«МБДОУ № 13»
Конспект занятия:
«Обитатели северных морей»
для детей младшей группы
(речевое развитие)
Выполнила воспитатель:
Уруджбекова Динара Ярахмедовна
нп. Спутник, 2024г.
Образовательная область: речевое развитие
Цель: создание условий для коммуникативного общения детей, основанного на понимании и усвоении ими признаков обитателей Белого и Баренцева морей.
Задачи:
Обучающие:
— закрепить и углубить знания детей о морских обитателях малой родины –северного края;
— научить:
• узнавать и правильно называть обитателей северных морей, определять их признаки;
• понимать речевые ситуации и активно включаться в диалоги о животных;
— взаимодействовать в группе;
— выступать индивидуально со стихотворением о морском обитателе;
— слышать и выполнять просьбу воспитателя;
— упражнять в умении группировать предметы по цвету.
Развивающие:
— развивать:
• навыки общения и речевые умения детей;
• память, внимание, мышление;
• эмоционально-волевую сферу;
• познавательную активность;
• инициативу и творчество;
• общую и мелкую моторику;
• самостоятельность в выполнении заданий.
Воспитательные:
— воспитывать:
• культуру поведения на занятии;
• умение слушать воспитателя и других детей;
• интерес к обитателям северных морей;
• доброжелательность и отзывчивость.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций, фигурок обитателей северных морей;
• знакомство с их внешними признаками и особенностями жизни: повадками, поведением, предпочтениями в еде;
• просмотр видеороликов о касатке, тюлене и белом медведе;
• индивидуальная работа с детьми по художественному чтению наизусть стихов о морских животных;
• проведение групповой подвижной игры «Тюлень»;
• проведение жестовой игры «Касатка»;
• проведение игры «Касаткины гостинца»;
Материалы и оборудование:
• для игры «Тюлень»: маска тюленя или картонный ободок с изображением тюленя;
• для игры «Касаткины гостинца»: ведерко, рыба на магнитах (по количеству детей в группе), ведёрки по цвету рыбы, 2 удочки на магнитах;
• для полярного медведя: картинки для поиска валенок, карандаши;
• интерактивная доска, презентация по теме занятия.
Словарная работа:
Северный край, обитатели северных морей, Белое и Баренцево моря, касатка, чёрно-белый кит, сельдь, треска, тунец, макрель, плавник, бороздит, тюлень, льдина, белый медведь, медвежонок, валенки.
Методы и приемы:
• наглядный (слайды презентации, рисунок-раскраска «Найди валенки среди предметов и раскрась их для Мишутки», набор рыболова: удочки и рыбки на магнитах, разноцветные ведерки);
• словесный (художественное слово, вопросы, пояснения);
• игровой (жестовая игра «Касатка», сюрпризный момент «Касаткины гостинца», подвижная игра «Тюлень», проблемная ситуация).
Интеграция образовательных областей: эмоционально-волевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
развитие у детей:
• навыков социально-коммуникативного общения;
• речевых умений;
• положительных эмоций;
• навыков общения в группе.
А также:
• обогащение лексического запаса детей по теме «Обитатели северных морей»;
• приобретение собственного опыта в социально-коммуникативной деятельности посредством повышения мотивации больше узнать об обитателях северных морей, проявления инициативы в решении поставленных задач;
• максимальное погружение детей в тему занятия для успешного выполнения ими всех заданий;
• формирование положительного эмоционального фона занятия, способствующего воспитанию культуры поведения каждого ребенка.
Ход занятия:
Под песню «Мы живём на Севере, на суровом Севере» дети входят в зал и рассаживаются на стульчики. – Приложение №1
1. Актуализация темы:
Воспитатель: Ребята, вы уже большие и точно знаете, да и из песни успели понять, что, наш край суровый и холодный. Но вместе с тем он прекрасен! Его берега омывают северные моря – Белое и Баренцево. А как вы думаете, какие они?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! (на фоне кадров о северных морях воспитатель читает стихотворение) – Приложение №2
Наше северное море
Дымчатое, ледяное.
