Предмет: литературное чтение 

Класс: 2

УМК Школа России

Учитель: Агапитова Е. В.

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

 Задачи: развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям; развивать логическое мышление, память и внимание; развивать умение слушать и запоминать информацию на слух; прививать интерес к чтению; учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев; подвести детей к осознанию того, Что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией; способствовать развитию у обучающихся внимания; воспитывать нравственные качества (смелость, решительность, доброту).

Планируемые результаты:

     Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

      Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

      Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.

      Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.

       Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

      Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карточки для работы в парах, портрет Н. Н. Носова, сюжетные картинки.

Ход урока 1

I. Организационный момент

Речевая разминка

Работа над рифмой

ОК-ОК-ОК – начинается УРОК.

ИСЬ-ИСЬ-ИСЬ – подравнялИСЬ и садИСЬ.

НО-НО-НО – слушать всё внимательНО, работать всем старательНО

II. Проверка домашнего задания

Работа над скороговоркой:

Бежит лиса по шесточку: Лизни, лиса, песочку!

прочитайте глазами

шёпотом

выделяя ПЕРВОЕ (2, 3, 4, 5, 6) слово

быстро

- Вот и готов ваш речевой аппарат к работе, к выразительному чтению.

- Но для начала, давайте с вами скажем, как называется раздел, произведения которого мы читаем? Писатели детям

- Кто назовёт имена и фамилии авторов, чьи произведения вы читали?

- Кто автор произведения, которое мы читали на уроке и вы читали дома по ролям с родителями?

- Что делали дети?

- В какую игру они играли?

- Сколько человек нам понадобиться, чтобы прочитать по ролям?

- Будьте внимательны, постарайтесь интонацией голоса показать настроение, чувства героев (где нужно тихо читать, где громко, где с тревогой, где спокойно).

читать рассказ будут 4 человека: за автора – 2 и за Валю – 2, стр.50-51 и стр.52-53

Чтение рассказа «Затейники» по ролям

- Спасибо ребятам. Мы ………….

III. Постановка цели урока

Работа в парах

- Сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и авторов. Соедините их.

Агния Барто «Живая шляпа»             

Николай Носов «Кот и лодыри»

Самуил Маршак   «Веревочка»

- Все ли произведения мы читали? нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

- Значит какая тема нашего урока? тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»        

- Шляпа – это … головной убор с высокими полями. Так пишет Ожегов в своём толковом словаре.

- А какие бывают шляпы? мужские и женские, летом – соломенные, осенью фетровые, большие и маленькие

- Верите ли вы, что бывают живые шляпы?

Сегодня вы

услышите

произведение Н. Н. Носова

, а затем и

прочитаете

сами

интереснейшую историю,

которая случилась однажды с настоящими мальчишками

.

IV. Изучение нового материала

- Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт.  С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

- Давайте послушаем его произведение.

Прослушивание в записи рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа»

или выразительное чтение учителем.

Первичная проверка понимания.

Понравилась ли вам история?

Что понравилось больше всего?

Смешной она вам показалась или грустной? Какие чувства

вызвала?

Кто главные герои рассказа?

- Чего испугались мальчики?

Почему мы не испугались?

(Мы уже знаем

,

к

то под шля

пой.)

- Как вы думаете, какие чувства испытал котенок?

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведём

И работать мы начнём.

Тренировка навыка чтения.

- Давайте прочитаем по слогам хором, затем плавно словами.

плюх-ну-лось под-прыг-нет

со-скольз-ну-ла рас-кра-ши- ва-ли
по-смо-три при-от-кры-ли

- Кто из вас догадался, как надо прочитать этот текст?

лоп ан олапу - ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот инО. упялш доп лапоп акьсаВ как иледив ен и икнитрак илавишарксар инО. кидаВ и ядолоВ иледис етанмок в А.

- Прочитайте «жужжащим» чтением самостоятельно, а потом мы прочитаем его хором:

Чтение рассказа вслух детьми по ЦЕПОЧКЕ

Параллельно идет словарная работа:

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть – Каким бы словом вы его заменили? ударить

- А слово Плюхнуться? упасть

V. Итог урока. Рефлексия

Какой еще рассказ про котенка вы читали в этом году? Перескажите кратко.

(Л. Толстой «

Котенок»:)

- Как называется рассказ, который мы сегодня читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась живой?

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Дочитать рассказ. Подготовиться к выразительному чтению.

Ход урока 2

I. Организационный момент

Речевая разминка

Работа над рифмой

ОК-ОК-ОК – начинается УРОК.

ИСЬ-ИСЬ-ИСЬ – подравнялИСЬ и садИСЬ.

НО-НО-НО – слушать всё внимательНО, работать всем старательНО

II. Актуализация знаний

Работа над скороговоркой:

Белые бараны били в барабаны.

прочитайте глазами

шёпотом

выделяя ПЕРВОЕ (2, 3, 4) слово

быстро

- Вот и готов ваш речевой аппарат к работе, к выразительному чтению.

