Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе с применением информационно-коммуникационных технологий по теме

«Хлудневская игрушка»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цель: Знакомство дошкольников с хлудневской игрушкой, историей ее возникновения и особенностями.

Задачи:

образовательные

- расширять знания детей о

хлудневской

игрушке, истории ее возникновения и её особенностях;

развивающие

- развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное. Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Развивать желание самим творить по мотивам русского народного творчества. Развивать мелкую моторику рук, мышление, творческое воображение. Развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу;

воспитательные

- вызвать желание самостоятельно вылепить глиняную игрушку. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к изделиям народных мастеров

Методы и приемы:

Практические: слушание русских народных песен.

Наглядные: рассматривание, показ, наблюдения.

Словесные: рассказ, отгадывание загадки, вопросы.

Игровые: физкультминутка

Оборудование: ИКТ, презентация «Путешествие к хлудневским мастерам», образцы хлудневской игрушки, глина, дощечка, стеки, фартуки.

 

Ход занятия

Дети заходят в группу. Звучит народная музыка.

Воспитатель:

Велика Россия наша и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!

Наша русская игрушка не стареет сотни лет,

В красоте, таланте русском весь находиться секрет.

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к народной игрушке нашего родного края - Калужской области. Как вы думаете, где мы можем увидеть настоящую старинную народную игрушку? Правильно, в музее.

Приглашаю вас посетить нашу «Горницу».

Дети проходят в «Горницу». Рассказ воспитателя и беседа с детьми по презентации.

На родимой стороне, на калужской на земле, Не велико, не мало, стоит Хлуднево – село.

А в селе с древней поры жили - были гончары

И лепили мастера, старые и детвора,

Крынки, плошки и горшки Да свистульки – петушки.

За работою в светлице собирались мастерицы

Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках,

И лепили всем игрушки – солопелки, грематушки.

Хлудневская игрушка - это старинный народный промысел Думинического района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне Хлуднево. Почти все жители деревни занимались гончарным делом – мужчины лепили посуду, а женщины и девочки – игрушки. Игрушки наши предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами (от слова «оберегать»). Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать», защищать людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много было детей. Перед весенними работами чтобы вырастить хороший урожай лепили игрушку – барышню со снопами пшеницы. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами, петушки и пр.). В юбку барышне помещали сухие горошины или глиняные шарики. После обжига игрушка превращалась в грематушку (погремушку). Даже свистульки – гудухи и сопелки – лепили не только ребятам на забаву. Верили наши предки, что своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда игрушка разбивалась - ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней, послать хороший урожай.

Как вы думаете, из чего лепят народную игрушку? Отгадайте загадку:

В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнём закаляется,

В посуду превращается. (Глина).

Ребята, положите кусочек грязи на ладошку. Что вы чувствуете? (холод)

А теперь понюхайте этот комочек. Что чувствуете? Есть ли запах? (Нет.)

А теперь сожмите этот комочек пальцами. Какая грязь на ощупь? (Мягкая, липкая, послушная, из нее можно лепить).

Эта грязь создана природой и называется глиной.

В деревне Хлуднево очень много глины. На окраине деревни, у речки гончары копали специальные ямы и со дна доставали глину. Глина была сине

серого цвета, называли ее «синика». Набирали мастера глины в яме и сразу принимались лепить? Нет, сначала глину хорошенько рубили лопатой, заливали водой и оставляли на несколько дней. Потом месили, мяли, выбирали из нее все камушки, веточки, корни растений. А зачем глину месили руками? (чтобы выбрать из нее все до одного камушки, если этого не сделать - посуда или игрушка рассыплется). Вязкая, мягкая как тесто глина хорошо лепится. В умелых руках мастерицы кусок глины превращается в игрушку.

Как вы думаете, готова игрушка, можно в нее играть? Нет, игрушку сначала надо высушить на воздухе. А вот комочек глины, который я скатала вчера. Что с ним случилось? Какой глина стала? (Комочек стал твердым, каменным).

А потом игрушка отправляется на несколько часов в специальную печь – горн для обжига. После обжига игрушки станут крепкими, звонкими, не будут размокать от воды. После обжига глина поменяла цвет и стала бело – розовой. Это еще один секрет хлудневских мастеров.

Что теперь нужно сделать с игрушками? Правильно, расписать. Какого цвета краски использовали мастерицы? Для росписи используются в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл.

Красный цвет - цвет земли, символ огня, красоты.

Синий цвет - цвет воздуха.

Жёлтый, оранжевый цвет - цвет солнца, огня

Зелёный цвет - символ возрождения жизни

Белый цвет - свет

Чёрный цвет - тьма

Обратите внимание, что расписывали не всю игрушку, а только части – гребешки, воротничок у петушка, лапки и хвост у медведицы, перышки и хвостик у птиц. Игрушки получались яркими, нарядными, затейливыми.

Физкультминутка

У меня есть петушок.

Ярко – красный гребешок,

Красная бородка,

Важная походка.

Есть козленок озорной.

Вот затряс он бородой.

Головой качает,

Рожками пугает.

Кошка Мурка хороша.

Ходит мягко, не спеша.

Сядет, умывается,

Лапой вытирается.

Цок, цок, цок, цок,

Вот лошадка серый бок.

Начала она скакать, Приглашает всех играть.

Воспитатель:

Есть игрушки расписные, Складные да ладные. Они повсюду славятся, Да и вам понравятся.

А это что за необычная игрушка? Правильно, это чудо - дерево. Почему его так назвали? (Люди верили, что оно может творить чудеса – защитить их от невзгод, болезней, помочь вырастить хороший урожай и пр.). Давайте слепим такое чудо дерево для нашей группы. Посмотрите, ствол нашего дерева и затейливые веточки уже готовы. А вот гнезда – пустые. Кто должен в них сидеть? (диковинные птицы). Давайте слепим птиц и украсим ими наше чудо – дерево. Проходите скорее в нашу гончарную мастерскую.

Дети надевают фартуки, садятся за столы, лепят из глины птичек, наносят узоры стекой. Вылепленных птиц усаживают в гнезда.

Воспитатель:

Мы не ели, мы не пили,

Чудо – дерево лепили,

Символ мира и добра

Полюбуйся, детвора!

Ну что, ребята, понравилось вам в гостях у хлудневских мастеров? Что

вам понравилось и запомнилось? С какой игрушкой вы сегодня познакомились? Смотрите, ребята, наше чудо дерево уже совершает чудеса – приготовило для вас гостинцы. Давайте попрощаемся с хлудевскими мастерами и вернемся в детский сад.