* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

КОНСПЕК ЗАНЯТИЯ по ФЦКМ

« Какая бывает осень».

Цель: Обобщить знания детей об осенних изменениях и явлениях в природе.

Закрепить характерные признаки осени.

Задачи:

Образовательные: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

Закрепить представления детей о природе в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие: Развивать внимание, память;

Улучшать общую моторику и координацию движений;

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Развивать умение работать сообща в подгруппах.

Воспитательные: Воспитывать желание наблюдать за красотой осенний природы;

Воспитывать чувство любви к родной природе;

Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему миру.

Речевые: Активизировать словарь: листопад, урожай, непогода, осадки, разноцветная;

Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Демонстрационный материал: Иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, аудиозапись произведения П. И.Чайковского  из цикла «Времена года»«Октябрь», аудиозапись «осенний лес».

Методические приёмы: беседа, вопросы, игровая мотивация, чтение стихотворений и рассказа, загадывание загадок.

Предварительная работа: Рассматривание картин, чтение и заучивание стихотворений и песен об осени, рисование осени, дидактические игры, наблюдение за осенней погодой, беседы о приметах осени.

Ход:

В: Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, нам нужно будет отгадать загадку:

Несу я урожай,

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь елочек и сосен,

Кто я такая?

Д: Осень.

В: Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о чудесном времени года. Ребята, нам пришло в группу письмо от Осени. Давайте его прочитаем:

Смотрите все: во всей красе

Несусь я на лисе.

И где лиса махнет хвостом,

Рыжеет все на месте том:

Окрасит рыжей кистью

Она траву и листья.

И станут рыжими кусты,

Тропинки, улицы, мосты,

Дома и поздние цветы…

Ребята, я приглашаю вас к себе в гости в осенний лес!

В: Ребята! Мы принимаем приглашение Осени?

Д:. Да!

В: Тогда в путь…Чтобы попасть в лес, нужно пройти по тропинке из осенним листочкам и не сбиться с пути. Посмотрите ребята это не простая тропинка в лес, она состоит из трех частей, смотрите какого цвета листочки на первой части трапы?

Д: Зеленые и желтые листья

В: А какого цвета листья на второй части трапы?

Д: зеленые, красные, оранжевые листья.

В: молодцы! А одним словом как можно назвать?

Д: Разноцветные листья

В: Хорошо, посмотрите на третью часть трапы, что вы тут видите?

Д: Ветки деревьев.

В: Да это ветки деревьев и на них совсем не осталось листьев! Ребята, а вам ничего не напоминает наша тропинка, посмотрите сначала много зеленых листьев и немного желтых, потом разноцветные все листья, следом листьев почти нет, только одни голые ветки! Что она вам напоминает?

Д: Виды осени

В: А какие виды осени вы знаете?

Д: Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень

В: Молодцы! Да действительно на тропе изображено три вида осени, ранняя, золотая, и поздняя осень. Предлагаю пройти в лес по этой тропе.

Дети проходят по осенний тропинке.

В: Вот мы пришли в осенний лес.  

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит  повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Дети садятся на стулья.

В: Как же хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?

Д: собирать грибы, подышать свежим воздухом.

В: А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки.

 Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)

В: Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?

Д: Шорох листьев, звук шагов в лесу, пение птиц.

В: Молодцы! Все верно! Ребята, Осень приготовила нам загадки, давайте их отгадаем:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?(осенью)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (Лужи)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли. (зонт)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто … (листопад)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

В: Молодцы ребята, отгадали. Скажите, а какого времени года эти месяца.

Д: это осенние месяца

В: верно! Это осенние месяца. Сколько всего их

Д: Три. Сентябрь Октябрь Ноябрь

В: верно, давайте вспомним, чем отличается осень от других времен года? Расскажите, без чего не бывает осени?

Д: Осени не бывает без желтых листьев. 

Осени не бывает без хмурого неба. 

Осени не бывает без моросящих дождей. 

