* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .headline {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»

Конспект занятия по изодеятельности

«Балхарская керамика»

в старшей группе

Подготовила воспитатель:

Халимбекова Светлана Александровна

Программное содержание:

Совершенствовать навыки

 

росписи

балхарской

посуды

 

(тарелок)

.

Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.

Развивать чувство красоты предмета, его узоров.

Пополнить словарный запас детей.

Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана;

Формирование художественно-практических умений и навыков;

Развитие чувства

 

композиции

,

творческих способностей детей;

Развивать желание расписывать посуду, делать её красивой, вы

разительной, похожей на настоящу

ю.

Предварительная работа:

Б

еседа

с детьми

Рисование элементов узоров

 

балхарской

росписи

.

Посещение Музея детского сада.

Отгадывание загадок.

Знакомство с дагестанскими народными промыслами.

Лепка глиняной тарелочки.

Фоновое покрытие

 

(коричневый цвет)

.

Оборудование:

Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов); репродукция глиняной посуды, национальный костюм для бабушки Патимат (лакский).

Дагестанская музыка на народных инструментах (диск).

Ход ООД

I. Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие!

II. Вводная часть

Педагог: Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике мы живем? А в каком городе мы с вами живем?

Дети: В России, город Москва, в Дагестане, в Махачкале. (На интерактивной доске слайд – заставка четырех картинок)

Педагог: Молодцы, ребята! Внимание на экран!

(показ ролика про Дагестан)

Педагог: Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Ребята, с какими видами народных промыслов мы уже с вами познакомились?

Дети:

- Кубачинское ювелирное мастерство - золотые и серебряные серьги, кольца, браслеты, кувшины, кинжалы, тарелки, кувшины.

- Унцукульская серебряная насечка по дереву, резьба по дереву.

- Табасаранские ковры.

- Балхарская глиняная посуда, игрушки.

(На интерактивной доске слайд – заставка четырех промыслов)

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами завершаем знакомство с народным промыслом – Балхарской керамикой. Я приглашаю вас всех в увлекательное путешествие в высокогорное селение Балхар. Прошу займите свои места в нашем автобусе, сядьте поудобнее, дорога в горы будет долгой и утомительной.

(Дети занимают свои места в автобусе. Звучит мелодия песни «По горным дорогам» и показывается ролик «Дагестан. Горы»)

Педагог: Вот мы и прибыли в селение Балхар. Ребята, а вот и тетушка Патимат нас встречает, давайте помашем ей рукой! (дети машут ракой из автобуса) Давайте поздороваемся с тетушкой, выйдя из автобуса. 

(дети выходят из автобуса и здороваются с тетушкой)

Тетушка Патимат: Здравствуйте, ребята – гости мои дорогие! Как я рада, что вы приехали (обнимает гостей). Взгляните на мое удивительное селение…

(показ видео ролика «Лакия»)

Тетушка Патимат: А вы, ребята, хотите узнать легенду про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой?

Дети: Да!

Тетушка Патимат: Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных (демонстрационный показ). Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева (демонстрационный показ), натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи (демонстрационный показ) и кувшины «урша» для воды (демонстрационный показ). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.

Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Посуда окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.

Педагог: Тетушка Патимат, мы слышали, от ваших соседей, что к вам в селение едут иностранные гости.

Тетушка Патимат: Да, действительно к нам в селение Балхар часто приезжают иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки которые изготавливают наши мастерицы. И я хотела бы подарить гостям на память балхарские сувениры - тарелочки. Но вот беда, пошел дождь и смыл все узоры на тарелочках, я только успела нарисовать карандашом рисунок, но времени очень мало осталось и я не успеваю. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь. Я слышала вы в детском саду справляетесь с росписью посуды в балхарском стиле. Вы мне поможете?

Дети: Да

Педагог: Тетушка Патимат, наши ребята многое знают про балхарский промысел. Ребята, как называется краска для росписи балхарских изделий?

Курбан: Ангоб.

Педагог: А мы, вместо ангоба будем работать с белой гуашью! Какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Мухамед: Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, тарелки, кувшины.

Педагог: Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

Саният: Растительный, геометрический, зооморфный, а так же линия, штрих и пятно.

Педагог: Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети: Зигзаги, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.

(Дети называют линию и рисуют маркером на доске, сказав, что она обозначает)

Педагог: Прежде чем, начать расписывать тарелки, я предлагаю немного отдохнуть, дорога была долгая и вы немного устали.

V. Физминутка.

Педагог читает «Дагестанскую сказку», дети имитируют происходящие в сказке события пальчиками.  (На мотив лезгинки)

В Дагестане есть гора

Очень-очень высока

Под горой течет река

И бурлива, и шумна…

Мы по мостику пройдем-

Речку эту перейдем.

VI. Самостоятельная работа:

Тетушка Патимат: Прошу вас, проходите в мою мастерскую!

(Тетушка Патимат показывает посуду из глины – дети рассматривают) 

Посмотрите, ребята, какой узор на моих тарелочках, я использовала волнистые линии, зигзаги, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки. Ребята, занимайте свои рабочие места!

(Дети садятся на свои рабочие места, одев фартуки).

Педагог: Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.

(показываю детям ход работы)

Дети работают самостоятельно, под тихо играющую музыку.

Дети рисуют по коричневому фону тарелки белой гуашью балхарский узор с моей подсказкой.

Педагог: Напоминаю, что роспись тарелки начинается с центра, а край тарелки обычно заполняется различными мотивами ленточного орнамента.

(По ходу занятия, подбадриваю детей, оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся, тетушка работает вместе с детьми за столом)

VII. Выставка работ детей.

Дети становятся в один ряд с тарелочками в руках. Тетушка Патимат хвалит детей.

Тетушка Патимат: Спасибо, ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивая посуда у вас получилась! А на память о вашем путешествии я вам дарю свою расписную тарелку вашему детскому саду, в музей. До свидания, ребята, приезжайте еще в гости к нам!

(Прощается с детьми, провожая их, уходит)

Педагог: Ребята, нам пора обратно возвращаться в наш детский сад. Садимся обратно в наш автобус (дети садятся снова в автобус и прощаются с тетушкой, помахав ей рукой из автобуса)

IX. Итог занятия:

Педагог: Вот мы и приехали в наш детский сад.

- В каком селении мы побывали?

- Для чего мы ездили в селение Балхар?

- Чем славится селение Балхар?

(Дети обобщают знания, полученные на занятии)

Педагог: Всем большое спасибо, вы были все молодцы.