Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинорованного вида второй категории №3 «Ивушка» , корпус 5
г.о. Лосино-Петровский
Конспект проведения НОД с использованием ИКТ
в подготовительной к школе логопедической группе
«Весёлая Масленица или Проводы Русской Зимы»
Подготовила
учитель-логопед:
Крутова Е.И
Г.о. Лосино-Петровский
«Веселая Масленица или Проводы Русской зимы»
Цель: знакомство с историей возникновения и традициями празднования Масленицы, с русскими традициями и обычаями.
Задачи:
Учить понимать народные потешки, заклички;
Развивать и обогащать
, активизировать
словарный запас
по теме
;
Развивать
логическое
мышление, внимание, память;
Учить пониманию значений пословиц и
поговорок;
Продолжать у
чить отвечать на вопросы
развёрнутой фразой;
Упражнять в
составлении пред
ложений с предлогами «из»; «с».
Учпражнять в правильном согласовании существительных с ислительными;
Упражнять в использовании предложно-падежных конструкций;
Продолжать упражнять в автоматизации поставленых звуков
[
ш
]
,
[
ж
]
,
[
л
]
,
[
р
]
.
Воспитывать позитивное и уважительное отношение к обрядам своего народа.
Обрудование: картинный материал - Масленица, презентация «Весёлая Масленица», сюжетные картины, фотографии и репродукции картин известных художников с изображениями проводов русской зимы, масляничных гуляний, посылка с письмом внутри, бананы, картинка темнокожего мальчика Сэма, кукла из ниток или соломы;
Оргмомент:
Логопед (держит в руках коробку-посылку)
Доброе утро, ребята! Знаете, для вас пришла посылка – на ней написано: «Ребятам из группы №5 «Сказка», детского сада №5 «Звёздочка», города Лосино-Петровского». Как необычно! Интересно, откуда и от кого пришла? Давайте попробуем угадать. Посмотрите, на посылке наклеены пальмы, кактусы, львы, жирафы, носороги, как вы думаете, откуда посылка?
Дети: Посылка из Африки!
Логопед: (открывая посылку) Внутри посылки должно быть письмо. Точно! Вот оно! В письме фотография мальчика. Его зовут Сэм. Вот что он пишет:
«Привет, друзья! Пишу вам из далекой, жаркой Африки! Дело в том, что недавно я у знал из энциклопедии о том, что в России, делают вот таких соломенных куколок (логопед показывает), даже попробовал сделать ее сам. Говорят, её зовут Масленица, приходит только зимой и очень любит блины. Хочу узнать у вас, правда ли это? Пожалуйста, расскажите, для чего делают таких куколок и зачем она ест блины? Мне очень интересно! Может, ей понравятся кокосы и бананы? Заранее благодарен, Сэм».
Логопед: Ребята, о чем просит нас Сэм? Поможем ему?
Дети: Рассказать о Масленице, о куколке и блинах…
Логопед: Сегодня мы расскажем Сэму о Масленице, ведь в Африке и жарких странах такого праздника нет, также как и нет снега.
Масленица – один из любимых в народе старинных праздников. На Масленицу провожают зиму и встречают весеннее солнышко.
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт! (В. Степанов)
Рассматривание картин с изображением народных гуляний
Логопед: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. Почему так люди веселятся? (Ответы детей).
Просмотр презентации «Широкая масленица»
Слайд№3 Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Весна одолевает зиму, и ей нужно помочь: вымести зиму метлой, взять снежную крепость, где прячутся ее морозы и метели. На это и направлены все масленичные традиции. Люди, забывали про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль и веселились от души.
Слайд№4 Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли масляные, румяные и горячие, как само солнце, блины.
Слайд№5 Считалось, что румяными блинами приманивали солнце, помогая ему разгораться. Блин – это символ солнышка: такой же горячий и круглый. Люди, как бы обращались к солнышку, чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышка будет весной и летом мало, то урожай не вызреет.
Слайд№6 Мир веселья и смеха с невиданной силой раскрывался в эти дни. Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, шутов и циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Слайд№7 Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь озорничала на посиделках и вечеринках, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Слайд№8
Слайд№10 В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
Слайд№11 Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Первый блин — нищим или для умерших клали на окошко.
Слайд№12 Праздник открывали дети: они зазывали и приветствовали Масленицу - ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
Слайд№13 Понедельник - Встреча Масленицы
В этот день делали куклу из соломы наряжали её, усаживали ее в сани и везли на горку. Встречали ее с песнями. Как называли эту куклу? (Масленица) Масленица всю неделю там, где веселье. Масленицу приветствовали песнями, закличками.
Некоторые делали маленькие куклы –Масленицы, и дарили в понедельник их друг другу. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор, ходили друг к другу в гости.
Слайд№14 Вторник — Заигрыш.
Название такое, заигрыш - потому, что в этот день начинались веселые игры. По улицам ходили ряженые, останавливались возле домов, угощение просили. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Слайд№15 Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.
Слайд№16,17 Среда - Лакомка.
Славили Масленицу блинами и оладьями. К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творожники.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, блиноедой, круглой, румяной, широкой и белой.
Слайд Ребята, давайте вспомним и расскажем Сэму, из чего пекут блины!
Игра «Испечем блины!» (дети называют, из чего и в какой последовательности пекут блины)
Молодцы, ребята, давайте посчитаем, сколько блинов мы напекли!
Слайд Игра «Посчитаем блины»
Слайд Игра «Съешь пирожок»
Слайды «Любим блины»
Давайте расскажем Сэму, с чем мы любим есть блины!
Опираясь на слайд, дети называют, с чем можно есть блины.
Я люблю блины со сметаной.
Я люблю блины с творогом, с маслом, с вареньем, с рыбой…и т.д.
Слайд№18 Четверг именовался разгуляем.
Самый весёлый день Масленицы. Масленица набирала полную силу. Все выходили на улицу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, пели частушки. Люди славили весну, водили хороводы с бубнами, трещотками, зло от домов отгоняли.
Физминутка с использованием весенней заклички.
Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Солнышко, разожгись!
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Предложить детям несколько раз проговорить, прохлопать обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.
Слайд№19. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Слайд№20. Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две ватаги: конников и пехоту. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.
Слайд№21. Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем.
В этот день зятья угощали своих тещ блинами. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки». С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Слайд№22,23 Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Слайд№24 Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье.
В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы.
Если все дни Масленицы весёлые и озорные, то этот день серьёзный. Люди просят друг у друга прощения за нанесённые в течение всего года обиды – вольные и невольные. Ведь иногда один человек может обидеть другого невольно, то есть нечаянно, не желая этого. Вот и вы, когда проснётесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: «Простите меня». А если кто-то у вас попросит прощения , надо обязательно простить.
Слайд26
Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права.
Логопед: Как вы думаете, получилось у нас с вами ответить Сэму на его вопросы? М сегодня много о праздновании Масленицы, теперь давайте попробуем обьяснить, что означают поговорки:
«Не житьё, а Масленица»,«Широкая Масленица», «Блин не клин, живота не расколет»
Молодцы! Теперь мы сможем написать ответ Сэму и отправить письмо в Африку! Мы помогли ему узнать, что такое Масленица!
Материалы:
Интернет- ресурсы, при подготовке презентации.
Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР – Конспекты
подгрупповых занятий логопеда. -М.:
«Гном»,2011
г
.
Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
(патриотическое воспитание)
.
Конспекты за
н
ятий.
- М.: УЦ «Перспектива»,
2011
г.