Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" Забайкальского края
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей
«Великое чудо семья»
Выполнила: воспитатель
Бянкина Г.Х.
Чита, 2023
Пояснительная записка
Актуальность: Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Данное занятие разработано для детей младшего школьного возраста, с целью помочь осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга. Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка.
Цель занятия: Формирование основ нравственной культуры детей, убеждения о важности роли семьи в жизни человека;
Задачи занятия:
1. Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;
2. Развивать логическое мышление; совершенствовать умение отвечать на вопросы; совершенствовать навыки работы в группе.
3. Воспитывать у детей чувства любви и уважения к близким людям;
4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения детей, проявления их активности.
Принципы:
Системности
–
занятия по духовно-нравственному воспитанию
проводят
ся один раз в неделю,
в течение
всего учебного года;
Принцип вариативности -
понимание возможности различных вариантов решения задачи умен
ие осуществлять систематический
перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.
Принцип творчества
–
возможность
самостоятельного
выбора материала
для
развит
ия творческих способностей
;
Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
Методы и приёмы:
1. Наглядный: работа с наглядным материалом, игры.
2. Словесный: притча, художественное слово, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.
3. Практический: практические упражнения для отработки необходимых навыков, оформление фоторамки.
Предварительная работа:
1 Беседы;
2 Чтение художественной литературы на тему: « Моя семья»
3 Рисование на тему: «Моя семья»
4 Сюжетные игры;
5 Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
7 Заучивание стихотворений, считалок, пословиц, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
8 Использование народных игр, в том числе хороводов.
Оборудование: мультимедиа – проектор, презентация, кубик Блума, карточки для игры «Ассоциации», оборудование для игры «Четыре угла», материал для украшения фоторамок ( паетки, ленточки, цветная бумага разной текстуры, клей, пуговицы, веточки…) .
Занятие «Великое чудо семья»
Цель:
Формирование основ нравственной культуры детей, убеждения о важности роли семьи в жизни человека;
Задачи:
1. Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;
2. Развивать логическое мышление; совершенствовать умение отвечать на вопросы; совершенствовать навыки работы в группе.
3. Воспитывать у детей чувства любви и уважения к близким людям; 4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения детей, проявления их активности.
Сегодня снова для нас распахнула двери творческая мастерская, где каждый является творцом я рада видеть на ваших лицах улыбки, которые вы дарите друг другу. Сегодня мы поговорим с вами о чем- то приятном и согревающим душу каждого человека. Я предлагаю вам послушать очень интересную притчу она подскажет нам, о чем мы сегодня будем разговаривать.
Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один.
Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел
седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?
- Сегодня мы будем говорить о семье. Но вы сегодня - не просто зрители.
Все вы мои - помощники.
Вместе мы будем искать ответ на один вопрос. Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?
У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?
- (Мама, папа, бабушка, дедушка)
-Как вы думаете, из чего состоит семья? Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются это слово.
Упражнение «Ассоциации»
На столе лежат карточки попробуйте подобрать слова которые, по вашему мнению, ближе всего подходит к слову семья (Уют, любовь, дети, забота, уважение, терпение, дом, счастье, чистота).Семья состоит из уюта, любви, уважения….
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.
Метод «Четыре угла»
Каждому ученику предлагается ответить на вопросы и сделать тот или иной выбор. После этого необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору. Если из предлагаемых выборов-ответов ни один
не устраивает, то предлагается
пройти в центр.
После того, как все участники
сделали выбор и разошлись по четырём углам аудитории или собрались в центре аудитории, они организуют между собой коммуникацию: каждый объясняет другим в своей группе (своему углу) сделанный им выбор.
1вопрос. Что такое семья?
- Семья – это то, что объединяет всех живущих по соседству людей (красный)
- Семья – это то, что объединяет близких и родных людей, любящих друг друга (зеленый)
- Семья – это когда все вместе (желтый)
- Семья – это там, где тепло и вкусно (синий)
2 вопрос. Что объединяет членов семьи?
