* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Body Text {margin-bottom: 6pt;} .List {font-family: 'Arial';} .apple-style-span {font-family: 'Times New Roman';} .Заголовок1 {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt;} .Название1 {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt; font-style: italic;} .Указатель1 {font-family: 'Arial';} .Содержимое таблицы {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Заголовок таблицы {font-weight: bold;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Технологическая карта конструирования урока

Учитель : Суюнчалиева Альфия Гарифовна

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

Л. Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин –два разных характера, две разные судьбы

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации. Владеть элементарными умениями воспринимать, сравнивать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев -персонажей, давать их сравнительные характеристики;

понимать смысловое наполнение теоретико -литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа : тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь;

Выразительно читать, отвечать на вопросы по

прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки

создавать устные и письменные высказывания владеть начальными умениями использовать словари и справочники разных жанров

Познавательные:

базовые логические действия:

Сравнивать, анализировать и сопоставлять ситуации, героев, выявлять причинно – следственные связи, делать умозаключения, формулировать гипотезы, Базовые исследовательские: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения, исследования. Прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты при поиске и отборе литературной информации; эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные действия:

общение:

воспринимать и формулировать суждения выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования;

составлять устные и письменные тексты.

Совместная деятельность:

использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы с участниками, взаимодействовать на литературных занятиях;

Регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

овладеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций;

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

Гражданское воспитание:

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Ценности научного познания:

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Основные понятия

Оборудование

Фрагмент из фильма «Кавказский пленник», 1975 г.

Портрет,сравнительная характеристика

Проектор, учебник, карточки

Тип урока

Комбинированный урок.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

I. Мотивационно-целевой этап

Приветствует учащихся.

Задает вопрос:

Понравился ли вам рассказ «Кавказский пленник», которое я вам задала прочитать?

Читает стихотворение «Офицерская честь» Владимира Слепака

О чем оно?

Призывает прочитать пословицы:

1. Друг познаётся в беде

2.Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал

3. Береги честь смолоду

Задает вопрос: А какое отношение имеют стихотворение и данные пословицы друг другу и «Кавказскому пленнику»?

Задает вопрос: К каким героям это относится?

Значит, о ком и о чем пойдет сегодня речь на уроке? Отчего зависят поступки?

- Сформулируйте тему урока.

Прослушать стихотворение Вл. Слепака « Офицерская честь», ответить на вопрос:

О чем оно?

Прочитать пословицы, объяснить их значение:

1. Друг познается в беде

2.Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал

3. Береги честь смолоду

Сформулировать тему урока и записать ее в тетрадь:

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – сравнительная характеристика героев: два характера, две судьбы.

Приветствуют учителя

Слушают, отвечают на вопросы.

Слушают стихотворение, стараются понять, о чем оно.

Отвечают (об офицерской чести).

Читают пословицы и объясняют их значение.

Отвечают на вопрос учителя:

Пословицы и стихотворение о чести и о духе,

в рассказе есть герои, связанные с этими понятиями

Отвечают: Жилину и Костылину

Отвечают:

О Жилине и Костылине, о их поступках. От характера.

Формулируют тему урока.

II. Актуализация опорных знаний

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

-Если надо разобраться, то что нам надо делать с героями?

-И как мы должны их сравнивать?

Что же нам надо сделать, чтобы понять: кто из них кто?

- Можете ли сразу ответить на вопрос: «Почему Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники? Кто же из двух является кавказским пленником?

Сформулировать и написать в тетрадь цели и задачи урока.

Цель: провести сравнительную характеристику и определить , кто является настоящим другом, человеком чести, кавказским пленником.

Задачи:

1. Найти информацию о героях в тексте

2. Сравнивать, анализировать их поступки.

3. Подобрать доказательства из текста для аргументации

4. Прокомментировать эпизоды. (На слайде картинки с эпизодами поступков Жилина и Костылина).

Отвечают на вопрос:

-Разобраться, кто из них пал духом и почему?

Отвечают:

-Сравнить.

Отвечают на вопрос:

Читать текст, сравнивать героев и их поступки, находить, что у них общее и в чем различие, привести доказательства из текста, высказать свое мнение и аргументировать своё мнение

Определяют задачи урока.

Испытывают затруднение.

Ш. Изучение нового материала

Как создается словесный портрет человека?

Организует работу в группе. Задает вопрос:

Выдает задание: составить сравнительную характеристику Жилина и Костылина, опираясь на просмотр фрагмента из х/фильма, на текст произведения.

К какому выводу вы пришли, работая над этим заданием.

Оцените свою работу в группе, нарисуйте соответствующий смайлик.

Достаточно ли мы рассмотрели и оценили их поступки, мотивы, чтобы ответить на поставленные вопросы урока?

На что же еще нам следует акцентрировать внимание?

Учитель дает задание на сопоставление героев во взаимосвязи с другими персонажами.

Оцените свою работу в группе, нарисуйте соответствующий смайлик.

Жилин и Костылин – какие эти люди? Одинаковые по своим качествам?

Как же называется прием, который положен в основу сравнительной характеристики этого рассказа? Зачем автор использует этот прием? Для чего? ( Толстой считает, что многое в этой жизни зависит от самого человека, какой путь он изберет).

Во время первого побега Костылин просит товарища спасаться одному: «Иди один , за что тебе из – за меня пропадать» .Что хотел сказать читателям Л.Н.Толстой, включив эту фразу в уста Костылина?

Задает вопрос: Почему же рассказ называется « Кавказский пленник»? О ком он? О чем он?

Как вы поняли, что значит сравнить героев?

