Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»
Конспект занятия по изодеятельности
«Балхарская керамика»
в старшей группе
Подготовила воспитатель:
Халимбекова Светлана Александровна
Программное содержание:
Совершенствовать навыки
росписи
балхарской
посуды
(тарелок)
.
Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.
Развивать чувство красоты предмета, его узоров.
Пополнить словарный запас детей.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана;
Формирование художественно-практических умений и навыков;
Развитие чувства
композиции
,
творческих способностей детей;
Развивать желание расписывать посуду, делать её красивой, вы
разительной, похожей на настоящу
ю.
Предварительная работа:
Б
еседа
с детьми
Рисование элементов узоров
балхарской
росписи
.
Посещение Музея детского сада.
Отгадывание загадок.
Знакомство с дагестанскими народными промыслами.
Лепка глиняной тарелочки.
Фоновое покрытие
(коричневый цвет)
.
Оборудование:
Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов); репродукция глиняной посуды, национальный костюм для бабушки Патимат (лакский).
Дагестанская музыка на народных инструментах (диск).
Ход ООД
I. Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие!
II. Вводная часть
Педагог: Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике мы живем? А в каком городе мы с вами живем?
Дети: В России, город Москва, в Дагестане, в Махачкале. (На интерактивной доске слайд – заставка четырех картинок)
Педагог: Молодцы, ребята! Внимание на экран!
(показ ролика про Дагестан)
Педагог: Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Ребята, с какими видами народных промыслов мы уже с вами познакомились?
Дети:
- Кубачинское ювелирное мастерство - золотые и серебряные серьги, кольца, браслеты, кувшины, кинжалы, тарелки, кувшины.
- Унцукульская серебряная насечка по дереву, резьба по дереву.
- Табасаранские ковры.
- Балхарская глиняная посуда, игрушки.
(На интерактивной доске слайд – заставка четырех промыслов)
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами завершаем знакомство с народным промыслом – Балхарской керамикой. Я приглашаю вас всех в увлекательное путешествие в высокогорное селение Балхар. Прошу займите свои места в нашем автобусе, сядьте поудобнее, дорога в горы будет долгой и утомительной.
(Дети занимают свои места в автобусе. Звучит мелодия песни «По горным дорогам» и показывается ролик «Дагестан. Горы»)
Педагог: Вот мы и прибыли в селение Балхар. Ребята, а вот и тетушка Патимат нас встречает, давайте помашем ей рукой! (дети машут ракой из автобуса) Давайте поздороваемся с тетушкой, выйдя из автобуса.
(дети выходят из автобуса и здороваются с тетушкой)
Тетушка Патимат: Здравствуйте, ребята – гости мои дорогие! Как я рада, что вы приехали (обнимает гостей). Взгляните на мое удивительное селение…
(показ видео ролика «Лакия»)
Тетушка Патимат: А вы, ребята, хотите узнать легенду про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой?
Дети: Да!
Тетушка Патимат: Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных (демонстрационный показ). Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева (демонстрационный показ), натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи (демонстрационный показ) и кувшины «урша» для воды (демонстрационный показ). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.
Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Посуда окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.
Педагог: Тетушка Патимат, мы слышали, от ваших соседей, что к вам в селение едут иностранные гости.
Тетушка Патимат: Да, действительно к нам в селение Балхар часто приезжают иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки которые изготавливают наши мастерицы. И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры - тарелочки. Но вот беда, пошел дождь и смыл все узоры на тарелочках, я только успела нарисовать карандашом рисунок, но времени очень мало осталось и я не успеваю. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь. Я слышала вы в детском саду справляетесь с росписью посуды в балхарском стиле. Вы мне поможете?
Дети: Да
Педагог: Тетушка Патимат, наши ребята многое знают про балхарский промысел. Ребята, как называется краска для росписи балхарских изделий?
Курбан: Ангоб.
Педагог: А мы, вместо ангоба будем работать с белой гуашью! Какие предметы быта изготавливают в Балхаре?
Мухамед: Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, тарелки, кувшины.
Педагог: Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?
Саният: Растительный, геометрический, зооморфный, а так же линия, штрих и пятно.
Педагог: Какие линии используются в балхарской росписи?
Дети: Зигзаги, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.
(Дети называют линию и рисуют маркером на доске, сказав, что она обозначает)
Педагог: Прежде чем, начать расписывать тарелки, я предлагаю немного отдохнуть, дорога была долгая и вы немного устали.
V. Физминутка.
Педагог читает «Дагестанскую сказку», дети имитируют происходящие в сказке события пальчиками. (На мотив лезгинки)
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем.
VI. Самостоятельная работа:
Тетушка Патимат: Прошу вас, проходите в мою мастерскую!
(Тетушка Патимат показывает посуду из глины – дети рассматривают)
Посмотрите, ребята, какой узор на моих тарелочках, я использовала волнистые линии, зигзаги, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки. Ребята, занимайте свои рабочие места!
(Дети садятся на свои рабочие места, одев фартуки).
Педагог: Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.
(показываю детям ход работы)
Дети работают самостоятельно, под тихо играющую музыку.
Дети рисуют по коричневому фону тарелки белой гуашью балхарский узор с моей подсказкой.
Педагог: Напоминаю, что роспись тарелки начинается с центра, а край тарелки обычно заполняется различными мотивами ленточного орнамента.
(По ходу занятия, подбадриваю детей, оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся, тетушка работает вместе с детьми за столом)
VII. Выставка работ детей.
Дети становятся в один ряд с тарелочками в руках. Тетушка Патимат хвалит детей.
Тетушка Патимат: Спасибо, ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивая посуда у вас получилась! А на память о вашем путешествии я вам дарю свою расписную тарелку вашему детскому саду, в музей. До свидания, ребята, приезжайте еще в гости к нам!
(Прощается с детьми, провожая их, уходит)
Педагог: Ребята, нам пора обратно возвращаться в наш детский сад. Садимся обратно в наш автобус (дети садятся снова в автобус и прощаются с тетушкой, помахав ей рукой из автобуса)
IX. Итог занятия:
Педагог: Вот мы и приехали в наш детский сад.
- В каком селении мы побывали?
- Для чего мы ездили в селение Балхар?
- Чем славится селение Балхар?
(Дети обобщают знания, полученные на занятии)
Педагог: Всем большое спасибо, вы были все молодцы.