* {font-family: Liberation Serif; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Содержимое таблицы {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Конспект урока в 5-5 класса

Гатчинская СОШ №2

Составила : Тейдер Анастасия Владимировна (учитель русского языка)

Оборудование:  Учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Н. М. Шанского, авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Тростенцова
•Школьные толковые словари русского языка
•компьютер
•мультимедийный проектор
•презентация «Однозначные и многозначные слова»
•карточки

Дидактические цели урока:

-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;

-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

. 

Планируемые результаты ( УУД)

Предметные: изучить возможность слов быть однозначными и многозначными.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе и паре , находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре, осознавать эстетическую ценность русского языка.

1.Повторение изученного материала.

-Вспомните, какая тема была на прошлом уроке? (Значение слова, лексика)

Игра «Мозговой штурм»

У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и вставьте пропущенные слова.

1. Любое слово имеет..... значение (лексическое)

2. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется...(«Толковый словарь»)

3. Наука, изучающая словарный состав языка, называется... (лексикологией).

4.Разные слова различаются лексическим …. (значением).

5. Одна из главных единиц языка - это.... (слово)

Проверка.

-А что нужно для того, чтобы расширить наш словарный запас?

Итог

2.Новая тема.

Послушайте песню, определите ее основную мысль.

-Что такое мир?

Мир-это всё, что нас окружает.
Мир-это состояние покоя и благополучия.
Мир-это Земля, люди, животные, растения…
Мир-это все мои чувства, переживания, то, чем я живу, мой внутренний мир.
Мир-это отсутствие войны.
— Молодцы! Сколько значений одного слова вы назвали! Определим тему нашего урока.

Однозначные и многозначные слова.

3.Работа по рисункам

-Рассмотрите, что вы видите?

-На какие группы можно разделить эти слова? (однозначные и многозначные)

-Давайте сформулируем определение.

- Как узнать одно- или многозначное слово? ( Заглянуть в Толковый словарь) 

Давайте в этом убедимся, откройте словарь, который находится в учебнике.

Найдите слово Земля (а два человека будут искать в большом толковом словаре)

Вывод.

Упр №357 письменно

Однозначные

Многозначные

Айсберг

свирепый

изморозь

коралловый

ретивый

земля

шарада

кроссворд

Проверка

Выход на новое правило

Посмотрите на предметы: кнопка канцелярская, электрическая, кнопка от брюк.

Главное слово кнопка, но кнопки бывают разные. Скажите, а похожи ли они чем-то? Они похожи формой, а еще на них нужно нажать, чтобы присоединить к чему-то.

Так какой вывод можем сделать?

Что многозначные слова

Могут быть  схожи по каким-то параметрам, например, внешнему виду или функциональному назначению. А понять, о чем конкретно идет речь, можно только из контекста всей фразы.

-А приведите еще примеры, какие слова похожи между собой чем-то (НОЖКА – стола или стула, гриба или цветка, циркуля, ласковое название ноги человека;

ШЛЯПКА – женский головной убор, опять же гриба, гвоздя;

ХВОСТ – животного, самолета, поезда, очереди;

ПЕРО ручка или оперенье птицы; )

№358

-Давайте вспомним, что такое словосочетание?

Словосочетание – это два или больше слов, которые связаны между собой по смыслу или грамматически. Одно слово главное, а другое зависимое.

Горный гребень — резко выраженная вершинная часть горного хребта. Обычно имеет острую зубчатую форму

-Ребята, а посмотрите, а какой частью речи могут быть многозначные слова?

Многозначным может быть любая самостоятельная часть речи: существительное, прилагательное, глагол и т.д., кроме числительных

Итоговое правило

-Какая была тема нашего урока?

-Что значит однозначные слова?

-Что значит многозначные?

Итоговый тест.

- Предлагаю проверить себя, выполнив тест. Задания лежат перед вами.

Тест.

1.  Отметьте многозначное слово:

     А. Парта

     Б. Собака

     В. Иголка.

2. Отметьте однозначное слово:

     А. Змей

     Б. Земля

     В. Айсберг

3.  Укажите верное утверждение.

     А. Есть однозначные и многозначные слова

     Б. Все слова только многозначные

     В. Все слова только однозначные.

4. Многозначные слова могут быть разными частями речи

А. Да

      Б. Нет

     

-  Проверьте себя: 1-В, 2-В, 3-А, 4 -А).

Поставьте себе на полях оценку: "5"- всё правильно.

Итог урока.

Презентация к уроку