ГКОУ ЛО «Лесобиржская школа – интернат»
Конспект урока по рукоделию на тему : «Вязание крючком . Основные
виды петель»
5а класс.
Подготовила разработку конспекта
Ефимова Татьяна Фёдоровна
Учитель высшей категории
Если ребенок вырастил розу
(нарисовал, связал, вылепил или сделал аппликацию) для того,
чтобы любоваться ее красотой, если единственным
вознаграждением за труд стало наслаждение
красотой и творением этой красоты для счастья
и радости другого человека, он не способен на зло,
подлость, цинизм и бессердечность.
В.Сухомлинский
Актуальность уроков по рукоделию
В соответствии с ФГОС, построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Важное направление в развитии личности – нравственно - эстетическое воспитание эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Вязание – вид рукоделия доступен для школьников и с лёгкой формой умственной отсталостью. Очень полезный, для развития мелкой моторики рук, формирования положительных качеств личности, необходимых для в обучения в школе. Вязание крючком способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры личности, эстетического вкуса
Цель: Привить любовь к рукоделию и овладеть техникой вязания крючком.
ТЕМА УРОКА: Вязание крючком. Раздел «Основные виды петель».
Практическая работа. Выполнение цепочки из воздушных петель.
«Шторка на оконце»
Цель урока: Сформировать у учащихся знания и умения по технологии вязания основных видов петель: выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.
Задачи урока:
Образовательные:
научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель;
формировать знания и умения по способу положения крючка в руке;
закрепить знания обучающихся об инструментах и материалах, необходимых для вязания крючком, с условными обозначениями;
Развивающие:
развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;
формировать творческие способности и познавательный интерес к декоративно прикладному искусству
развивать внимательность, аккуратность и наблюдательность в работе.
Воспитательные:
воспитывать культуру труда и эстетический вкус;
Метод: объяснительно-иллюстративный,
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия: картинка « Шторка на оконце», панно- натюрморт из вязанных цепочек крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты, схемы вязания крючком.
Материалы и инструменты: крючок, пряжа, рамка оконца
Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.
Пословицы на доске
« Взялся за дело, выполняй его умело».
«Торопливый всегда дважды вяжет»
«Кто аккуратен, тот и людям приятен».
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (2 мин)
приветствие гостей присутствующих на уроке.
проверка готовности учащихся к уроку.
( на партах шкатулка в ней: крючок, клубки с пряжей голубых, синих, сиреневых тонов, ножницы, линейка, инструкционные карты)
Вхождение в тему.
Учитель (обращается к ученикам):
Что сегодня будем делать на уроке рукоделья?
Ученики:
Вот клубок, а вот крючок.
Взяли мы на наш урок.
Учитель:
Для чего они нужны?
Ученики:
В рукоделии – важны!
Будем петли мы вязать,
Чтоб узоры составлять.
II. Основная часть( 5 мин)
1. Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке вы познакомитесь со схематическим изображением воздушной петли, научитесь выполнять начальную петлю, вязать цепочки из воздушных петель. А наши готовые изделия - воздушные цепочки, мы оформим в виде шторки на оконце ((учитель показывает готовый образец – картинку).
Но прежде, чем приступить к работе, вспомним, какие правила мы должны помнить в работе с крючком.
Охрана труда
1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках.
2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом.
3 Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
Санитарно-гигиенические требования
1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула.
2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
3.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).
III. Изложение нового материала (закрепление, ранее полученных знаний) 10мин
Учитель: Давайте вспомним, как правильно пользоваться инструментом и его составные части.
1 – головка крючка;
2 – бородка;
3 –плоская площадка, № крючка
Положение крючка в руке
Как держать крючок.
Крючок можно держать способом как карандаш, как ручку (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
Основные виды петель
В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:
Записать на доске ( у детей карточки с условными обозначениями и инструкционные карты на партах)
- Как вы думаете для чего нам нужны условные обозначения?
- для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком.
(учитель показывает образцы схем вязания)
Показ учителя:
Начальная петля. Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.
Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.
Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель петля на крючке не включаются в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.
Физминутка для глаз.
Стрекоза
Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, вниз - вперед- (Глазами смотрят вправо — влево.)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)
Мы летаем низко. (Смотрят на кончик носа)
iV.Практическая работа «Выполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель» (18 мин)
(для релаксации включить спокойную мелодию)
Задание: cвязать цепочку воздушных петель длиной 30 см.( дети используют линейку для измерения). Прикрепить готовое изделие (воздушную цепочку) в общую композицию – шторку на оконце.
Проверка и оценка выполненной работы. Индивидуальная помощь нуждающимся ученикам. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
V. Итог урока: (5 мин)
Рассмотреть готовую композицию панно « Шторка на оконце»
Что нового узнали? Чему научились? Были ли трудности?
Учитель демонстрирует картинки(см. приложение)
Учитель:
Всем известно, что вязанье
Начинается с крючка.
Нитка тянется несмело
Из огромного клубка
Ученики (хором):
Всем известно, что вязанье
Это кропотливый труд,
Вот поэтому ленивых
В мастерицы не берут.
Учитель:
Всем спасибо за старание! Работали на отлично! Урок закончен!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Что можно сделать из цепочки воздушных петель.