Тема: Е.И. Носов «Усвятские шлемоносцы»

Преподаватель ЗабКУК

Н.А. Константинова

Цель: освоение исторических, культурных, литературных, фольклорных, духовных смыслов повести Е. Носова «Усвятские шлемоносцы»

Планируемые результаты урока:

Предметные:

-владение умением анализировать текст повести Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- владение умением анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

- умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (живопись, кино, музыка);

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели деятельности;

- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Личностные:

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.

Ход урока:

Представление сведений о биографии Е. Носова (

Студент

). Обратить внимание на выставку, где находятся буклеты, книги и биография писателя.

«Усвятские шлемоносцы» - это автобиографичная повесть.

- Вопрос студентам: «А что такое автобиография»? (небольшое повествование человека о себе, которое позволяет узнать общую информацию о его жизненном пути)

Вот как Носов писал об этом: «В облике «Усвят» проглядывает… в общих чертах, моя деревня. И хоть писал я не свою хату, не своего дядьку, не своего деда, не соседа, но всегда имел ввиду мое село, его людей».

- О чем эта повесть? (о сборе мужиков деревни Усвяты на войну)

Благодаря обращению автора к фольклорным традициям и духовным смыслам довоенной деревенской жизни произведение приобретает эпический масштаб, вневременной характер. Сегодня мы проанализируем с вами фольклорную, литературную, историческую и духовную составляющие данного произведения.

И главный вопрос, на который мы должны ответить в ходе диалога: можно ли повесть назвать повестью-притчей и почему?

- Что такое повесть-притча? (назидательное повествование в иносказательной форме, заключающее в себе нравственное поучение (мораль) и характеризующееся однолинейным сюжетом)

Звучит песня «Собирайтесь вы, ребята

» в исполнении вокальной группы студентов

ЗабКУК

.

Это рекрутская песня, которую пели, когда провожали парней в рекрута в 19 веке. Записана в селе Менза Красночикойского района.

- Каким настроением проникнута эта песня? (ответы студентов)

А сейчас мы послушаем другую песню «Священная война»

- Чем отличается эта песня от предыдущей? (ответы студентов)

- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

- Какие произведения читали?

- Чем отличаются перечисленные вами произведения от повести Е. Носова?

(там речь идет о военных сражениях, а здесь о 10 днях сбора мужиков на войну)

Прежде чем мы приступим к анализу повести, давайте разберемся в значении слова «усвяты».

По В. Далю «усвятить» - значит украсить, а «усвят» - заря. Усвяты – это богато, ярко окрашенная земля.

Кроме того, Усвяты – святая земля, освященная временем, предками, церковью. Семантически от корня свящ_. Усвяты становятся центром вселенной, аккумулируя в себе жизнь. Для повести Носова и для фольклорного сознания характерно представление о пространстве как неограниченной протяженности с противопоставлением центра и периферии.

Беседа по содержанию

повести

Прочитайте эпиграф повести: И по всей Руси тогда редко пахари перекликалися, но часто граяли воины, трупы между собой деля» (Слово о полку Игореве)

- Как вы понимаете эти строчки? Что представляете? Почему Носов начинает повествование строками из этого произведения? (предчувствие войны)

Резюме: Юрий Бондарев, анализируя повесть Носова «Усвятские шлемоносцы» и шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве, говорил, что «эти произведения близки теплотой патриотизма, печалью разлуки, военной тревогой, бесконечной любовью к земле, скорбью о навсегда ушедших на поле брани из родного дома»

Работа 1-ой группы (исторический аспект)

- О каких военных событиях вспоминают герои повести в данном произведении?

Презентация студентов о Куликовском сражении, Русско-японской войне, Первой мировой войне и Великой Отечественной (4 студента)

Звучит вальс «На сопках Манчжурии»

- Почему данный вальс упоминается в повести? (Ответы учащихся)

-Давайте сделаем вывод, с какой целью автор упоминает эти события в своей повести и почему именно Селиван рассказывает о них? (ответы студентов)

Старый, мудрый, героически сражающийся на двух войнах, дед Селиван поддерживает земляков, вселяя в их души чувство справедливости, уверенности в собственные силы: «Сколько кампаний перебывало – усвятцы во все хаживали и николь сраму домой не приносили. Вам-то уж не помнить, а я еще старых дедов захватил, которые в Севастополе побывали и на турок сподабливались. Оно ить глядеть на нашего брата – вроде никуда больше не гожи, окромя как землю пластать. А пошли – дак оказывается, иньше чего плостать горазды».

-Как воспринимается речь Селивана и почему?

Работа 2-ой группы

Учитель: Митюха Лобов, прощаясь с рекой матушкой – Остомлей, говорит: «Ну, матушка_Остомля, прости-прощай. Какие будем пить воды-реки, в какой стороне, пока не знамо! Пошли мы…»

Какие обыденные слова и как много их, просторечных деревенских слов, присказок, поговорок, песен в повести. Приведите примеры.

(Студенты приводят примеры слов, пословиц, песен.

- С какой целью включает их Носов в свою повесть?

