* {font-family: Times New Roman; font-size: 10pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Strong {font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Конспект урока окружающего мира 3 класс

Аннотация: урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы» проводится в 3 классе в I четверти, разработан в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО, с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Использование современных методических приёмов позволяет поддерживать вовлеченность , творческую и исследовательскую активность обучающихся.

Ключевые слова: тела, вещества, частицы

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Формирование представления о телах, веществах и частицах

Урок нацелен на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

Регулятивные: уметь контролировать свою готовность к уроку; уметь ставить цель урока; уметь составлять план и последовательность действий; уметь проводить самоанализ и самооценку.

Познавательные: уметь выдвигать гипотезы; уметь выделять познавательную цель; уметь ставить и формулировать проблему; уметь искать и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать изображения; уметь анализировать текст; уметь выбирать основания для классификации; уметь извлекать информацию из прослушанного текста; уметь структурировать знания.

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь управлять поведением партнера.

Предметные:

Знать: что такое тело, вещество и частица;

Уметь: классифицировать тела и вещества; выдвигать предположения; определять состояния частиц с помощью моделей.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

Для учителя Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1ч., конспект урока, магниты; демонстрационный материал.

Для ученика

Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл., 1 ч., пенал, дневник, двухцветные кружочки, карточки с заданиями, приборы для опыта.

Информационные источники:

Учебник «Окружающий мир» Образовательная система «Школа России» 3 кл, 1 ч.

http://okr-mir.ru/3class/410-tela-veschestva-chasticy.html

Ход урока:

Организационный момент 

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.-

- Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок. Представим себе, что мы не в

школе на уроке окружающий мир, а находимся в научно-исследовательском

институте и мы сами сотрудники этого института. Нам предстоит нелегкая

работам сегодня и, возможно, мы даже сделаем какое-нибудь открытие… Все

данные наших опытов мы будем заносить в рабочие листы.

- Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Они у вас лежат на столах. У нас 4 группы, у каждой группы свои цели и задачи, в конце урока каждая группа должна назвать назвать своей группы.

Правила работы в группах.

- Запомни и соблюдай простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

4. Умей договариваться.

5. Работай сообща.

6. Работай тихо, чтобы не мешать другим группам.

II. Актуализация знаний

- Мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа».

- Что такое природа?

- На какие две группы можно разделить природу?

- Назовите признаки живой природы.?

- назовите признаки неживой природы?

- Давайте поиграем. Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, хлопаете, а если неживой - не хлопаете. Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы

- Молодцы!

- Внимательно посмотрите, что вы видите вокруг себя сейчас?

- Как назвать это все одним словом?

- Ребята, Ученые называют все предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, что же такое ТЕЛО - (читает ребенок)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Верно.- Какие задачи ставим перед собой?

- Исходя из ваших предположений, получился вот такой план урока.

(на доске)

1) Что такое тело?

2) Какие бывают тела?

3) Из чего они состоят?

- На парте лежат рабочие листы, важные моменты заносим в эти листы. И в первом задание, найдите значеник к слову ТЕЛА и проведете проведете стрелку.

- Уважаемые ученые осмотритесь по сторонам и постарайтесь назвать те

тела, которые окружают Вас в нашей «лаборатории».

(цветок, парта, мел, Саша, дверь, доска….)

- Хорошо. У вас на столах лежит карточка № 1. На ней записаны слова. Прочитайте их и разделите на группы:

Камень, стул, штаны, автомобиль, Солнце, водопад, книга, облако.

- По какому принципу вы разделили эти слова? (природа и рукотворный мир)

- Верно.

- Ребята, а ученые делят тела на естественные, искусственные. Давайте разберем, что значит естественные тела (тела природы). Заполняем лист

-Приведите примеры (выбор картины. На доску)

Искусственные тела, как понимаете? (Тела, созданные руками человека)

-Приведите примеры (выбор картины. На доску)

- В какую группу отнесём Солнце, звезды, планеты? (Небесные)

- В рабочих листах найдите 3 задание, самостоятельно распределите слова по группам. (Проверка - )

Вывод: Это природные объекты и предметы живой и неживой природы, тела бываю естественные, искусственные и небесные.

_Ответели на два вопроса, теперь осталось ответить на самый сложный вопрос.

у каждой группы будет своя задача.

Опыты по группам (в первой группе мешок - ручка, стакан, мел; во второй группе - вода, духи, кефир; третья группа- воздушный шар, освежитель воздуха)

Возьмите в руки свои ручки. Как бы назвали это мои юные ученые? (тело).

- Давайте разберем ручку на части. Что произошло с телом, в результате его

деления на части? (получилось несколько новых тел: стержень, основная

часть ручки, колпачок).

