Тема урока: «Поэты 20 века о Родине и родной природе. Стихотворения Н.Рубцова»
Цели по содержанию:
Образовательная – продолжить знакомство учащихся с творчеством поэтов; расширить и углубить знания о жизни и творчестве; способствовать формированию литературоведческих понятий: «эпитет», «сравнение», «метафора», «образ-символ»; совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст; продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения.
Развивающая – создать условия
для формирования в каждом ученике творческого читателя, внимательного к отдельным деталям, чуткого к поэтическому слову;
для развития рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение и высказывать своё мнение о
прочитанном
;
совершенствовать речевые умения через составление
синквейна
.
Воспитательная – способствовать формированию у школьников интереса к поэзии Н. Рубцова; формировать через литературное произведение нравственные понятия, чувства патриотизма и любви к малой родине, показать величие и значимость родины в жизни человека, учить понимать язык природы, музыки.
Тип учебного занятия – урок по лирике Н. Рубцова С. Есенина в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 6-м классе.
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Средства обучения: тексты поэтических произведений, музыкальные произведения, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер, рабочие листы, кубик Блума.
Ход урока:
слайд
(багульник)
Звучит песня в исполнении М. Капуро «В горнице моей светло»
Дети рассаживаются по местам.
Здороваюсь с ребятами, представляюсь.
слайд (виды Читы)
Ребята, посмотрите внимательно на экран? Что вы видите? (ответы детей).
Да, все верно.
Звучит песня «С чего начинается Родина?».
С
лайд
(слова)
Ребята, на экране вы видите слова, они являются очень важными для каждого из нас. Это, все, что нам дорого. Давайте прочтем их. Читаем по цепочке.
природа, родители, победа, необъятность, поля, хлеб, жизнь, счастье, фамилия, травы, большая земля, рожь, планета, адрес, речь, возвращение, ширь, неохватность, земляк, небо.
4 слайд (стихотворение)
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов
I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме (работа с эпиграфом)
-Эти проникновенные строки принадлежат перу Николая Рубцова. Какие картины вы представили, слушая их? (густые леса, луга, полные цветов, весёлая речка, голубые высокие небеса…)
-Что вы почувствовали, ощутили?
-Какие чувства испытывает поэт? (любовь к родной земле)
-О чём сегодня пойдет речь на уроке?
- Как содержание эпиграфа связано с темой урока?
Родина… Отечество… Отчизна… — для жителей нашей страны - это Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок на Земле, где мы родились, учились, росли, сделали первые шаги в жизнь. И это место принято называть “малая родина”.
Вашей маленькой родиной является прекрасный город Казнь. Пишу на доске Казань . Какие ассоциации у вас с этим связаны?
Ребята, давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Итак, у нас есть Родина и все, что с ней связано, и я прочла вам стихотворение Николая Михайловича Рубцова.
Ребята формулируют тему урока.
Слайд 5 (тема урока)
Раздаю рабочие листы.
У вас у всех рабочие листы по теме сегодняшнего урока. Познакомьтесь с ними поближе, заполните, и приступаем к активной работе.
Работа над словом
-Родина… Произнесите про себя это слово.
-Что вы представляете, когда слышите слово родина?
-Запишите свои ассоциации в рабочий лист. А начните со слов: Моя родина – это… (это Россия, родной дом, место, где родилась, родители, моя семья…)
-Подберите эпитет к слову «родина» (великая, красивая, добрая, ласковая, суровая, грозная…)
Вывод: у каждого из нас своя родина: могущественная и беззащитная, нежная и суровая, процветающая и скромная.
6 слайд (Н. Рубцов)
Сегодня мы будем говорить о поэте Н. Рубцове, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его “малой родины”.
-Ребята, попытайтесь сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока.
Какой видит родину поэт Н. Рубцов в своих стихах? Почему родина для Рубцова тихая?
-Сегодня на занятии мы прикоснемся к творчеству великого поэта, почувствуем музыкальность его стихов, представим образ лирического героя его произведений. Нас ждет и творческая работа. Всё это поможет ответить на поставленный вопрос.
Удивительно, но, читая стихи Н. Рубцова, понимаешь, как тихо, незаметно они входят в твое сердце, глубоко западают в душу, заставляют задуматься. «Тихая моя родина» - так называется одно из стихотворений Николая Михайловича Рубцова. Именно этому стихотворению мы с вами сегодня и уделим наше пристальное внимание.
Слайд 7 (стихотворение Рубцова)
Я читаю, дети по рабочим листам
(фонограмма)
Задание: какие чувства выражает автор во время чтения стихотворения?
Какие чувства хотел донести до нас поэт и как он это сделал? (грусти, лёгкой печали о невозвратно ушедших годах, радости от встречи с родными местами, любви к родине)
Попробуйте об
ъяснить значение некоторых слов:
ПОГОСТ (сельское кладбище в старину)
ОБОЗ (повозки, едущие друг за другом)
ОБИТЕЛЬ (монастырь-храм-церковь)
А с какими образами ассоциирует родина у героя? (ивы, река, соловьи, могила матери, церковь, школа, зелёный простор...)
Как рисует Рубцов свою “малую родину”?
Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?
(Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)
Изменилась ли родина Рубцова за время его отсутствия?
Подтвердите это текстом.
Каково отношение автора к этим изменениям? (чувствуется тихая грусть о прошедшем детстве, запущенность: «купол зарос», «пруд зарос», «болотина» - пренебрежительный оттенок).
