеременно.)
- Мягкий или твердый? (Твердый)
4. Произнесение звука в слогах. Песенка звука [Л] – «Колокольчик звенит» л-л-л-л. Где еще мы можем услышать звук? Чистоговорки вспомним:
Ла-ла-ла - как твои дела?
Ла-ла-ла- мышка весело жила
Ло-ло-ло- на улице светло
Лы-лы-лы- елочки малы
Ал-ал-ал - глубокое озеро Байкал!
5.(слайд 3) - Взгляните, вот карта нашего края. Ребята, почему наш край называется Забайкальским?
Находится он за озером Байкал. Так и получил название – «Забайкальский».
6.Дидактическая игра « Определи место звука [Л]- в слове». Дети сидят за столом, логопед у доски. «Красная книга» Забайкалья поможет нам. Названия каких животных сюда занесены?
- Животных, которых очень мало осталось у нас в крае. РЕДКИЕ животные… Беречь их надо! Логопед: Отгадайте загадки, о ком именно идет речь? Называем и определяем, где именно слышится [Л] в словах: в начале, в середине или конце слова. А поможет вам «Звуковая дорожка и звук - человечек »\ \Какие же животные обитают в лесах и степях Забайкалья? Вспомним…
1)Пушистая шёрстка, массивные лапки, Жёлтого цвета глаза у царапки,
Тот, кто и волка, и рысь обманул, хищный кот, как зовётся?.. (Манул) Показ фотографии (картинка)
МАНУЛ полный ответ- Ребенок: Звук [л] слышится (находится) в конце слова
2)Травы копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. ( Лось ) Ребенок: Звук [л] слышится в начале слова
3)Кто несется, словно ветер, вы ответите мне, дети?
У кого рога большие, глазки хитрые такие? (показ фото: Антилопа - дзерен) Ребенок: [л] слышится в середине слова
4) Живёт она на свете много лет,
Огромней рыбы в реках просто нет…
Все рыбки удирают от испуга,
Как только появляется… белуга! (что мы знаем о белуге?..) Демонстрация слайда с изображением соответствующего животного
7) Игра «Живые звуки» - с использованием элементов фонетической ритмики. Упражнения фонетической ритмики – стимуляция для закрепления произносительных навыков //Развитие фонематического восприятия, правильного произношения.// Методика: Власовой Т.М., Пфафенродт А.Н.
-Вы сейчас не просто девочки и мальчики, а живые звуки!
- Гласные звуки вспомним: А-О-У-И и превратимся сами в самые настоящие звуки. (Дети выполняют двигательные упражнения, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с речевым материалом (с произношением звуков, слогов, слов).
Согласные: В-К-С-М; а вот наш звук [Л]. Составим слоги.
Составим слова: волк - манул- лось- антилопа
-А теперь мы отдохнем. И дальше задания выполнять пойдем.
8) Физминутка. // Стихотворные строки сопровождаются двигательными упражнениями:
Мы по городу гуляем,
Все вокруг мы замечаем:
Вот парк тенистый,
В парке - тополь ветвистый…
К речке Читинке мы пойдем-
На площадь привокзальную попадем.
Храм на площади стоит
Сердцу – доброту дарит.
В нашем городе старинном есть
Театры, магазины, школы, садики, аптеки
(Цирк гастролирует), библиотеки
Поликлиники, больницы-
Много зданий в забайкальской столице!
Город наш Читой зовется,
Хорошо нам в нем живется!
9) Закрепление навыков словообразования
Дидактическое упражнение «Дом дружбы».
- В этом доме живут слова, которые между собой дружат. И называется он - Дом дружбы. Послушайте сочетания слов и замените их одним словом. Из двух маленьких - коротких слов получается одно большое. В словах отчетливо стараемся [Л]- звук произнести! Слова нужно подружить, чтобы новое сложить.
Манул-кот с толстыми лапами - толстолапый. А слышится ли звук [Л] в этом слове? Глаза у манула - желтые – желтоглазый. Короткие лапы - коротколапый
-Волк. Взгляните: у него белый лоб - белолобый
У медведя ( а ставит лапу при ходьбе мишка чуть наискосок — пальцами внутрь, пяткой наружу) не прямые лапы, а косые лапы - косолапый . Толстые пятки- у мишки( толстопятый)
Большая голова у медведя …Как мы можем назвать грозного обитателя леса?( большеголовый).
-Сладкое ест - сладкоежка
-У зайца зимой - мех белый, как снег! (белоснежный)
Во всех этих названных вами словах слышится [л] звук!