К какому выводу мы сегодня пришли на уроке:

Составить сравнительную характеристику Жилина и Костылина по таблице, опираясь на текст произведения и фрагмент из х/фильма

«Кавказский пленник»,1975

.

Критерии

Жилин

Костылин

Социальное положение

Барин

Барин

Говорящая фамилия

От слова «жила»- жилистый, двужильный, крепкий

От слова «костыль» -палка для хромых, бессильных

Воинский чин

офицер

офицер

Внешняя характеристика

«Не велик ростом, а удал был»,смелый храбрый, решительный

Грузный, толстый, красный, потливый, плохо переносит жару «мочи нет»

Цель поездки

Решил проведать мать – старуху, если невеста хороша -жениться

Поехал в отпуск к родственникам

В плену

Попал по вине Костылина

Сопротивлялся

Проявляет решимость

Струсил ускакал

Поддался

Не сопротивляется

Место нахождения в плену

Горный татарский аул

Горный татарский аул

Хозяин

Пленник Абдулы

Пленник Абдулы

Пища пленных

Лепешки из просяной муки или тесто сырое и вода

+

Молоко, сырные лепешки, кусок баранины

Лепешки из просяной муки или тесто сырое и вода

Занятия в плену

В письме неправильно указал адрес, мастерил, лечил, чинил, высматривал, изучал местность и татарский язык, ,знакомился с народом

Написал письмо,считал дни, спал

Мнение татар о пленниках

«Джигит»

«Смирный»

Подготовка к побегу

Планировал бежать

Не проявлял усердия

Первый побег

Проявил выносливость, проявил чувство товарищества: не бросил друга» не годится товарища бросать»

Проявляет слабость: охает, стонет от боли, выдает себя

Второй побег

Проявляет упорство, выносливость, совершает побег: « Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»

Смиряется с судьбой пленника, ждёт выкупа

В конце рассказа

Остается служить на Кавказе, смиряется с судьбой

Выкупили за 5 тыс. , еле живого привезли

Сделать вывод: Костылин бросил товарища в беде - на него нельзя положиться.

Он срывает побег: слаб духом.

Жилин не сдался, не сник , сопротивлялся, проявлял смелость –духом силен.

(Работа в паре).

Распределите слова (нежность, неуважение, благородство, уважение, предательство, великодушие, эгоизм, сострадание, равнодушие, прощение , ИЖДИВЕ́НЧЕСТВО,…), характеризующие взаимоотношения героев друг с другом и другими людьми, и дополните каждую графу своим примером

Выясните значение слова по словарю и запишите их лексическое значение в тетрадь.

 ИЖДИВЕ́НЧЕСТВО. -а, ср. (неод.).

Стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт

Жилин

Костылин

Мать

дети

горцы

Дина

Костылин

мать

дети

горцы

Дина

Жилин

Нежность, благородство

Великодушие,добота, любовь

Уважение,дружелюбие

Нежность благородство, симпатия,доброта

Великодушие, прощение сострадание

Эгоизм, безразличие

Равнодушие, безразличие

Неуважение,,лень

Равнодушие

Предательство, себялюбие, иждивенчество

Вывод: В плен попадают два человека, у них одинаковая сложная ситуация, но один из них, проявляя смелость и решимость, выбирается героем, а другой- рабом своей плоти.

(На слайде картинка Жилин и Костылин)

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся в группе распределяют задания между собой, выполняют задания, взаимообучают. Группой выступают. Делают вывод.

Оценивают свою работу в группе смайликом.

Делают вывод.

Отвечают на вопрос учителя.

Работают в паре и делают вывод.

Учащиеся работают со словарем.

Оценивают свою работу в группе смайликом.

.

Отвечают на вопрос учителя:

- Нет.

Отвечают:

Противопоставление (антитеза)

Отвечают:

Что в Костылине проявилась слабая положительная черта. Что все зависит от самого человека, каким ему быть.

Ответ: Так он назван потому, что Жилин проявил смелость, в критических обстоятельствах смог не потеряться, проявил находчивость и смекалку, не ожесточился, проявлял человечность и силу духа и спасся. Он герой.

А Костылин во всех ситуациях проявлял слабость духа. Мы не можем его назвать героем.

Произведение о том, что в малых и самых больших бедах надо проявлять стойкость, не унывать, искать пути решения и сохранять человечность.

Находить сходства и различия, проследить динамику развития образа. Герои должны сравниваться по одним и тем же критериям.

Никогда не падать духом в сложных ситуациях.

Не предавать своих друзей.

Жить в дружбе и мире с другими народами.

Самосовершенствоваться.

IV. Самоконтроль и самооценка

Так, подведем итог урока:

Выполните задание: укажите правильные ответы значком «+», неправильные « -»:

1.События происходят в лесу (-)

2. События происходят зимой (-)

3. Жилин был офицером (+)

4.Жилин был невелик ростом, но удал (+)

5.Жилин попал в плен ,потому что Костылин его бросил (+)

6. Жилин указал в письме неправильный адрес, чтобы не беспокоить маму, и решил убежать(+)

7.Костылин уговаривал Жилина убежать из плена (-)

8. Жилин совершил второй побег (+)

9. После побега Жилин остался служить На Кавказе (+)

10. Костылин бежал вслед за Жилиным (-)

6+ - «5»

5 + - «4»

4 –«3»

1-3 – прочитай еще раз произведение

Решают тесты, сравнивают свои ответы с ответами слайда, оценивают себя

V. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

- Что я узнал на уроке?

- Что было мне сложно выполнять?

-Чему я научился?

-Что мне понравилось?

-

Отвечают на вопросы.

Рисуют смайлики на полях в тетради

Использованная литература и электронные ресурсы: