Урок русского языка в 4 классе ? Однородные члены предложения? Литвиненко Надежда Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Тема: ? Однородные члены предложения? Цель урока: Формирование умения выделять и характеризовать однородные члены предложения. Задачи: Создать условия для распознавания однородных членов предложения. Содействовать умению определять по существенным признакам принадлежность однородных членов предложения к той или иной группе, постановке знаков препинания. Способствовать развитию фонематического слуха и связной речи, логического мышления и внимания. Планируемые результаты: Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат Предметные результаты: распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте; составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия: - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям - обобщать, делать выводы Регулятивные универсальные учебные действия: - принимать и сохранять учебную задачу -оценивать правильность выполнения задания - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Коммуникативные универсальные учебные действия: - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми Оборудование: карточки, проектор Ход урока 1. Организационный момент. - Улыбнитесь гостям, друг другу, подарите улыбки мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. И с хорошим настроением начинаем наш урок. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. 2. Актуализация знаний А) Словарная работа (Учитель читает наизусть) слайд 1. ? Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.? (И.Бунин.) - Каким временем года восхищался в своем стихотворении И.Бунин? -Но осень прекрасна не только тем, что деревья обрели пестрые яркие платья. - Как вы понимаете пословицу: ? Сентябрь холоден, да сыт?? ( В сентябре убирают урожай) - Правильно, осенью люди снимают урожай и делают запасы на долгую зиму. Отгадайте загадки. ( Уч-ся отгадывают, записывают отгадки, ставят ударение) а) Красная девица Сидит в темнице, А коса на улице. ( Морковь) б) Был ребенок- Не знал пеленок, Стал стариком – Сто пеленок на нем. ( капуста) в) Без окон, без дверей Полна горница людей. (огурец) г) Пусть невзрачен он на вид И в земле сырой сидит. Все равно он знаменит – Все довольны, каждый сыт. ( картофель) д) Долго он зеленым был, Набирался долго сил, Но как только покраснел, Я сорвал его и съел. ( помидор) -Что объединяет эти слова? ( Словарные слова, имена существительные, овощи) -Взаимопроверка. Откройте учебник и проверьте. Б) - Составьте предложение, используя словарные слова картофель, капуста, морковь - ( Запись предложения на доске и в тетрадях, синтаксический разбор предложения) – Объясните значение слова - фермеры - Фермеры отправляют с полей в городские магазины картофель, морковь, капусту. - Характеристика предложения. - Что интересного вы заметили ? (однородные второстепенные члены предложения) 3. Сообщение темы урока и задач урока. - Кто назовет тему сегодняшнего урока? Что должны знать? Что должны уметь?( слайд 2) 4. Работа по теме урока. А) Повторение правил постановки знаков препинания при однородных членах предложения - Назовите признаки однородных членов: однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним членом предложения, выражены одной и той же частью речи, произносятся с перечислительной интонацией. Б) Как связаны между собой однородные члены предложения? ( Связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но) - Повторим правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. ( Схемы на магнитной доске. Я показываю схему, а уч-ся наизусть читают правило (слайд 3) Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно. О , О , О Если же вдруг появился союз, То запятая тогда- лишний груз! О и О Если союз к нам пришел не один, Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О А перед союзами ?а? , ?но? Долгих сомнений быть не должно, И не думай впустую – Ставь скорее запятую О , а О О , но О В) Первичное закрепление ( Устная работа .) -. Я читаю предложение, а вы показываете соответствующую схему 1) В саду созрели сливы, яблоки, груши. - Назовите однородные члены. Каким членом предложения они являются? 2) Яркая осенняя листва лежит на дорожках и тропинках. 3) Осень покрыла березы желтизной, а листья осины разрумянила. 4)Дети искали грибы, но не нашли. 5) Потянулись на юг косяки журавлей, гусей и уток. ( Есть такая схема? Кто составит?) О, О и О 5) Включение в систему знаний и повторения. А) Работа в парах. ( карточка № 1 на столе и слайд 4 ) Вы должны исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами. Исправленный текст запишите в тетрадь, подчеркните однородные члены, обведите союзы Осень. Наступила осень. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели. Потянулись к югу вереницы гусей. Потянулись к югу вереницы уток. Б) Проверка . ( Читают ) 6) Физминутка 7) Самостоятельная работа ( слайд 5, карточка № 2) - Расставьте знаки препинания Дождик капал моросил Припускал стучал косил Ливнем лил стеной стоял Барабанил травы мял. (Самопроверка) ( слайд 6) 8) Игра ? Ловушка? (слайд 7) Устно - Назовите предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания. В октябре березы, и орешник стали золотыми. Листья осины не желтеют, а краснеют. День выдался ясный но холодный. Проверка. - Кто быстрее? 9) Тест ? Билетик на выход? (карточка № 3) слайд 8 1. Члены предложения называются однородными, если: а) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения в) пишутся с одной и той же орфограммой 2. Как связаны между собой однородные члены предложения? а) не связаны б) предлогами в) интонацией перечисления и союзами 3. Найдите предложение с однородными членами: а) Ласточка питается мухами, комарами, мошками. б) Цапли живут на болоте. в) И потянулись на юг косяки журавлей. 4) Укажите предложение, где знаки препинания расставлены правильно: а) Работа была трудная, но интересная. б) Березы, и клены покрыла осень лимонной желтизной. в) Листья шуршат, скребутся лопочут. ( Самопроверка. Слайд 9) - Встаньте, у кого все правильно. Похлопаем в ладошки. 10. Домашнее задание С.54 упр.101 11. Рефлексия. ( наклеиваем на магнитную доску) - Соберем осенний ковер. У вас на столах зеленые, желтые и красные листочки. Если вам все было понятно , возьмите в руки зеленые листочки, если еще есть вопросы по теме, возьмите желтые листочки, а , если вы испытываете трудности , красные листочки. Дополнительно Упражнение ? Найди пару? ( карточка) Мала пчела, а загрызет. Лесом шел, а попал в Рязань. Мороз невелик, а товарища выручай. Ехал в Казань, но и та работает. Совесть без зубов, а стоять не велит. Сам погибай, а дров не видел.
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Однородные члены предложения"