Конспект сценария урока математики в 4 классе
Тема: «Решение задач на одновременное движение»
(Образовательная система «Школа 2100» : Л.Г.Петерсон Математика 4-й класс)
Выполнила Чуханова Н.В. учитель начальных классов ГБОУ Школа № 508 г.Москва 2024г
Тема. Решение задач на встречное движение.
Задачи урока:
образовательные: закрепить умение анализировать и решать задачи на одновременное движение, определять тип задачи;
развивающие: развивать внимание, математическую речь, мышление;
воспитывающие: воспитывать интерес к предмету.
Цели:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий «скорость сближения» и «скорость удаления», выведения правила (составления алгоритма) вычисления скоростей сближения и удаления для всех случаев одновременного движения.
Развивающая: развитие логического мышления учащихся через создание условий для формирования умения решать задачи на движение.
Воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной культуры школьников, развития волевых качеств.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1 уровень – знать смысл понятий «скорость сближения» и «скорость удаления» и алгоритм вычисления данных скоростей.
2 уровень – то же, что и 1, а также уметь находить скорость сближения и скорость удаления для всех случаев одновременного движения.
3 уровень – то же, что и 2, а также умение применять полученные знания и умения в решении задач на четыре вида движения.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: тетрадь, учебник, карточки с задачами, таблицы Шульте,пликеры(карточки с кодом .Для работы необходимо скачать приложение «Пликерс.ком» https://www.plickers.com/library),планшеты для устного счёта.
Ход урока
I .Организационный момент
Ребята читают стих:
«Мы умные
Мы смелые
Мы многому научимся
И всё у нас получится!»
Чтобы уметь сосредоточиться на выполнении задания, дети работают с таблицами Шульте 1.5-2 мин, записывая результат , сравнивая с предыдущим. Учитель контролирует время по 30 с на 1 таблицу.
-Сегодня наш урок не обычный. Мы будем изучать то, без чего вам очень скучно).(Ответы детей. Приглашаются два ребенка к доске).Оля и Денис будут двигаться навстречу друг другу, но по-разному. Оля- медленно, а Денис быстро. Как вы думаете они встретятся? Кто же из них быстрее дойдет до цели? Почему? О чем мы будем говорить на уроке? Какая тема урока? Какие решать задачи?(Задачи на движение)
-
II .Актуализация знаний
- Назовите характеристики движения. v , t, s
-Как они связаны между собой? Слайд с формулами
Назовите формулу нахождения расстояния.
-Назовите формулу нахождения скорость.
-Назовите формулу нахождения время.
-Для чего надо уметь задачи на движение. Где нам это может пригодиться?
-Молодцы. А теперь примените эти знания на практике.
1) Арифметический диктант(пишут на планшетах только ответы) Проверка в парах.
-Запишите выражения и найдите их значения.
1. Корабль проходит 350 км за 7 ч. С какой скоростью он идет?
2. За сколько времени пройдет лодка 480 км, если её скорость 60 км/ч?
3. Однажды корабль Флинта потерпел кораблекрушение. Матросам пришлось добираться до берега на лодке. Сначала они плыли 2 ч со скоростью 15 км/ч, а затем еще 2ч со скоростью 10 км/ч. На каком расстоянии от берега произошло кораблекрушение?
4. Пираты поспорили, у какого корабля скорость больше. Каждый утверждал, что его корабль самый быстрый. Первый корабль за 3 ч проходит 210 км, а второй корабль за 4 ч проходит 220 км. Помогите разрешить их спор. У какого корабля скорость больше и на сколько?
5. Одна команда путешественников шла со скоростью 5 км/ч, а другая со скоростью 4 км/ч. Через 2ч встретились. На каком расстоянии они были друг от друга в начале пути?
- А теперь проверяем. Поменяйтесь планшетами и проверьте .
Оценим товарища по парте :если без ошибок-«Звезда»,если 1 ошибка –«Снежинка»,если 2 и более грустный смайлик.
2)
- Из чего состоял наш арифметический диктант? ( из задач на движение)
- Что необходимо знать для решения задач на движение? (формулу пути)
- Какая задача отличается от остальных? Почему?(последняя,на встреч.движ)
- Какая схема подходит к этой задаче?
- Какой формулой вы пользовались, чтобы решить эту задачу?
- Что такое V сближения?
- Как ее узнать?
- Молодцы!
(Расстояние, на которое объекты сближаются за каждую единицу времени, называется короче скоростью сближения, а расстояние, на которое объекты удаляются за каждую единицу времени, - скоростью удаления.)
III.Физминутка.
IV. Закрепление.Работа с числовым лучом.
Решение задач
(
Один ученик у доски.)
,
все работают в тетрадях.
-Вам нужно начертить схему- координатный луч, определить тип задачи, решить ее.
I От двух островов, расстояние между которыми 360 км, навстречу друг другу отошли два пиратских корабля. Первый шел со скоростью 55 км/ч. Через 3ч они встретились. С какой скоростью шел второй корабль?
II Пират Джек увидел в подзорную трубу торговый корабль, который шел ему на встречу, и решил захватить его в плен. Корабль Джека шел со скоростью 46 км/ч, а торговый корабль со скоростью 52 км/ч. Через сколько времени Джек захватит корабль, если расстояние между ними 294 км?
III Два пирата договорились о встрече на необитаемом острове. Их корабли поспешили на встречу друг другу. У одного корабля была скорость 47 км/ч. Встреча произошла через 4ч. Какая скорость была у второго корабля, если первоначальное расстояние между кораблями 388 км?
-Что мы научились находить, решая эти задачи?
2) Составление задач по заданному выражению
- Перед вами выражение (60 + 90) *3 Слайд
- Составьте задачу на одновременное движение.
- Определите тип задачи.
- А теперь составьте обратную задачу.
- Какое выражение подходит для решения твоей задачи?
- Молодцы! С первым заданием справились.
- Второе задание в ваших учебниках.
-Сравните все формулы.
-Что интересного заметили?
- Значит можно ли однозначно сказать, что если находим скорость сближения, то нужно прибавлять, а если находим скорость удаления, то вычитать.
Ответ учащихся: - Нет.
- А от чего зависит выбор действия?
Ответ учащихся:
- От вида движения.
- Составим алгоритм
Алгоритм
Определить вид движения.
Уточнить, какую скорость нужно находить – скорость сближения или скорость удаления.
Действовать по формуле.
3) Самостоятельная работа с пликерами.
На экране задания-задачи на движение.Дети показывают пликер -код,учитель с помощью телефона проводит проверку всех ответов. Ученики анализируют ошибки , делают выводы после показа ответов. Время работы 5 мин.
VI. Итог урока
- Чем же мы с вами занимались на уроке?
- Что помогло пиратам найти клад?
- Задачи какого типа мы решали?
- Что же нужно знать, чтобы решить задачи на движение?
- Как вы оцените свою работу на уроке? Покажите сигнальными карточками.
- Молодцы!
Рефлексия (Пликеры)
-я научился решать задачи на движение
-мне не все понятно
-я устал
-урок был интересный
V Домашнее задание
Решение задач на движение в Яндекс.учебнике.