- Деревня Усвяты сохранила свою патриархальность. Она проявляется в быту, в работе, в отношениях в семье. Приведите примеры из текста.

Учитель: Но в один прекрасный момент это благоденствие нарушается тревожной вестью о том, что пришла война.

Работа 3-ей группы (духовные знаки в произведении)

Учитель: Как в повести показана психологическая трансформация земледельца, человека труда, в воина – защитника русской земли?

Просмотр отрывка из художественного фильма «Родник» (режиссер А. Сиренко)

Анализ сцены:

- Почему мужчины пошли к Селивану?

- Как восприняли они прочтение книги о значении имени каждого и почему?

- Почему Селиван хранил столько лет Георгиевский крест?

- Что объединило героев в этой сцене? Готовы ли они к войне?

Вывод: война чужда человеку вообще. Русскому народу, пережившему ужасы не одной войны, она ненавистна тем более, но он может постоять за свою Родину.

Резюме учителя: Е. И. Носов говорил так: «Суть человека труда и особенно хлебороба такова, что он к войне не готов…Обращение земледельца в солдата – это всегда трудный психологический порог. В «Усвятских шлемоносцах» я попытался раскрыть этот процесс превращения пахаря в солдата самой своей повестью».

Работа 4-ой группы

Учитель: Тот час, когда началась война, застал героя повести — усвятского колхозника Касьяна за обычными, мирными заботами. Усвятцы косили сено. Жена Натаха ждет ребенка, и потому Касьян не надеется, что она выберется на неблизкий луг. Но Натаха не утерпела. А с ней увязались дети: старшенький Сергунок, восьми лет, и трехлетний Митюнька.

Добро ладится жизнь Касьяна и дома, и в колхозе, где он работает старшим конюхом. Появилась у него задумка купить даже не самое необходимое по крестьянскому обиходу: швейную машину для Натахи, благо она рукодельница.

И вдруг все планы порушены.

- Что же заставило Касьяна, и миллионы таких же, как он, мужиков, оставив свои семьи на горькую нужду, вполне сознательно, ощущая острую необходимость этого, идти в пекло, откуда не так-то велика надежда на благополучное возвращение?

Учитель: Какова основная тема повести?

Ответы обучающихся (трансформация земледельца в воина и тема воинской преемственности).

Резюме учителя: Тема воинской преемственности действительно является одной из центральных в повести. Неслучайно в повести есть упоминание о Севастополе, турках, Мукдене, Карпатах: автор приводит читателя к мысли о том, что усвятцы и все русские люди – единая цепь рода. А вся Россия мыслится усвятцам как единое безграничное поле, на котором развернется битва с врагом.

В повести нет описания боевых действий, лишь ощущение близкой беды. Выпукло и мощно описана неожиданность нагрянувшей войны, бессердечная тяжесть ужасов фашистского нашествия, навалившаяся на мужчин и женщин, стариков и детей. Логическим продолжением «Усвятских шлемоносцев», темы войны в творчестве Е. И. Носова станут рассказы «Красное вино победы» и «Шопен, соната №2», в которых затронуты – темы памяти, первых дней Победы.

Повесть Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» написана в конце 70-х гг.

- Как вы думаете, почему в памяти русского народа даже спустя долгие годы сохраняется память о войне?

Ответы обучающихся

Вывод: историк Л. Гумилёв, рассматривая Куликовскую битву как ключевое событие русской истории, писал: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне …, а ушли с него — русские». Эпическая панорама русского народа, готовящегося к войне, открывающаяся в конце повести Носова, повторяет ту же мысль и подчёркивает значение ВОВ: «Облака плывут над проселками, а к сборному пункту движутся колонны мобилизованных: усвятские идут, … никольские пробегли да хуторские, … ситнянские мужики шагают, ставские, и, кажется, нет им конца – воспряла вся Россия, люди русские готовы защитить себя и близких».

Чтение стихотворения собственного сочинения Пашковой Анастасии (111 гр.)

Мы говорили с мамой о войне,

И было мне так страшно и тревожно.

А об объятой пламенем стране

Мне позабыть теперь уж невозможно.

Триблинка, Бабий Яр или Освенцим,

И Саласпилс никак не позабыть.

И можно ли людьми назвать тех немцев,

Которые смогли такое сотворить....

Люди мучились в камерах с газом,

Миллионы до тла сожжены,

Лагеря разрастались проказой

На израненном теле страны.

Сапогами поля истоптали.

В нас стреляли, пытали и жгли

Стариков и детей убивали

Эти страшные наши враги.

На колени поставить пытались,

Превратить нас в голодных рабов.

Не согнулись мы и не сломались,

И не дали надеть нам оков.

Где же брали солдаты все силы!?

Ведь прошли, устояли, смогли !!

Тем, кто выжил, и тем, кто в могиле

Самый низкий поклон до земли...

Рефлексия:

- Почему повесть Е. Носова называется «Усвятские шлемоносцы»?

- Что нового вы сегодня узнали о Великой Отечественной войне?

- Помогла ли данная форма урока лучше усвоить материал?