* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

А.С. Пушкин. Роман "Дубровский".

Противостояние Владимира и Троекурова.

Цель: развивать навыки анализа текста, интерпретации образов.

Задачи:

Обучающая: через анализ прозаического текста научиться характеризовать героев;

Развивающая: развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;

Воспитывающая: на примере образов персонажей романа привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Планируемый результат:

– предметный – создание условия для интерпретации романа А.С. Пушкина, познакомив с его творческой историей, с историческим контекстом; научить выявлять драматический и исторический смысл романа, приемы анализа литературного произведения;

метапредметный – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

– личностный – формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Ход урока

Мотивационный элемент

Здравствуйте, дорогие ученики. Слово «здравствуйте» особенно актуально в сезон простуд, поэтому я еще раз хочу пожелать вам здоровья. Начнем урок!

Итак, при подготовке к уроку в интернете я наткнулась на один интересный мем. Кого-то мне это напоминает, а вам?

А вот еще один мем – это уже вольное переложение сцены убийства медведя Дефоржем. А ведь проявление храбрости и гордого самолюбия учителя и стало отправной точкой во взаимоотношениях таких разных людей – Владимира Дубровского и Кирилла Троекурова.

Определение целей и задач

Давайте попробуем определить цель нашего урока. Предлагаю Вам восстановить предложение.

Цель: определить цель противостояния Владимира Дубровского и Кирилла Троекурова

А теперь поиграем в синтаксические конструкции: найдите в предложении справа 1 ряд – дополнение, 2 ряд подлежащее, 3 ряд однородные члены предложения и заполните пропуски в соответствующей задаче

Прочитайте громко

1 ряд дополнение (ед.ч., В.п.)

Тут Маша вспомнила текст письма и зарделась румянцем.

Научиться анализировать прозаический ……..

2 ряд - подлежащее

Характеристики нового учителя вполне удовлетворили претензии Кирилла Петровича.

Формировать ………………..

героев

3 ряд – однородные члены предложения

Благородство, справедливость и честность Владимира подкупили всех домочадцев без исключения.

Определить такие понятия, как …………...........

Работа по теме

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

В картине истинного художника нет лишних деталей, так и в романе «Дубровский» в именах наших героев скрываются их характеры.

На Ваших партах находится информация о дословном переводе имен Владимир и Кирилл, а также характеристики мужчин, обладающих этими именами. Прошу Вас составить ряд – характеристику героев, где каждая первая буква совпадает с одной из букв в имени героя. С каждой парты по одному слову. Пример представлен на слайде. А пока листочки гуляют по классу – запишите число и тему. (По одному листу отправляем с разных концов, там, где листы встретятся, те и отвечают)

Итак, что у нас получилось? Какие качества двух героев резко противопоставлены? Молодцы!

Сравнительная характеристика

Прошу Вас выполнить следующую работу: перед вами текст сочинения, но случилось так, что мой принтер плохо его пропечатал и вам нужно восстановить фразы на месте белых пятен. На выполнение задания даю всего две минуты, как только выполнили – поднимаем руки.

Противостояние между Владимиром Дубровским и Троекуровым является одной из наиболее ярких сюжетных линий. Оба персонажа представляют собой сильные и харизматичные личности, каждый со своими уникальными чертами характера и целями. Их противостояние воплощает в себе различные идеологические и моральные противоречия. Владимир Дубровский, известный борец за справедливость и честность. Дубровский борется за равноправие и справедливость, стремясь навести порядок в окружающем мире. Его сила и решительность делают его противостояние с Троекуровым тяжелым испытанием. Он независим, упорен и готов пойти на все, чтобы достичь своей цели.

С другой стороны, Троекуров является противоположностью Дубровского. Он является злодеем, безжалостным властителем, пользуется своим положением в обществе и наслаждается «знаками подобострастия». Его жажда власти и богатства не имеют ограничений, и он не остановится ни перед чем для достижения своих амбиций.

Противостояние между Дубровским и Троекуровым отражает противоречия, присутствующие в современном обществе. Оно подчеркивает неправильность и несовершенство системы, которая позволяет людям, подобным Троекурову, злоупотреблять своей властью и жить на руинах других. Дубровский, в свою очередь, иллюстрирует непоколебимую искренность и борьбу за принципы. Дубровский выбирает путь чести и справедливости, игнорируя все соблазны, которые могут стать на его пути. Троекуров, с другой стороны, выбирает путь корысти и власти, не обращая внимания на последствия своих действий.

Вывод на проблему отцов и детей

Основным и самым ярким различием между Владимиром Дубровским и Кириллом Троекуровым становится возраст. Владимир – представитель молодежи – человек сегодняшнего дня, готовый на смелые и отчаянные поступки. Часто эти поступки не несут в себе смысла. В противопоставление ему – Троекуров. Человек, проживший насыщенную жизнь, имеющий за плечами служивую карьеру, но в силу своего веса в обществе привыкший к угождениям его тщеславию. Данная тема актуальна и в наше время, но определил ее как литературное направление еще один знаменитый писатель Иван Сергеевич Тургенев в одноименном романе «Отцы и дети» 1860 года. Более подробно мы познакомимся с этим романом в старших классах.

А сейчас давайте запишем основные тезисы противопоставления Владимира Дубровского и Кирилла Петровича.

Записываем тезис, оставляем две строчки для примеров по тексту

Возраст

Месть за смерть отца

Социальное положение

Невозможность любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского

А теперь заполните пропуски примерами по тексту

1 – 39, 50 – описание героев

2 – 55 – сцена последней встречи Андрея Гавриловича и Кирилла Петровича (Владимир понимает причину кончины родителя)

3 – 68-69 – сцена с медведем (обращение Троекурова со слугами и учителем)

4 – 87 – сцена признания Дубровского перед Машей

Молодцы!

Запишите в тетрадях выводы на основе ответа на вопрос: кто победил в противостоянии? Троекуров, навсегда опечаливший жизнь собственной дочери, или Владимир Дубровский, отказавшийся от мести?

А теперь попробуем определить степень тяжести наказания Дубровского за разбой на основе законодательства 1820 года

В Своде законов Российской Империи разбой понимался как «всякое на кого-либо для похищения принадлежащего ему или находящегося у него имущества нападение, когда оно было учинено открытою силой с оружием или хотя без оружия, но сопровождалось или убийством, или нанесением увечья, ран, побоев или такого рода угрозами или иными действиями, от которых представлялась явная опасность для жизни, здравия или свободы лица или лиц, подвергшихся нападению». Правонарушитель, признавшийся в преступлении, был подвергнут нанесению ударов кнутом, отрезанию двух пальцев на левой руке и освобождению на поруки. Лицо, которое призналось в совершении двух разбоев после пыток, подвергалось смерти. Такое же наказание применялось для преступников, совершивших одно разбойное нападение, сопряженного с убийством или поджогом.

В финале мы видим, что Дубровскому удалось избежать наказания. Но оба наших героя и Кирилл Петрович Троекуров и Владимир Дубровский навсегда наказаны за свои поступки совестью.