6. А что услышали? Какие звуки слышатся в стихотворении? (тишина…, скрип колес, шуршание, приглушённые голоса людей, негромкий звук пения птиц, шелест листочков деревьев)
7. Какие уловили запахи? Что почувствовали? (запах трав, цветов, сухого сена, запах сырости болотной).
А. давайте прямой сейчас прокатимся по летнему, душистому русскому полю!!!!
Слайд 8 Физминутка
Ой, ребята, у нас с вами сейчас было весело и громко. Вам понравилось? Песня, под которую мы только что с вами разминались прозвучала в исполнении российских певцов: Александра Барыкина, Стаса Пьехи и репера Тимати. Музыка на слова уже знакомого нам Николая Рубцова. Стихотворение называется «Букет», ну а песня «Я буду долго гнать велосипед».
Слайд 9 (рабочий лист)
Ребята посмотрите в рабочий лист
! Как вы понимаете словосочетание «тихая моя родина»? Запишите ответ.
Определите
лексическое значение
слова «тихий». Что в вашем понимании означает это слово?
Тихий - слабо звучащий, едва слышный, негромкий, исполненный
тишины, безмолвный, ставший молчаливым, притихший, где нет шума,
большого движения, суеты, нет развлечений (академический словарь русского языка)
- Как вы понимаете выражение «тихая родина»? (простая, трогательная, милая сердцу, не отличается яркими красками и пышными красотами, многоголосьем, нешумная, задумчивая, околдованная)
Что перечисляет автор, описывая свою Родину?
Рубцов говорил о самом дорогом для него, родине, простыми словами. Для этого нужно обладать особым даром, талантом, который не возможен без труда. З
аглянем в
мастерскую поэта.
Какие средства худ
.
в
ыразительности использовал Н. Рубцов для того, чтобы выразить свои чувства?
Эпитеты (тихая родина, яркая трава
,
зелёный простор
(случаен ли этот эпитет?
Какие чувства
он вызывает
?
(Радость от встречи.)
, речка туманная, жгучая, смертная связь
(Чувство кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком.
Смертная —
связь до смерти, до конца дней, святая связь
)
Сравнения («
Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор.» О чём говорит это сравнение?
(Помогает вспомнить детство.
Рисует картину из детства.
Мальчишки сидели на заборе.)
Тайна поэтического мастерства поэта лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения.
15. Найдите строфу, в которой выражена главная мысль стихотворения! (читаем последнюю строфу)
-Так о чём нам говорит поэт, какова его жизненная позиция? (Рубцов написал это стихотворение будучи взрослым, состоявшимся, уже многое повидавшим, испытавшим человеком. Он признается в любви к родине, приходит к выводу, что до последних дней родина и человек неразделимы, это одно целое)
16. Попробуйте выразительно прочитать стихотворение, чтобы передать чувства лирического героя, чтобы мы могли услышать тишину, почувствовать запах травы и цветов, увидеть убегающую вдаль реку.
III. Работа по группам
-Николай Михайлович Рубцов, поэт с необыкновенным даром. Сейчас его считают одним из наиболее выдающихся лирических поэтов. За свою жизнь он успел издать лишь 4 поэтических сборника, но оставил свой неповторимый, добрый и прекрасный след в поэзии.
А теперь ребята, я предлагаю поработать в группах.
Слайд 9 (групповая работа)
Работаем с ромашкой
В: Рубцов, изображая родину, говорит о самых простых вещах: отчий дом, речка, церковь, берёза, звезда, мать. Выбирает спокойные, чистые цвета: голубой, зелёный.
IV. Рефлексия
Мои юные друзья, сегодня мы с вами хорошо поработали, давайте и сейчас с помощью моего помощника кубика Блума, я хочу, чтобы вы поделись своими мыслями по теме нашего сегодняшнего урока урока.
Подхожу к ребенку, бросаю кубик
- Назови имя и отчество поэта, творчество которого мы сегодня разбирали?
- Почему стихи Рубцова легко ложатся на музыку?
- Придумай слова, с которыми у тебя ассоциируется Родина?
- Обьясни, почему многим поэтам близка тема родины?
- Поделись с нами строчкой из стихотворения, которая тебе запомнилась?
- Предложи тему домашнего задания на следующий урок?
Домашнее задание
Спросите у своих родителей, знакомы ли они с творчеством Николая Михайловича Рубцова. Знают ли они песни, написанные на его стихи?
Итог
Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом, природой северного края, людьми – тружениками. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Возможно, у вас другой образ родины. Но какой бы мы ее не представляли, чувство привязанности, заботы и любви к своей родине объединяет всех людей. Наша родина, родная природа, наши знания и вся наша жизнь – это храм!
И в заключение урока, мне хотелось бы рассказать вам небольшую, но очень поучительную легенду.
Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю храм!
Ребята, у вас на столах цветные магниты. У меня на доске импровизированный храм знаний. Если сегодня на уроке вам было тяжело и информация давалась вам как тяжелые камни, оставьте свой магнит на нижней ступени, если вы строите храм знаний про принуждению, на второй, если же все, что вы сегодня сделали, стало очередным кирпичиком вашего храма знаний, приложите свои магниты на верхнюю ступень.
Наш урок окончен. Я говорю вам большое спасибо. И до новых встреч. Мне с вами было хорошо! А вам со мной?
Правую руку вверх. Левую руку вверх. Аплодисменты.
Слайд 11. Виды Забайкалья (песня М. Капуро)