________________________________________________________________
10) Хочется, чтобы о нашем крае узнали по всей России. Нет ничего на свете краше, чем родина наша. Говорим о Забайкальском. крае, но важно вспомнить о людях, которые здесь живут - люди разных профессий. Давайте постараемся, ребята, назвать профессии тех, что трудятся в Забайкалье! Но условие: в названном вами слове непременно [Л]- звук должен слышаться.
В помощь вам – мои загадки:
Итак, назовите профессию человека: о ком же говорится в загадке?
* -Летят опилки белые
Летят из-под пилы
Это кто же делает окна и полы ? ( плотник). В слове плотник слышим [Л]?
*-В небе синем самолет - кто управляет им?..// пилот!
*- Малыш конфет много ел
Вот зуб и заболел.
Зуб человеку очень дорог. А кто ж поможет? стоматолог!
*- Я проказничать люблю.
Всех вокруг развеселю
Посмотрите на мой нос - станет вам смешно до слез! (- Кто же это , ребята?) клоун
Нужные, важные профессии!..
Какие еще профессии знаете, в названиях которых слышится [Л]?
- Ребята, ответить постараемся (полный ответ ваш) - кто, какую работу выполняет?: Итак, (предложением отвечаем)
Стоматолог лечит зубы.
Пилот управляет самолетом.
Плотник делает окна и полы…
11) Дидактическое упражнение «Собери картинку»:// Развитие навыков предложно- падежного управления, составления предложения // - Найди вторую (необходимую) половинку карточки - соедини. «Составь целое предложение со словом, в котором слышится [Л]». Стараемся правильно, отчетливо произносить в словах звук [Л]!
12) Какой - то шорох слышится, звук шагов …--------------------------------------------------------
Появляется Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Это я – Лесовичок,
В бороде - травы клочок.
К вам от Деда Мороза спешил да заблудился.
Каждый день и в снег, и в зной сторожу я мир лесной,
Чтоб деревья не ломали и зверей не обижали.
--------------------------------------------------------
- Слышал - слышал, как вы на вопросы отвечали да заданья выполняли!
Теперь знать буду, какой же важный – нужный звук [Л]! Много о вашем крае узнал! Доволен я вашими знаниями. А вот стихи вы о родном Забайкалье знаете?
13) Закрепление произношения [Л] в стихотворной речи. Дети рассказывают стихи. Стихотворение Георгия Граубина - Забайкальского поэта « Мы в морозильнике живем…»
(Рассказ сибиряка - детсадовца другу,
приехавшему к бабушке в гости)
Мы в морозильнике живём -
Мы так Сибирь свою зовём.
В ней никому не тесно.
В ней очень интересно!
Когда на улице мороз
И сине всё, как купорос,
В замерзшие окошки
Мы смотрим на дорожки.
Они печальны и пусты.
Молчат деревья и кусты.
Молчат под снегом речки.
Но мы-то — человечки!
Не надо нам, как им, молчать,
Нам надо бегать и кричать.
И вот мы все топочем,
Всем садиком хохочем!
Чуть потеплеет — и во двор
Выходим мы, а рядом — бор.
Там зверь живёт рогатый
По имени Сохатый.
Весной Сохатый озверел
И целый день в лесу ревел.
За ним — его соседи,
Мохнатые медведи.
Но мы их не боялись,
Наоборот — смеялись!
Нам очень нравится Сибирь -
Такой простор, такая ширь!
И детский садик наш хорош,
Я по нему скучаю.
А на вопрос: "Ну, как живёшь?"
Ребятам отвечаю:
— Я в морозильнике живу,
И ничего, и не реву -
Нельзя реветь в морозы,
К глазам примёрзнут слезы!
И вообще нельзя реветь:
Ревёт Сохатый да медведь,
Ревут белуги в речке,
А мы ведь человечки!
(Лесовичок хвалит детей). - Ой, засиделся, загостился я, побегу: Деду Морозу о крае вашем, о вас расскажу! (Прощается-уходит)
14) Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Ну, вот встретились мы с Лесовичком. Оказывается, он, хитрец, слышал, как мы задания сложные выполняли. Порадует Деда Мороза.
– Наше путешествие подошло к концу. Все задания вы выполнили. Молодцы, справились . Какой звук помогал нам ? - Правильно проговаривали звук [Л]. Необходим в нашем языке [Л]! Ребята, как относиться надо ко всему, что нас окружает? (- беречь природу, животных, заботиться, уважать людей - жителей нашего края). Что больше всего запомнилось? Какое задание сложным было для вас? Вы - молодцы! Сюрприз ребятам - наклейки!