Осени не бывает без улетающих на юг птиц. 

Осени не бывает без серых дождевых туч.

В: замечательно! Послушайте, я вам прочитаю небольшой рассказ, про мальчика Сашу.

Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотым. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.

"Как называется первая картинка?" - спросил Саша маму и показал на первую. "Осень " - прочитала мама. "А эта?" - показал Саша на вторую картинку. "Осень" - опять прочитала мама. "А эта?" - спросил Саша про третью картинку. "Осень" - опять прочитала мама.

В: Почему про осень нарисованы три разные картинки?

Д: Потому что осень бывает ранняя, золотая и поздняя.

В: Хорошо! Мы немного устали, давайте с вами разомнемся

Заходи в осенний лес! (Дети выполняют ходьбу на месте).

Много здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг).

Вот берёзки золотые стоят, (Поднимают руки вверх).

Под берёзками грибочки (Приседают).

На нас глядят- В корзинку прыгнуть хотят. (Высокий прыжок вверх).

В: Хорошо сейчас я вам покажу картинки, а вы ответите мне какая осень изображена на картинках.

Показ картинок на телевизоре

В: Молодцы вы справились с заданием! Давайте посмотрим на эту картину, как вы считаете какая тут осень?

Д: Ранняя

Воспитатель показывает 3 картины осени и вывешивает на доску

В: Дорогие мои ребята! Вы уже отлично разбираетесь в видах осени, давайте мы сейчас разделимся на группы, и каждая группа разложит свои картинки в правильном порядке сначала картину с ранней осенью, следом золотую, и последнюю картинку позднею осень.

Дети раскладывают картинки

Проверка задания

В: молодцы! Вы справились с заданием! Ребята, а что дикие животные делают осенью?

Д: готовятся к зиме

В: а расскажите кто и как готовится?

Д: медведи и ежи делают запас жира, чтобы упасть в зимнюю спячку

Белки готовят запас еды на зиму

Волки лисы и зайцы линяют, готовят к зиме более теплую шубку.

В: Замечательно! Поиграем в игру "Да или Нет". Сейчас я вам буду задавать вопросы, если ответ «да» вы хлопаете в ладоши, если ответ «нет» вы топаете ногами.

Осенью цветут цветы? нет

Осенью растут грибы? да

Тучи солнце закрывают? да

Колючий ветер прилетает? да

Морозы осенью бывают? да

Ну а птицы гнезда вьют? нет

А букашки прилетают? нет

Звери норки закрывают? да

Урожай все собирают? да

Птичьи стаи улетают? да

Часто-часто льют дожди? да

Солнце светит очень жарко? нет

Можно детям загорать? нет

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать? Да

В: молодцы ребята! Вы справились, а теперь расскажите мне, какая бывает осень когда….

Дует ветер – Ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно – пасмурная

Сыро – сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Когда идет дождь- дождливая

В: А давайте мы с вами изобразим осадки в виде дождя

Пальчиковая игра «Дождик»

В: Отлично! Замечательный дождик у нас получился. Скажите мне, а вы знаете, почему деревья сбрасывают листья именно осенью?

Д: (предполагают почему?)

В: потому что, становится холодно, солнце светит мало, сокодвижение останавливается, из за этого листья желтеют, сохнут и опадают, деревья засыпают.

В: Посмотрите, что осень нам подарила! (осенние листы) ну вот ребята нам пора обратно в детский сад, но вернемся мы туда необычно, мы вернемся как осенний листопад. Сейчас заиграет музыка которую написал Пётр Ильич Чайковский называется она «Времена года», а мы как листочки с деревьев полетим медленно, кружась на землю.

Играет музыка дети изображают листопад.

В: ну вот мы и в детском саду! Ребята вам понравилось наше маленькое путешествие в осенний лес? А что больше всего вам понравилось?

А что нового вы узнали? Здорово!

Вот и кончается осень, мы будем ждать ее в следующим году. Ждать чтобы вновь увидеть ее красоту.