* {font-family: PT Astra Serif; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Emphasis {font-style: italic;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Змеиногорская средняя общеобразовательная школа №3»

Змеиногорского района Алтайского края

Детский сад комбинированного вида « Улыбка»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе (5-6 лет)

«Наша Родина – Россия»

Подготовила:

Сивкевич Светлана Алексеевна,

Воспитатель 1кватегории.

гмеиногорск 2025

Цель: Знакомство с картой и символикой России; Формирование у детей чувства патриотизма.
Задачи:

Обучающие: систематизировать знания детей о символике государства. Продолжать обогащать и расширять активный словарь.

Развивающие: развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы. Продолжать развивать интерес к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать в детях интерес к родной стране, формировать чувство гордости за свою Родину.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: глобус, герб, флаг, «Моя Родина - Россия», аудиозаписи.

Раздаточный материал: вырезанный из картона контур матрешки, цветные карандаши.

Предварительная работа:

1. Беседы о родной стране - России;
2. Рассматривание книги «Моя Родина - Россия»;
3. Знакомство детей с государственными символами России - флаг, герб, гимн, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом;
5. Чтение стихотворений о Родине, пословиц.
6. Рассматривание различных иллюстраций символов России
7. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом отношении к природе родной страны, людям своей страны, о нашем единстве, разучивание хороводных игр.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, мне подарили необычную коробку, давайте вместе с вами посмотрим, что в ней спрятано, но перед этим, послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?

Шар земной передо мной
Не такой он уж большой.
Я его верчу рукой.
Сразу край нашла лесной.
Рядом с ниточкой рекой.
Точка - город мой родной. (Глобус)

Воспитатель: правильно, ребята. Это глобус, модель планеты Земля.

Какая она удивительная. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

Мы с вами живем в самой прекрасной стране на планете Земля. Ребята, а вы знаете, как называется наша страна?

(ответы детей)

Воспитатель: правильно, наша страна называется - Россия.

Страна Россия славится своей красивой природой, в нашей стране живут замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.

2. Основная часть

Давайте поиграем в игру.

Игра: «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы, живущие в России - россияне.

В Италии -

В Испании -

В Америке -

Во Франции -

В Украине-

В Китае -

В Грузии -

Молодцы, как много стран и жителей вы назвали.

А теперь давайте снова откроем коробку, ой, смотрите, что это я нашла? Ребята, что это? (показывает флаг России)

Дети: это - флаг.

Воспитатель: правильно, а ответьте на такой вопрос, какой стране принадлежит этот флаг?

Дети: России.

Воспитатель: - Это наш ФЛАГ! Какого же он цвета? (Ответы детей)

Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос.

Сверху белая, посредине голубая, внизу красная.

Вы знаете, что обозначают эти цвета?

- Белый цвет - это цвет доброты и мира.

- А синий цвет? Это голубое небо, реки и озера.

- А что же тогда означает красный цвет?

- Красный - это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же лежит в коробке? (открывает и достает иллюстрацию герба России.) Это, ребята, герб России.

У нас красивый ГЕРБ, на нём изображён необычный, а двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия.

Как вы думаете, почему у орла две головы? (Две головы орла напоминают об необходимости для России оборонять рубежи на Западе и Востоке.) Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на коне.

Это Георгий Победоносец (святой, который считается защитником добра на земле, отечества) он пронзает копьём дракона. Дракон - это зло, которое есть на земле. Обратите внимание, какого цвета конь (белого), плащ у всадника (синего), сам щит (красного) - что напоминают вам эти цвета (цвета флага).

Ребята, у нас есть еще один символ. Кто знает, что это за символ?

Дети: Гимн.

Воспитатель: Правильно, это гимн.

Воспитатель: А что такое ГИМН? Ответы детей.

Воспитатель: правильно, гимн - это торжественная песня.

Гимн является официальным символом государства.

Воспитатель: Ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.

Давайте вспомним, как надо слушать гимн.

Дети: Стоя, не разговаривать.

Воспитатель: правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну своей страны. Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.

(Включает аудиозапись. Звучит гимн России.)

Физ. Минутка: 2раза.

 «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.

Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.

Воспитатель: На нашей планете много разных стран, людей и народов. Но у каждого народа есть своя Родина. Послушайте стихотворение.

Оно называется «Что мы Родиной зовем?» написал его Владимир Степанов.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем
И над небом синим-синим
Флаг России над Кремлем!

Воспитатель: - Так что же такое - Родина?

Дети: Родина - это страна, в которой мы живем.

Ребята, скажите, а что или кого еще можно назвать Родиной?

(Дети перечисляют: это места в нашей стране, где мы любим бывать, наш дом, наш город, улица, это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дети и т.д.).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

(Предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край, поселок).

Итак, все, что мы называем родным, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица).

Воспитатель: В нашей стране очень много разных городов - очень больших и маленьких, а кто знает какой главный город нашей страны? (Москва)

Дети:- Москва - столица нашей Родины.

А кто мне скажет, как называется город , в котором мы живем.

Дети:  Змеиногорск.

Воспитатель: Молодцы ребята.

У нашего народа есть много пословиц и поговорок о Родине, предлагаю их вспомнить:

- Нет земли краше, чем Родина наша!
- Береги землю любимую, как маму!
- Кто за Родину горой, тот защитник и герой!
- Родина - мать, умей за нее постоять!

Воспитатель: Молодцы, ребята, все эти мудрые слова о добре и любви, о защите нашей страны от врагов.

А как мы с вами можем защищать нашу страну?

(Ответы детей: расти большими и сильными; совершать хорошие поступки; быть честными и справедливыми).

Воспитатель: Постойте, что-то еще спрятано в нашей коробке.

Воспитатель показывает детям матрешку.

- Ребята, кто мне скажет, что это за игрушка?

Ответы детей 

Воспитатель: Матрешка, символ России.

Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).

Почему так называется?

Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена.

Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.

Это имя очень любили на Руси. Матрена означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.

В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году.

Существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку Фукурокудзю (Фукурума) – бога мудрых поступков. В Японии он считается главным богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще 6 фигурок божеств.

Эту идею заприметили русские мастера. Они сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом РоссииВместо богов фигурка олицетворяла народ: крестьянские и боярские семьи, барышень в русских сарафанах, жениха и невесту с венчальными свечами. Иногда внутри попадался пастушок или старик с огромной бородой. Последняя фигурка часто была сделана в виде младенца.

Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Да ребята, Матрешка - это тоже символ России, расписанный вручную. В коробочке очень много матрешек. Я предлагаю вам их расписать, посмотрите какой у нее красивый сарафан, узоры симметричные. Попробуйте и вы также красиво расписать матрешку, но сначала давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и чем занимались.

- Скажите, что вы сегодня нового узнали?

- Что было самым интересным?

Дети: Говорили о нашей стране, России, и ее символике; читали стихи и пословицы; играли в игры.

Воспитатель: Ребята, любите нашу страну Россию - старайтесь, больше узнать об ее истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Гордитесь тем, что живете в самой большой, сильной и самой доброй стране мира - России!

Дети раскрашивают матрешку.

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные матрешки у вас получились. Я дарю их вам, можете показать их дома родителям и рассказать о том, что узнали на сегодняшнем занятии.