С высоченными волнами,
С обрывистыми берегами.
Его взглядом не обнять.
Кто живет в нём нужно знать!
А вы знаете животных, которые живут в холодных северных морях?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично! А вы хотите с некоторыми из них познакомиться поближе, подружиться и поиграть?
Ответы детей.
2. Тема «Обитатели северных морей»
2.1. Касатка (слайд на интерактивной доске)
Воспитатель: Смотрите, ребята, кто пожаловал в гости к нам?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте покажем касатке, что мы знаем, какая она! (Жестовое упражнение «Касатка»)
Дети за воспитателем повторяют движения и комментируют их, громко проговаривая последнее слово в каждой строчке.
— У касатки бока гладки (гладят поочерёдно руки, плотно прижатые к туловищу от плеча до кончиков пальцев)
Это чёрно-белый кит! (соединяют руки в кольцо перед собой)
Некогда поспать касатке – (пожимают плечами, складывают ладошки поочередно к каждому ушку)
Она море бороздит. (делают взмахи руками перед собой, имитируя плавание)
Воспитатель: А «бороздит», это что значит?
Ответы детей.
Воспитатель: А ещё внимательно посмотрите на касатку и скажите, какая она?
Ответы детей, подготовленные индивидуально.
Касатка сильная, большая,
Может льдины поднимать.
И бывает очень злая –
Всем об этом нужно знать
Воспитатель: Дети, это правда! Характер у касатки сложный...
Ещё...
Плавники остры, опасны,
Но пловец она прекрасный!
Воспитатель: Верно! И сегодня у касатки прекрасное настроение! Она приготовила для вас игру «Касаткины гостинца»
Как вы думаете, что за гостинец может дать касатка?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, касатка может дать то, чем сама питается. А чем, об этом нам расскажет _____ (имя ребенка).
Берегись, морской народ!
Чёрно-белый кит идёт!
Сельдь, треска, тунец, макрель,
Для его охоты цель.
Воспитатель: Я с тобой полностью согласна, (имя ребенка)! А теперь я предлагаю вам немножко поиграть! Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот, ребята, перед вами целое ведерко рыбы и две удочки. По моей команде вам нужно по очереди быстро поймать рыбку, назвать её цвет и разложить улов в маленькие ведёрки такого же цвета. Готовы? Тогда, раз, два, три - рыбку лови!
Под весёлую музыку (Приложение №3)дети по очереди ловят рыбку на магнитные удочки, называют цвет и кладут её в соответствующее ведерко.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Дружные, быстрые и хорошо знаете цвета! Но пока мы с вами играли, касатка в море уплыла.
(Слайд)
Мы помашем ей во след! (машут ручками)
Ой, а кому-то скажем: «ПРИВЕТ!» (слайд с изображением тюленя)
2.2. Тюлень
Воспитатель: Кто это к нам пожаловал, узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Это тюлень - житель Баренцева и Белого морей!
На льдине северный тюлень
Кататься любит целый день
Так он отдыхает.
Нисколько не скучает.
Воспитатель: А что мы ещё знаем о тюлене?
(Ответы четырёх детей, подготовленные индивидуально)
Тюлень глубоко ныряет —
Он видит под водой,
И в цирке выступает —
Бьёт мячик головой.
Он быстрый, сильный, ловкий —
И умный очень он.
С хорошею сноровкой
И плыть всегда готов.
У него есть чудо-ласты
Вместо ног и рук нужны.
Силой их можно похвастать,
Для пловца они важны.
Шерстка мокрая блестит:
Словно маслом он облит.
Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Так много знаете о лежебоке-тюлене! Многие думают, он ленивый, раз любит полежать. Но на охоте тюлень очень проворный и быстрый. Давайте представим себя маленькими тюленьчиками и покажем свою быстроту и ловкость, а заодно и вспомним любимые лакомства тюленя.
