«МБДОУ № 13»

Конспект занятия:

«Обитатели северных морей»

для детей младшей группы

(речевое развитие)

Выполнила воспитатель:

Уруджбекова Динара Ярахмедовна

нп. Спутник, 2024г.

Образовательная область: речевое развитие

Цель: создание условий для коммуникативного общения детей, основанного на понимании и усвоении ими признаков обитателей Белого и Баренцева морей.

Задачи:

Обучающие:

закрепить и углубить знания детей о морских обитателях малой родины –северного края;

научить:

• узнавать и правильно называть обитателей северных морей, определять их признаки;

• понимать речевые ситуации и активно включаться в диалоги о животных;

— взаимодействовать в группе;

— выступать индивидуально со стихотворением о морском обитателе;

— слышать и выполнять просьбу воспитателя;

— упражнять в умении группировать предметы по цвету.

Развивающие:

развивать:

• навыки общения и речевые умения детей;

• память, внимание, мышление;

• эмоционально-волевую сферу;

• познавательную активность;

• инициативу и творчество;

• общую и мелкую моторику;

• самостоятельность в выполнении заданий.

Воспитательные:

— воспитывать:

• культуру поведения на занятии;

• умение слушать воспитателя и других детей;

• интерес к обитателям северных морей;

• доброжелательность и отзывчивость.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций, фигурок обитателей северных морей;

• знакомство с их внешними признаками и особенностями жизни: повадками, поведением, предпочтениями в еде;

• просмотр видеороликов о касатке, тюлене и белом медведе;

• индивидуальная работа с детьми по художественному чтению наизусть стихов о морских животных;

• проведение групповой подвижной игры «Тюлень»;

проведение жестовой игры «Касатка»;

проведение игры «Касаткины гостинца»;

Материалы и оборудование:

• для игры «Тюлень»: маска тюленя или картонный ободок с изображением тюленя;

• для игры «Касаткины гостинца»: ведерко, рыба на магнитах (по количеству детей в группе), ведёрки по цвету рыбы, 2 удочки на магнитах;

• для полярного медведя: картинки для поиска валенок, карандаши;

• интерактивная доска, презентация по теме занятия.

Словарная работа:

Северный край, обитатели северных морей, Белое и Баренцево моря, касатка, чёрно-белый кит, сельдь, треска, тунец, макрель, плавник, бороздит, тюлень, льдина, белый медведь, медвежонок, валенки.

Методы и приемы:

наглядный (слайды презентации, рисунок-раскраска «Найди валенки среди предметов и раскрась их для Мишутки», набор рыболова: удочки и рыбки на магнитах, разноцветные ведерки);

словесный (художественное слово, вопросы, пояснения);

игровой (жестовая игра «Касатка», сюрпризный момент «Касаткины гостинца», подвижная игра «Тюлень», проблемная ситуация).

Интеграция образовательных областей: эмоционально-волевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ожидаемые результаты:

развитие у детей:

• навыков социально-коммуникативного общения;

• речевых умений;

• положительных эмоций;

• навыков общения в группе.

А также:

• обогащение лексического запаса детей по теме «Обитатели северных морей»;

• приобретение собственного опыта в социально-коммуникативной деятельности посредством повышения мотивации больше узнать об обитателях северных морей, проявления инициативы в решении поставленных задач;

• максимальное погружение детей в тему занятия для успешного выполнения ими всех заданий;

• формирование положительного эмоционального фона занятия, способствующего воспитанию культуры поведения каждого ребенка.

Ход занятия:

Под песню «Мы живём на Севере, на суровом Севере» дети входят в зал и рассаживаются на стульчики. Приложение №1

1. Актуализация темы:

Воспитатель: Ребята, вы уже большие и точно знаете, да и из песни успели понять, что, наш край суровый и холодный. Но вместе с тем он прекрасен! Его берега омывают северные моря – Белое и Баренцево. А как вы думаете, какие они?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! (на фоне кадров о северных морях воспитатель читает стихотворение) Приложение №2

Наше северное море

Дымчатое, ледяное.

