Конспект урока окружающего мира 3 класс
Аннотация: урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы» проводится в 3 классе в I четверти, разработан в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО, с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Использование современных методических приёмов позволяет поддерживать вовлеченность , творческую и исследовательскую активность обучающихся.
Ключевые слова: тела, вещества, частицы
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Формирование представления о телах, веществах и частицах
Урок нацелен на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
Регулятивные: уметь контролировать свою готовность к уроку; уметь ставить цель урока; уметь составлять план и последовательность действий; уметь проводить самоанализ и самооценку.
Познавательные: уметь выдвигать гипотезы; уметь выделять познавательную цель; уметь ставить и формулировать проблему; уметь искать и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать изображения; уметь анализировать текст; уметь выбирать основания для классификации; уметь извлекать информацию из прослушанного текста; уметь структурировать знания.
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь управлять поведением партнера.
Предметные:
Знать: что такое тело, вещество и частица;
Уметь: классифицировать тела и вещества; выдвигать предположения; определять состояния частиц с помощью моделей.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
Для учителя Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1ч., конспект урока, магниты; демонстрационный материал.
Для ученика
Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл., 1 ч., пенал, дневник, двухцветные кружочки, карточки с заданиями, приборы для опыта.
Информационные источники:
Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1 ч.
http://okr-mir.ru/3class/410-tela-veschestva-chasticy.html
Ход урока:
Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.-
- Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок. Представим себе, что мы не в
школе на уроке окружающий мир, а находимся в научно-исследовательском
институте и мы сами сотрудники этого института. Нам предстоит нелегкая
работам сегодня и, возможно, мы даже сделаем какое-нибудь открытие… Все
данные наших опытов мы будем заносить в рабочие листы.
- Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Они у вас лежат на столах. У нас 4 группы, у каждой группы свои цели и задачи, в конце урока каждая группа должна назвать назвать своей группы.
Правила работы в группах.
- Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
4. Умей договариваться.
5. Работай сообща.
6. Работай тихо, чтобы не мешать другим группам.
II. Актуализация знаний
- Мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа».
- Что такое природа?
- На какие две группы можно разделить природу?
- Назовите признаки живой природы.?
- назовите признаки неживой природы?
- Давайте поиграем. Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, хлопаете, а если неживой - не хлопаете. Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы
- Молодцы!
- Внимательно посмотрите, что вы видите вокруг себя сейчас?
- Как назвать это все одним словом?
- Ребята, Ученые называют все предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, что же такое ТЕЛО - (читает ребенок)
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Верно.- Какие задачи ставим перед собой?
- Исходя из ваших предположений, получился вот такой план урока.
(на доске)
1) Что такое тело?
2) Какие бывают тела?
3) Из чего они состоят?
- На парте лежат рабочие листы, важные моменты заносим в эти листы. И в первом задание, найдите значеник к слову ТЕЛА и проведете проведете стрелку.
- Уважаемые ученые осмотритесь по сторонам и постарайтесь назвать те
тела, которые окружают Вас в нашей «лаборатории».
(цветок, парта, мел, Саша, дверь, доска….)
- Хорошо. У вас на столах лежит карточка № 1. На ней записаны слова. Прочитайте их и разделите на группы:
Камень, стул, штаны, автомобиль, Солнце, водопад, книга, облако.
- По какому принципу вы разделили эти слова? (природа и рукотворный мир)
- Верно.
- Ребята, а ученые делят тела на естественные, искусственные. Давайте разберем, что значит естественные тела (тела природы). Заполняем лист
-Приведите примеры (выбор картины. На доску)
Искусственные тела, как понимаете? (Тела, созданные руками человека)
-Приведите примеры (выбор картины. На доску)
- В какую группу отнесём Солнце, звезды, планеты? (Небесные)
- В рабочих листах найдите 3 задание, самостоятельно распределите слова по группам. (Проверка - )
Вывод: Это природные объекты и предметы живой и неживой природы, тела бываю естественные, искусственные и небесные.
_Ответели на два вопроса, теперь осталось ответить на самый сложный вопрос.
у каждой группы будет своя задача.
Опыты по группам (в первой группе мешок - ручка, стакан, мел; во второй группе - вода, духи, кефир; третья группа- воздушный шар, освежитель воздуха)
– Возьмите в руки свои ручки. Как бы назвали это мои юные ученые? (тело).
- Давайте разберем ручку на части. Что произошло с телом, в результате его
деления на части? (получилось несколько новых тел: стержень, основная
часть ручки, колпачок).
- Какими параметрами обладает каждое новое тело?
(стержень – длинный, тонкий; колпачок – меленький, продолговатый)
Вывод: итак, в результате деления тела на части, прежнее тело перестало
существовать, но вместо него получилось 2-3
– Скажите, изменятся ли эти новые тела, если мы их и разделим на части?
(да, например: стержень – пластмассовая трубочка, паста, металлический
шарик)
Значит: всякое деление на части приводит к изменению признаков тела, т.е.
к появлению новых тел
5. – А теперь давайте попробуем другое исследование произвести:
* У вас на партах изготовленные предметы из пластилина, это тело? (да) .
- Давайте определим основные признаки этого тела? (форму, размер).
* А теперь я превратила эту фигуру в шарик. . Изменилось
ли тело? (Да, хотя мы делили его на части, не изменяли количество
пластилина, но с изменением формы изменилось и тело). Любое тело
характеризуется формой и размерами. При их изменении тело превращается
в другое тело, а при делении – в другие тела.
- А что не изменилось? (сам пластилин, вещество)
- Изменилось ли при этом само вещество – пластилин?
- Нет. Не изменяется.
Вывод: новое научное открытие, вещество и тело не одно и то же. Вещество при делении на части не изменяет своих свойств и остается прежним, в то время как тело изменяется.
III. Знакомство с понятием «вещество».
- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества. Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.
- Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?
- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик
- какое это вещество?
- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.
- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.
- Как вы думаете, все ли вещества одинаковы?
IV. Физкультминутка.
- Я называю тело – вы приседаете, вещество – стоите….
- Давайте, разберемся, какие вещества бывают и запишем в рабочие листы.
Первая группа. Назовите тела, которые на парте? Очень хорошо. Все тела, которые Вы назвали, отличаются друг от друга.
У каждого тела есть главные признаки: какие они? (ТВЕРДЫЕ) запись
Вторая группа . Посмотрите внимательно. Что у вас на партах? В бутылках жидкость, имеет форму, что можем сказать, про эти вещества. (Они жидкие, имеет цвет, запах).
Третья группа. Баллоны, что внутри? Вещество, какие (Газообразные), имеет запах, нет цвета, формы.
Вывод:
V. Знакомство с понятием «частица».
- Вещества имеют свои признаки. На столах у вас лежит карточка № 2. Задание: распределить в 3 группы следующие вещества:
молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.
- Итак, подведём мини-итог. Все предметы вокруг – это тела, тела состоят из веществ.
- Как вы думаете, а почему вещества разные?
- В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы ответить на этот вопрос.
Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.
Четвёртая группа
- На столе стоит стакан с водой и кусочек сахара, положите сахар в стакан с водой. Размешайте.
- Почему мы перестали видеть сахар?
- Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?
- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?
Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.
Вывод: Все вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц
VI. Закрепление.
- Ученые считают, Частицы эти очень разные, и они по- разному дружат между собой и великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, считал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми. Видео про Ломоносова
Давайте с ними познакомимся.
- Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. (Покажите....
Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! ПОСМОТРИТЕ на картинку. Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!(Покажите....
Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом. ПОСМОТРИТЕ на картинку. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!
Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! ПОСМОТРИТЕ на картинку. Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.(Покажите....
- Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!
- На картинке схематически нарисованы частицы веществ, из которых
состоят изображенные тела: половник и кастрюля, вода, воздух в шариках.
- Посмотрите на схемы и скажите, из одинаковых ли веществ состоят все эти
тела?
- Как вы определили?
(Частицы, изображенные на трех схемах, отличаются друг от друга, значит
вещества разные. Различные тела, изображенные на рисунке, состоят из
разных веществ).
- Каждое из этих тел состоит из одного вещества или из смеси веществ?
Постарайтесь доказать свои научные предположения.
- Изучением веществ занимается наука – ХИМИЯ, ее вы будете изучать в
старших классах.
VI. Закрепление.
- Задание 7, вставьте пропущенные слова, работаете вместе
Чтение, вывод
VII. Подведение итогов урока, рефлексия
- А теперь подведём итог урока
- Напомните тему урока
- Что нового вы узнали на уроке?
Закончите фразу «Я сегодня на уроке…»
- Что было самым интересным?
Закончите фразу « На уроке мне было интересно…»
- Что вам показалось самым трудным на уроке?
- Кто испытывал трудности?
Закончите фразу « Мне было трудно…»
- кого бы вы хотели сегодня отметить?
- Мне тоже понравилась ваша работа на уроке. Большое спасибо за урок!
Возьмите телефоны, откройте ор-код и прочитайте моё сообщение.
VIII. Домашние задание.
С. 36-39, прочитать и ответить на вопросы.