- Какими параметрами обладает каждое новое тело?

(стержень – длинный, тонкий; колпачок – меленький, продолговатый)

Вывод: итак, в результате деления тела на части, прежнее тело перестало

существовать, но вместо него получилось 2-3

Скажите, изменятся ли эти новые тела, если мы их и разделим на части?

(да, например: стержень – пластмассовая трубочка, паста, металлический

шарик)

Значит: всякое деление на части приводит к изменению признаков тела, т.е.

к появлению новых тел

5. А теперь давайте попробуем другое исследование произвести:

* У вас на партах изготовленные предметы из пластилина, это тело? (да) .

- Давайте определим основные признаки этого тела? (форму, размер).

* А теперь я превратила эту фигуру в шарик. . Изменилось

ли тело? (Да, хотя мы делили его на части, не изменяли количество

пластилина, но с изменением формы изменилось и тело). Любое тело

характеризуется формой и размерами. При их изменении тело превращается

в другое тело, а при делении – в другие тела.

- А что не изменилось? (сам пластилин, вещество)

- Изменилось ли при этом само вещество – пластилин?

- Нет. Не изменяется.

Вывод: новое научное открытие, вещество и тело не одно и то же. Вещество при делении на части не изменяет своих свойств и остается прежним, в то время как тело изменяется.

III. Знакомство с понятием «вещество».

- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества. Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.

- Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?

- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

- какое это вещество?

- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.

- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

- Как вы думаете, все ли вещества одинаковы?

IV. Физкультминутка.

- Я называю тело – вы приседаете, вещество – стоите….

- Давайте, разберемся, какие вещества бывают и запишем в рабочие листы.

Первая группа. Назовите тела, которые на парте? Очень хорошо. Все тела, которые Вы назвали, отличаются друг от друга.

У каждого тела есть главные признаки: какие они? (ТВЕРДЫЕ) запись

Вторая группа . Посмотрите внимательно. Что у вас на партах? В бутылках жидкость, имеет форму, что можем сказать, про эти вещества. (Они жидкие, имеет цвет, запах).

Третья группа. Баллоны, что внутри? Вещество, какие (Газообразные), имеет запах, нет цвета, формы.

Вывод:

V. Знакомство с понятием «частица».

- Вещества имеют свои признаки. На столах у вас лежит карточка № 2. Задание: распределить в 3 группы следующие вещества:

молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

- Итак, подведём мини-итог. Все предметы вокруг – это тела, тела состоят из веществ.

- Как вы думаете, а почему вещества разные?

- В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем  провести химический опыт, чтобы ответить на этот вопрос.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

Четвёртая группа

- На столе стоит стакан с водой и кусочек сахара, положите сахар  в стакан с водой. Размешайте.

- Почему мы перестали видеть сахар?

- Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.

Вывод: Все вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц

VI. Закрепление.

- Ученые считают, Частицы эти очень разные, и они по- разному дружат между собой и великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, считал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми. Видео про Ломоносова

Давайте с ними познакомимся.

- Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. (Покажите....

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! ПОСМОТРИТЕ на картинку. Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!(Покажите....

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом. ПОСМОТРИТЕ на картинку. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! ПОСМОТРИТЕ на картинку. Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.(Покажите....

- Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

- На картинке схематически нарисованы частицы веществ, из которых

состоят изображенные тела: половник и кастрюля, вода, воздух в шариках.

- Посмотрите на схемы и скажите, из одинаковых ли веществ состоят все эти

тела?

- Как вы определили?

(Частицы, изображенные на трех схемах, отличаются друг от друга, значит

вещества разные. Различные тела, изображенные на рисунке, состоят из

разных веществ).

- Каждое из этих тел состоит из одного вещества или из смеси веществ?

Постарайтесь доказать свои научные предположения.

- Изучением веществ занимается наука – ХИМИЯ, ее вы будете изучать в

старших классах.

VI. Закрепление.

- Задание 7, вставьте пропущенные слова, работаете вместе

Чтение, вывод

VII. Подведение итогов урока, рефлексия

- А теперь подведём итог урока

- Напомните тему урока

- Что нового вы узнали на уроке?

Закончите фразу «Я сегодня на уроке…»

- Что было самым интересным?

Закончите фразу « На уроке мне было интересно…»

- Что вам показалось самым трудным на уроке?

- Кто испытывал трудности?

Закончите фразу « Мне было трудно…»

- кого бы вы хотели сегодня отметить?

- Мне тоже понравилась ваша работа на уроке. Большое спасибо за урок!

Возьмите телефоны, откройте ор-код и прочитайте моё сообщение.

VIII. Домашние задание.

С. 36-39, прочитать и ответить на вопросы.