С высоченными волнами,

С обрывистыми берегами.

Его взглядом не обнять.

Кто живет в нём нужно знать!

А вы знаете животных, которые живут в холодных северных морях?

Ответы детей.

Воспитатель: Отлично! А вы хотите с некоторыми из них познакомиться поближе, подружиться и поиграть?

Ответы детей.

2. Тема «Обитатели северных морей»

2.1. Касатка (слайд на интерактивной доске)

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто пожаловал в гости к нам?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте покажем касатке, что мы знаем, какая она! (Жестовое упражнение «Касатка»)

Дети за воспитателем повторяют движения и комментируют их, громко проговаривая последнее слово в каждой строчке.

— У касатки бока гладки (гладят поочерёдно руки, плотно прижатые к туловищу от плеча до кончиков пальцев)

Это чёрно-белый кит! (соединяют руки в кольцо перед собой)

Некогда поспать касатке – (пожимают плечами, складывают ладошки поочередно к каждому ушку)

Она море бороздит. (делают взмахи руками перед собой, имитируя плавание)

Воспитатель: А «бороздит», это что значит?

Ответы детей.

Воспитатель: А ещё внимательно посмотрите на касатку и скажите, какая она?

Ответы детей, подготовленные индивидуально.

Касатка сильная, большая,

Может льдины поднимать.

И бывает очень злая

Всем об этом нужно знать

Воспитатель: Дети, это правда! Характер у касатки сложный...

Ещё...

Плавники остры, опасны,

Но пловец она прекрасный!

Воспитатель: Верно! И сегодня у касатки прекрасное настроение! Она приготовила для вас игру «Касаткины гостинца»

Как вы думаете, что за гостинец может дать касатка?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, касатка может дать то, чем сама питается. А чем, об этом нам расскажет _____ (имя ребенка).

Берегись, морской народ!

Чёрно-белый кит идёт!

Сельдь, треска, тунец, макрель,

Для его охоты цель.

Воспитатель: Я с тобой полностью согласна, (имя ребенка)! А теперь я предлагаю вам немножко поиграть! Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот, ребята, перед вами целое ведерко рыбы и две удочки. По моей команде вам нужно по очереди быстро поймать рыбку, назвать её цвет и разложить улов в маленькие ведёрки такого же цвета. Готовы? Тогда, раз, два, три - рыбку лови!

Под весёлую музыку (Приложение №3)дети по очереди ловят рыбку на магнитные удочки, называют цвет и кладут её в соответствующее ведерко.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Дружные, быстрые и хорошо знаете цвета! Но пока мы с вами играли, касатка в море уплыла.

лайд)

Мы помашем ей во след! (машут ручками)

Ой, а кому-то скажем: «ПРИВЕТ!» (слайд с изображением тюленя)

2.2. Тюлень

Воспитатель: Кто это к нам пожаловал, узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Это тюлень - житель Баренцева и Белого морей!

На льдине северный тюлень

Кататься любит целый день

Так он отдыхает.

Нисколько не скучает.

Воспитатель: А что мы ещё знаем о тюлене?

(Ответы четырёх детей, подготовленные индивидуально)

Тюлень глубоко ныряет —

Он видит под водой,

И в цирке выступает —

Бьёт мячик головой.

Он быстрый, сильный, ловкий —

И умный очень он.

С хорошею сноровкой

И плыть всегда готов.

У него есть чудо-ласты

Вместо ног и рук нужны.

Силой их можно похвастать,

Для пловца они важны.

Шерстка мокрая блестит:

Словно маслом он облит.

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Так много знаете о лежебоке-тюлене! Многие думают, он ленивый, раз любит полежать. Но на охоте тюлень очень проворный и быстрый. Давайте представим себя маленькими тюленьчиками и покажем свою быстроту и ловкость, а заодно и вспомним любимые лакомства тюленя.