Подвижная игра «Тюлень»
Дети становятся в круг. В центре круга сидит Тюлень (на голове маска тюленя). Под весёлую музыку (Приложение №4) дети разбегаются по залу, а Тюлень их догоняет. Кого догнал, тот становится Тюленем. Игра повторяется 2-3 раза.
Дети кричат хором:
— Тюлень, тюлень,
На тебя напала лень!
Ты лежи себе, лежи,
А нам криля покажи!
— А рачка нам покажи!
— А нам рыбку покажи!
Воспитатель: Ой, ребята, устал наш тюлень! Ему в море пора. Провожаем его, кричим дружно: «До свидания!»
(Дети садятся на стульчики)
2.3. Белый медведь (видео с белым медведем, медвежонком)- Приложение №5
Воспитатель: Кто к нам пожаловал, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Это полярный мишка в шубе белой
Такой отважный, очень смелый.
Не боится холодных льдин,
Он снежных далей господин.
Но у белого мишки беда приключилась... Знаете какая?
Ответы детей.
Воспитатель:
Его сынок Мишутка – маленький
Потерял на горке валенки.
Мы поможем? Валенки найдем?
От холода Мишутку спасём?
Ответ детей утвердительный.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужны валенки?
Ответ ребёнка, подготовленный индивидуально.
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький:
Коль на улице мороз,
Надевают валенки!
Воспитатель: Правильно, чтобы не замерзнуть и не заболеть, нужно зимой надевать валенки! Только как мы их найдём?
Ответы детей.
Воспитатель: Замечательно, что у вас столько предложений! Принимаемся за дело! Выбираем себе место!
В конце зала расставлены столы и стулья для выполнения задания. Дети проходят садятся за столы. На столах картинки-раскраски для поиска валенок и набор карандашей по количеству детей.
Воспитатель: Найдите на картинке и раскрасьте валенки для Мишутки. -(Приложение №6)
Выполняет каждый ребёнок. Во время работы фоном звучит песня «Танец белых медвежат» - Приложение №7
Воспитатель: Ребята, я хочу у вас еще спросить! Вы уже придумали, что будете делать с вашими работами?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично! Я предлагаю вам тогда самим оформить выставку!
Дети оформляют свои работы в выставку, воспитатель хвалит и благодарит всех за отзывчивость.
3. Рефлексия:
Воспитатель: Дети, о чём мы с вами говорили на занятии?
Кто же это, расскажите.
Какое животное вам больше всего понравился?
Дети называют животных. Если затрудняются, то следует снова обратиться к презентации и назвать животных хором. Потом показывать картинку конкретному ребёнку, чтобы он угадывал животного и правильно его называл (тюлень, касатка, белый медведь).
4. Домашнее задание:
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями, познакомились, подружились и поиграли с некоторыми обитателями наших северных морей. Мне хочется, чтобы вы рассказали о них своим родителям, поделились впечатлениями и нарисовали того животного, которое вам понравился больше всех. Справитесь? Отлично! Завтра у нас в группе будет новая выставка.
Спасибо за работу!
Интернет ресурсы:
1. https://laplaya-rus.ru/wp- content/uploads/a/6/e/a6e772531f689ca026971dc047e845b3.jpeg
2. http://goodnewsanimal.ru/_nw/60/84651539.jpg
3. https://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-03/1647612604_10-vsegda-pomnim-com-p-barentsevo-more-foto-10.jpg
4. https://pibig.info/uploads/posts/2023-10/1696170684_pibig-info-p-beloe-more-murmanskaya-oblast-oboi-7.jpg
5.https://www.youtube.com/watch?v=_MKGlYgxEzk&pp=ygVQ0LLQuNC00LXQviDQtNC70Y8g0LTQtdGC0LXQuSDQsdC10LvRi9C5INC80LXQtNCy0LXQtNGMINGBINC80LXQtNCy0LXQttC-0L3QutC-0Lw%3D