Тема урока: Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. Знакомство с содержанием рассказа «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Откроем тетради, оставим место для темы.
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы:
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
- Что это? (Тайга)
- Действительно, это тайга.
Вторая часть вопросов:
- Он маленький, как песчинка в океане.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет ее.
- Он главный герой произведения. Кто это? (Васютка).
- Правильно, это главный герой рассказа Васютка
- а как произведение называется? («Васюткино озеро»)
- Что произошло с героем? (Пошёл за орехами и заблудился в тайге)
- А кто автор данного произведения? (Виктор Петрович Астафьев)
- Вы знакомы с этим писателем? Знаете ли вы еще его произведения?
- Какова цель нашего урока? Какие задачи перед собой поставим?
(- Чему учит нас произведение В.П. Астафьева?
- В чем заключается главная мысль произведения?
- Почему автор так назвал свое произведение?
III. Основная часть.
Сообщение учащегося о детстве:
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по-сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.
Слово учителя. В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовый рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.
- Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем. (Чтение статьи из учебника стр. 124 или обучающегося на листке).
4. Запишем в тетрадях слово биография.
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Как вы понимаете значение слова биография?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Какой вывод сделаем: Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.
- Ребята, понравился вам рассказ?
- Что интересного вы в нем узнали?
- В рассказе вам встретились малознакомые и непонятные слова, давайте вместе разберем их значение.
5. Словарная работа.
Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)
Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Затесь– зарубки на стволах деревьев.
Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Паромы – сети.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
Тягун – подводное течение.
6. Анализ произведения.
- назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда)
- почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте)
- как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте)
- чем занимался Васютка?
- зачем Васютка отправился в тайгу?
- что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»)
- какой главный таежный закон? (идешь в тайгу - бери еду и спички)
- как Васютка шел по тайге?
- за чем он следил?
- какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря)
- в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте)
- с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)
- что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников?
- что значит Васютка «взял себя в руки»? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали)
- какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)
- в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)
- к чему вышел мальчик? (к озеру)
- чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)
- какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)
- что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья)
- что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре; умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)
- как Васютка спасся? (найти ответ в тексте)
Физкультминутка.
- Ребята, а вы были в лесу? А что с вами произойдет если вы останетесь в лесу совершенно одни? Что нужно взять с собой в лес?
Какие законы тайги из произведения вы увидели:
«От затесей далеко не отходи – сгинешь».
«Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»
Надо беречь патроны «Тайга хлипких не любит!».
IV. Заключительная часть.
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)
Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы? Я приготовила для вас галерею картин природы из произведения «Васюткино озеро», обратите внимание на авторов.
- Какие цвета преобладают?
- Какой колорит? (спокойный, напряженный, теплый).
- Композиция (динамичная, статичная, замкнутая и т.д.)
- Какова идея картины?
У
пражнение «Узнай и назови одним словом»
Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)
Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)
Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
Молочный, клейкий, неподвижный (туман)
Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)
Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)
2. Итог урока.
- Чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)
- В чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)
- Почему автор так назвал свое произведение?
3. Если успеем кроссворд. Если нет, то утки.
4. Домашнее задание.
- Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу, используя запомнившие вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».
- Прочитайте еще раз данное произведение.