Подвижная игра «Тюлень»

Дети становятся в круг. В центре круга сидит Тюлень (на голове маска тюленя). Под весёлую музыку (Приложение №4) дети разбегаются по залу, а Тюлень их догоняет. Кого догнал, тот становится Тюленем. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети кричат хором:

— Тюлень, тюлень,

На тебя напала лень!

Ты лежи себе, лежи,

А нам криля покажи!

— А рачка нам покажи!

— А нам рыбку покажи!

Воспитатель: Ой, ребята, устал наш тюлень! Ему в море пора. Провожаем его, кричим дружно: «До свидания!»

(Дети садятся на стульчики)

2.3. Белый медведь (видео с белым медведем, медвежонком)- Приложение №5

Воспитатель: Кто к нам пожаловал, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно!

Это полярный мишка в шубе белой

Такой отважный, очень смелый.

Не боится холодных льдин,

Он снежных далей господин.

Но у белого мишки беда приключилась... Знаете какая?

Ответы детей.

Воспитатель:

Его сынок Мишутка – маленький

Потерял на горке валенки.

Мы поможем? Валенки найдем?

От холода Мишутку спасём?

Ответ детей утвердительный.

Воспитатель: Ребята, а зачем нужны валенки?

Ответ ребёнка, подготовленный индивидуально.

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький:

Коль на улице мороз,

Надевают валенки!

Воспитатель: Правильно, чтобы не замерзнуть и не заболеть, нужно зимой надевать валенки! Только как мы их найдём?

Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно, что у вас столько предложений! Принимаемся за дело! Выбираем себе место!

В конце зала расставлены столы и стулья для выполнения задания. Дети проходят садятся за столы. На столах картинки-раскраски для поиска валенок и набор карандашей по количеству детей.

Воспитатель: Найдите на картинке и раскрасьте валенки для Мишутки. -(Приложение №6)

Выполняет каждый ребёнок. Во время работы фоном звучит песня «Танец белых медвежат» - Приложение №7

Воспитатель: Ребята, я хочу у вас еще спросить! Вы уже придумали, что будете делать с вашими работами?

Ответы детей.

Воспитатель: Отлично! Я предлагаю вам тогда самим оформить выставку!

Дети оформляют свои работы в выставку, воспитатель хвалит и благодарит всех за отзывчивость.

3. Рефлексия:

Воспитатель: Дети, о чём мы с вами говорили на занятии?

Кто же это, расскажите.

Какое животное вам больше всего понравился?

Дети называют животных. Если затрудняются, то следует снова обратиться к презентации и назвать животных хором. Потом показывать картинку конкретному ребёнку, чтобы он угадывал животного и правильно его называл (тюлень, касатка, белый медведь).

4. Домашнее задание:

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы прекрасно справились со всеми заданиями, познакомились, подружились и поиграли с некоторыми обитателями наших северных морей. Мне хочется, чтобы вы рассказали о них своим родителям, поделились впечатлениями и нарисовали того животного, которое вам понравился больше всех. Справитесь? Отлично! Завтра у нас в группе будет новая выставка.

Спасибо за работу!

Интернет ресурсы:

1. https://laplaya-rus.ru/wp- content/uploads/a/6/e/a6e772531f689ca026971dc047e845b3.jpeg

2. http://goodnewsanimal.ru/_nw/60/84651539.jpg

3. https://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-03/1647612604_10-vsegda-pomnim-com-p-barentsevo-more-foto-10.jpg

4. https://pibig.info/uploads/posts/2023-10/1696170684_pibig-info-p-beloe-more-murmanskaya-oblast-oboi-7.jpg

5.https://www.youtube.com/watch?v=_MKGlYgxEzk&pp=ygVQ0LLQuNC00LXQviDQtNC70Y8g0LTQtdGC0LXQuSDQsdC10LvRi9C5INC80LXQtNCy0LXQtNGMINGBINC80LXQtNCy0LXQttC-0L3QutC-0Lw%3D