Конспект
занятия по обучении грамоте
в старшей группе
Тема: «Длинные и короткие слова. Деление слов на слоги»
Забодаева Надежда Петровна
П. Новошахтинский Михайловского округа Приморского края,
МДОБУ общеразвивающего вида №39 детский сад «Золотой ключик»,
учитель-логопед, nadya.zabodaeva@mail.ru
Цель. Познакомить детей с длинными и короткими словами. Упражнять в удлинении коротких слов, с помощью добавления слогов к окончанию слова. Упражнять в изменении слов по родам.
Обучающая задача. Учить делить слова на слоги, удлинять короткие слова и делать слова короче.
Развивающая задача. Умение самостоятельно решать разнообразные, познавательно-речевые задачи.
Воспитательная задача. Формировать интерес к речевой деятельности.
Оборудование. Плакат из серии «Звучащее слово» «Озорной котёнок»; лист №3 из демонстрационного материала Е.В. Колесниковой «Слова, слоги, звуки»; картина «Кошка с котятами».
План занятия
Психогимнастика
Дети берутся за руки и все месте читают стихотворение:
«Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки,
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно,
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Всё хотим на свете знать».
2. Знакомство с новой темой
Слова бывают длинные и короткие. Как их различать? Нужно одновременно проговаривать слово, хлопать в ладоши и считать хлопки. Если в слове умещается один хлопок - это короткое слово, если два, то слово стало длиннее, три хлопка ещё длиннее, а если в слове умещается четыре и более хлопков, то это очень длинные слова.
Упражнение «
Прохлопать свои имена
»
Каждый ребёнок прохлопывает свое имя и определяет количество слогов, когда все дети узнают сколько слогов в их именах, находят самое длинное и самое короткое имя.
Отгадывание загадок
Рассмотреть предметы, изображённые на плакате №3 и отгадать загадки про них.
Стоят в поле сестрички,
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка).
Определить, сколько в отгадке слогов. Удлинить слово «Ромашка» на один слог.
Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Вагон).
Определить, сколько в отгадке слогов. Удлинить слово «Вагон» на один слог.
Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червячкам – враг. (Грач).
Определить, сколько в отгадке слогов. Удлинить слово «Грач» на один слог.
5. Физкультурная минутка «Кулачки – ладошки»
Есть у любого два кулачка. (Дети показывают кулачки).
Хлопнул один по - другому, слегка. (Одним кулачком стукнуть по - другому).
Ну, а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши).
Следом за ним весело бьют.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются.
А ладошки тут, как тут, так и рассыпаются.
Кулачки давай сердится, громко хлопать стали,
А ладошки – баловницы тоже не отстали.
6. Упражнение «Удлиняем и укорачиваем слова»
Рассм
отреть плакат «Озорной котёнок».
Удлинить слово «К
от
»
на один, затем на два
и на три слога
.
Укоротить слова: «Лапочка», «Хвостище», «Глазоньки».
7. Упражнение «Мой, моя, мои»
Рассмотреть картину «Кошка с котятами»
.
Назвать предметы
, про которые можно сказать мой,
моя,
мои.
5. Анализ занятия детьми
Что ты можешь сказать про себя, как ты занимался?
Что у тебя получилось? Не получилось?
Кто из детей, лучше всех отвечал?