- Но для начала, давайте с вами скажем, как называется раздел, произведения которого мы читаем? Писатели детям

- Кто назовёт имя и фамилию автора, чьё произведение вы читали дома?

- Что вы можете рассказать о Н. Н. Носове? (когда он начал писать, где печатался и …)

III. Постановка цели урока

- Сегодня мы продолжим работать с произведением Н. Н. Носова … «Живая шляпа», ещё раз прочитаем интереснейшую историю, которая случилась однажды с настоящими мальчишками, которых зовут … Володя и Владик.

IV. Изучение нового материала

Выразительное чтение учениками ЦЕПОЧКОЙ рассказа «Живая шляпа»

- Как звали кота?

- Где сидел Васька?

- Кого увидел Васька на шляпе?

- Что Васька делал в начале рассказа?

- Как звали мальчиков, героев рассказа?

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

- Что происходило со шляпой?

- Что предложил сделать Вадик?

- Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

- Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

- Кого увидели  мальчики?

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

- К какому жанру вы отнесёте это произведение? Почему?

Это рассказ. По объёму произведение небольшое. Героев – 3. Описывается в нём всего одна история, нет описания прошлого, будущего.

- А какой это рассказ? Какая история описана?

Это юмористический рассказ, т.к. описана смешная история, т.е. рассказ написан с юмором, ведь мы вместе с автором посмеиваемся над героями, которые попали в смешное положение

 Физминутка. 

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведём

И работать мы начнём.

Работа по тексту

Выборочное чтение.

- Найдите в тексте соответствующие слова к рисункам.

1 рисунок – стр.5

5

2 рисунок – стр.5

6

3 рисунок – стр.58

- Как бы вы озаглавили их?

Составление картинного плана

- Давайте сейчас все вместе восстановим события, описанные в тексте, расставив сюжетные картинки по порядку.

- Откроем тетради и запишем план. А помогут вам эти сюжетные картинки.

1. Володя и Вадик рисуют.

2. Живая шляпа.

3. Мальчики трясутся от страха.

4. Атака.

5. Это же Васька!

Работа в парах.  

- Проверим ваши внимание и память.

- Какие слова надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные слова.

Проверка работы.

Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу.

- Как написали слово «Васька»?  Почему?

- Подумайте и скажите, какие чувства испытывали ребята? А кот?

- Предлагаю вам дополнить таблицу.

чувства мальчиков

автор пишет:

увлечение

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки …

испуг

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: - Ай! – и прыг на диван.

страх

- Я у-у-хо-хожу! – говорит Володя.

- Куда?

- Пойду к себе домой.

- Почему?

- Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

радость

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Слова для справок: радость, испуг, увлечение, страх.

- Как вы думаете, ребята, испугались только мальчики?

- Давайте пофантазируем: представьте, что мог рассказать котёнок об этом случае?

- Ой! Сегодня со мной такое произошло, такое. Я ловил мух и свалился с комода и меня чем-то накрыло сверху. Стало так темно-о-о…

Работа с пословицами.  

- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

Волков бояться – в лес не ходить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У страха глаза велики.

- Определите идею (главную мысль рассказа).

V. Итог урока.   

- Как ребята вели себя в начале рассказа?

- Как менялось их поведение?

- Какое чувство испытали мальчики в конце рассказа?

- Почему нам смешно, при чтении рассказа, ведь автор пишет как страшно было мальчикам?

- Как вы считаете, ребята, зачем Н. Н. Носов придумал эту историю?

- Какой урок мы возьмём из этого рассказа?

- Какая главная мысль этого рассказа? учись справляться со страхом, из трудной ситуации есть выход

- Как можно побороть свой страх? Что нужно для этого делать? нужно научиться преодолевать страх

- Приходилось ли вам испытывать страх?

- Случались ли с вами такие истории, когда вам сначала было страшно, а затем смешно?

- ПОМНИТЕ, плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей; важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь самому посмеяться над собой. И рассказы Н. Н. Носова нам в этом помогают. Читайте.

V I. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Давайте сейчас проверим «Внимательный ли ты читатель?»

Тест

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик

б) Васька

в) Матроскин

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) сидел на полу возле комода

б) спал на диване

в) играл с мальчиками

3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Толя и Коля

б) Виталя и Вадик

в) Володя и Вадик

4. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) огурцы

б) картофель

в) помидоры

5. Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа»?

а) она была волшебная

б) под ней сидел котёнок

в) шляпу дёргали за верёвочку

Оцените свою работу с помощью шляпы.

- А вы знаете, что при помощи шляпы можно выразить радость, неудовлетворение? Например, в старину при помощи головных уборов выражали радость и восторг бросая их вверх, чем выше летели шапки и шляпки, тем больше радость. Или наоборот, могли забросать шапками, в прямом смысле, если на человека сердились и хотели высказать таким образом своё презрение к его плохому поступку.

Дома: пересказ от лица (Володи или Вадика, от лица кота)