- живут в одной квартире (красный)
- занимаются домашним хозяйством (зеленый)
-любят и уважают друг друга (желтый)
-ведут общее хозяйство (синий)
3 вопрос. Какую семью можно назвать дружной.
-где помогают взрослые детям, а дети взрослым (красный)
-где каждый занят своим делом (зеленый)
-где часто проводят праздники (желтый)
-где вместе трудятся и отдыхают (синий)
4 вопрос. Качества счастливой семьи.
-долг перед близкими (красный)
- любовь, дружба (зеленый)
-терпение, уважение (желтый)
-взаимопонимание, верность (синий)
5 вопрос. Какая пословица подходит для вашей семьи?
-В недружной семье добра не бывает (красный)
-Не нужен и клад, когда в семье лад. (зеленый)
-Вся семья вместе , так и душа на месте. (желтый)
-Дерево держится корнями, а человек семьей (синий)
6 вопрос. Какие обязанности могут быть у ребенка в семье?
-хорошо учиться (красный)
-заботиться о членах семьи, которые в этом нуждаются (зеленый)
-иметь некоторые постоянные хозяйственно-бытовые обязанности (желтый)
-стараться самому обслуживать себя (синий)
7 вопрос. В каких сказках семья помогла справиться со всеми трудностями.
- Снежная королева (красный)
-Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке (зеленый)
-Гуси-лебеди (желтый)
-Репка (синий)
- Какую роль играет каждый член семьи? (Ответы детей) послушаем стихи о семье
Стихи
Мама может все на свете!
Мамой все гордятся дети!
Папа тоже мой хорош,
Но без мамы пропадешь.
Кто мне кашу вкусно сварит?
Кто косичку заплетет?
Кто мне сказочку расскажет?
Кто мне песенку споет?
На коленку кто подует,
Если вдруг я упаду?
Пойду маму обниму я,
Без нее я не могу!
Я с папой моим
Ничего не боюсь:
С ним в горы пойду
И в ракете помчусь.
Мы можем вдвоём
Переплыть океан.
(Чтоб он капитан –
И чтоб я капитан!)
А если однажды
Мы выйдем на лёд,
Я шайбу забью,
И мой папа забьёт!
Как папа, смеюсь
И, как папа, молчу,
И песню без слов
Точно так же мычу…
Стараюсь во всём
Походить на него!
Пускай я девчонка!
Ну что из того!?
Кто на кухне с поварешкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одежку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печет,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почет?
Кто споет нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – бабули!
Мой дед — самый лучший мужчина на свете!
За все он слова и поступки в ответе.
Он — честный, порядочный и справедливый,
Для бабушки нашей он — самый красивый.
Мы с дедом рыбачим и ходим на лыжах,
И нет для меня друга дедушки ближе.
Я всем предлагаю похлопать в ладоши,
Ведь дедушка мой самый-самый хороший!
- Вам нравится ваша семья?
Игра Кубик Блума
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье, доме. Мы тоже знаем много пословиц. Сейчас я буду называть начало пословицы, а вы закончите.
- При солнышке тепло, а при матери добро.
- Мой дом – моя крепость.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Когда семья вместе, и сердце на месте.
- Где семья дружна, не страшна беда.
- В семье дружат — живут не тужат.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- Семейное согласие всего дороже.
- Зачем и клад, коли в семье лад.
- Добрая семья прибавит ума.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.
- Материнская ласка конца не знает.
- Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
Пословицы учат нас ценить свою семью.
О семье можно рассказывать словами и рисунками. Каждый из вас нарисовал свою семью. А сейчас я предлагаю оформить фоторамки и поместить туда ваш рисунок
(Дети оформляют фоторамки).
Вот какие красивые рисунки и красивые фоторамки у нас получились
Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? (Здоровья, радости, благополучия).
Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное «Пусть».
«Пусть всегда будет в вашей семье…» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь).