Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: Грамматическая основа предложения Класс 5 Тип урока Урок открытия нового знания Технологии Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков и ИКТ Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения? 7. Цели урока: содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения; деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока. Предметные: повторить понятия ?главные члены предложения, ?подлежащее?, ?сказуемое?; усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами; сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий; научиться находить грамматическую основу предложения. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности; формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. УУД Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения. Технологическая карта урока Этап Действия учителя Действия учащихся Формируемые УУД I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне ?хочу? - ?надо? - ?могу? , создание положительного эмоционального настроя. (1-2 минуты) Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Приветствие. Учитель: Вот и прозвенел звонок. Ты готов начать урок? Все на месте? Всё в порядке? И учебник, и тетрадки? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Слайд 1 - Высказывание добрых пожеланий. Значит, можно всем садиться. - Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, пожелайте и вы друг другу удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! - Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность. - Запись числа и ?Классной работы?. Слайд 2 Желают друг другу удачи. Высказываются. Регулятивные УУД: целеполагание эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Познавательные УУД: Выдвижение гипотез и их обоснование (П). II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для ?открытия нового знания?, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (4-5 минут) 1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ. - Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест ?Верные – неверные утверждения? Вы читаете данные на слайде утверждения и отвечаете ?ДА? или ?НЕТ?. Слайд 3 2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. - Почему последнее утверждение неверно? Слайд 4 - Чем является сочетание слов ?ПРИШЛИ ГОСТИ?? слайд 5 О чём пойдёт речь на уроке? Тема урока? Слайд 6 3.Заполнение таблицы ?Грамматическая основа? (слайд 7). У каждого ученика имеется распечатанная таблица ?Гр. ос.? - Заполните 1-ю графу. - Как вы думаете, всё ли вы знаете о подлежащем и сказуемым? Над чем нужно поработать? Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Слайд №3) и проверяют по эталону. За верный ответ выставляют баллы в ?Лист контроля? Отвечают на вопрос. Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста. Отвечают, вспоминая изученное ранее. Высказываются. Приложение 2 На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется? На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется? Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, новые сведения о подлежащем и сказуемом Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса. достижение договоренностей и согласование общего решения. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала; умение планировать и оценивать свои действия; умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению. Познавательные УУД : умение анализировать языковой материал; поиск и выделение необходимой информации. III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? (4-5 мин.) Использует приемы создания проблемной ситуации. - Поработаем с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (слайд №8). Назовите в каждом предложении его грамматическую основу. - Почему возникли затруднения при выполнении задания? - Всё ли мы знаем о подлежащем и сказуемом? Организует работу по уточнению и конкретизации первичных знаний: - Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого (слайд 9). Постановка проблемы. - Достаточно ли рассмотренного материала для выполнения упражнений? Отвечают, испытывая затруднения в определении подлежащего и сказуемого. Высказываются. Проверяют по эталону. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению). IV.Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. (2 минуты) Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей: - Как можно решить возникшую проблему? - Где найти необходимый материал? Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения: - проанализировать языковой материал; - разобраться при помощи объяснения учителя; - обратиться к учебнику. Высказываются: - Нужно знать все способы выражения подлежащего и сказуемого. Высказываются: - Нужно обратиться к учебнику. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: коррекция (внесение необходимых корректив в план и способ действия). Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, построение логического рассуждения. V. Этап реализации построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (5-6 минут) Организует реализацию построенного проекта : - прочитать теоретический материал учебника &17 (стр.28-30); - предлагает с помощью материала слайдов 10,11 заполнить вторую графу таблицы ?Гр.ос?: запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным. Читают вслух теоретический Заполняют вторую графу таблицы ?Гр.ос.? Регулятивные УУД: контроль; оценка; коррекция. Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. (4 минуты) Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль: - предлагает выполнить Приложение № 4 Слайд 12,13 Выполняют ?по цепочке?. Выполняют задания и проверяют у соседа по парте, обсуждают, исправляют возможные ошибки. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса. Регулятивные УУД: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценка деятельности; саморегуляция. Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации. Физкультминутка (1 минута) Давайте отдохнём. Сделаем зарядку. Слайд 14 Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. Повторяют действия за учителем. VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. (10 минут) Организует деятельность по применению новых знаний. - Работа с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 5(слайд 15) с последующей проверкой по эталону. Выполняют задания в тетради. Проверка по образцу с экрана. Выставляются баллы в ?Лист контроля? Познавательные: Выполнение действий по алгоритму; Самостоятельное решение задачи. Регулятивные УУД: умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном. Оценка выполнения : Выполнено в соответствии с эталоном (1 недочёт) – 3 балла; выполнено с небольшим отклонением (2-3 недочёта) – 2 балла; выполнено с существенным отклонением – 1 балл. VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. (7 минут) - Организует проверку знаний о правописании гласных в корнях слов (слайд 16). - Организует выполнение задания ?Собери предложение? ПРИЛОЖЕНИЯ 6 (слайд 17). Соберите предложение. Проверка по образцу с экрана с проговариванием в речи. Отгадывают загадки. Составляют предложения из предложенных слов, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы. Выставляются баллы в лист контроля. За каждое правильно составленное предложение – 1 балл. Регулятивные УУД: умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном; коррекция; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Личностные УУД: самоопределение IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты) Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Подведение итога урока. Слайд 18 Комментирование оценок. Подсчёт баллов в ?Листе контроля?: Тест ?верные - неверные утверждения? 1-2 балла. Самостоятельная работа с текстом - максимум 3 балла. Составление предложений без ошибок – максимум 3 балла. Итого: максимум – 8 баллов. Ключ к оценке: 8-7 баллов - оценка "5"; 6-5 баллов – оценка "4"; 4-3 баллов - оценка "3". Слайд №19 Задаёт домашнее задание: ПРИЛОЖЕНИЕ 17 Отвечают на вопросы: 1.Сегодня мы узнали о … 2.Теперь я могу… 3.Я научился… 4.Мне было трудно… 5.Своей работой я …. - Записывают домашнее задание в дневники. Регулятивные УУД: саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний; Личностные УУД: оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации. Дидактический материал к уроку ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ДА ВЫРАЖЕНИЕ НЕТ Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. Словосочетания изучает синтаксис Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ– это тоже словосоч. ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч. ТАБЛИЦА ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Что мне известно по данной теме Что нового я узнал по данной теме ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ №2 На какие вопросы отвечает подлежащее? В каком падеже стоит подлежащее? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется? На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется? ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Из данных предложений выпишите грамматические основы: Тускло светит луч лампады. Летом воробьи – самые яростные защитники зелени. Тиха украинская ночь. Мы утомились за день. Смелый к победе стремиться. Входят семь богатырей. Шубка у лисы тёплая, пушистая. ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Медленно падают с берёз жёлтые листья Я слышу музыку листопада. А вы видели лесной хоровод? Красив русский лес осенью! Лес – это терем расписной. Вскоре отец с матерью ушли на работу. ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Много по осен… грибов ур…дилось. Да какие моло…цы! Под тёмными ёлками б…ровики стоят. У них к…фтаны белые, шляпы на головах б…гатые. Грибы – загл…денье! Под высок…ми соснами м…слята с сырое…ками растут. Они тоже хороши! ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Собери предложения, подчеркни главные члены: Зиму, в, берлоге, медведь, спит, долгую. Делает, зиме, к, припасы, съестные, белочка. Солью, лосей, подкармливают, зимой, люди. ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Лист контроля 1. Тест ?Верные – неверные утверждения? 2. Работа с текстом 3. Составление предложений
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Грамматическая основа предложения"