Конспект урока русского языка
9 класс
Тема урока: Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
Цели: научить различать союзы и союзные слова, омонимичные подчинительные союзы и союзные; формировать умение грамотно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь различать союзы и союзные слова; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
Организационный момент
Лингвистическая разминка
Словарный диктант (один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. Учитель проверяет выполнение работы сразу после диктанта, учащиеся по очереди комментируют правописание каждого слова.)
Участник, инициатива, конспектировать, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, колорит, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, режиссер, безыдейный, мировоззрение, колосс, парламентский, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.
Грамматическое задание
Вариант 1: выделить слова с приставками
Вариант 2: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.
Работа по теме урока
Актуализация знаний
Разгадайте ребус:
- Что такое омонимы?
- Приведите примеры омонимов
- Как вы думаете, почему мы начали разговор с омонимов?
Слово учителя
Оказывается, в сложноподчиненном предложении есть свои омонимы – союзы и союзные слова.
Сейчас я вам расскажу об этом явлении русского языка, а вы по ходу моего рассказа заполните таблицу (таблица выдана на парту, ученики работают в паре):
Один из трудных вопросов, касающихся сложноподчиненных предложений, - как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое это имеет отличие.
В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения ( кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т.п.). Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, омонимичное ему: что, когда, как. Вне контекста понять различие невозможно. Рассуждаем так.
Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом, их нельзя удалить из предложения.
Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):
Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
В данном случае что – подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; наконец, его можно опустить без потери смысла предложения (Все понимают: сейчас решается судьба страны).
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. ( А. Ахматова «Мужество»)
Что в обоих придаточных предложениях – союзное слово, так как является членом предложения ( в данном случае подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое что можно заменить, к примеру, словом судьба, второе – словом трагедия.
Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово – союз ( в первом примере)– произносится бегло, как бы смазанно.
Обратим внимание , что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит.
- Почему?
(Причина отсутствия запятой – общее главное предложение Мы знаем, а два придаточных рассматриваются как однородные члены.)
Придаточные предложения с союзными словами трансформировать в вопрос нельзя.
Союз в предложении мы можем заменить другим союзом, а союзное слово – словом другой самостоятельной части речи – существительным, местоимением, наречием.
- Обсуждение результатов заполнения таблицы
Закрепление изученного материала
Спишите предложения, определите, с помощью союза или союзного слова соединяются части сложного предложения. Союз заключите в овал, а союзное слово подчеркните как член предложения.
На доске и в тетради:
Она сказала, что машина завтра придет вовремя.
Она спросила, что он будет делать завтра.
Когда приходит ноябрь, люди надевают теплую одежду.
Я люблю, когда приходит зима.
Самостоятельная работа с последующим обсуждением:
Я увидел, как грузовик выехал из ворот дома.
Делай так, как тебя учили.
Работа по учебнику
Упр.93 – комментированное письмо
Упр.97 – самостоятельная работа с последующим обсуждением.
Словарная работа
- Запишите в словарик слова из рамки (с.61).
- Составьте с ними предложения.
- Запишите в орфоэпический словарик слова из рамок (с. 61,65).
- Составьте с ними словосочетания.
V. Подведение итогов урока
- Как отличить союзы от союзных слов?
- В чем особенность употребления составных союзов в сложноподчиненном предложении?
Домашнее задание
1. Параграф 20.
2. Упр. 96, 95 (устно)