Конспект

занятия по обучении грамоте

в старшей группе

Тема: «Длинные и короткие слова. Деление слов на слоги»

Забодаева Надежда Петровна

П. Новошахтинский Михайловского округа Приморского края,

МДОБУ общеразвивающего вида №39 детский сад «Золотой ключик»,

учитель-логопед, nadya.zabodaeva@mail.ru

Цель. Познакомить детей с длинными и короткими словами. Упражнять в удлинении коротких слов, с помощью добавления слогов к окончанию слова. Упражнять в изменении слов по родам.

Обучающая задача. Учить делить слова на слоги, удлинять короткие слова и делать слова короче.

Развивающая задача. Умение самостоятельно решать разнообразные, познавательно-речевые задачи.

Воспитательная задача. Формировать интерес к речевой деятельности.

Оборудование. Плакат из серии «Звучащее слово» «Озорной котёнок»; лист №3 из демонстрационного материала Е.В. Колесниковой «Слова, слоги, звуки»; картина «Кошка с котятами».

План занятия

Психогимнастика

Дети берутся за руки и все месте читают стихотворение:

«Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно,

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Всё хотим на свете знать».

2. Знакомство с новой темой

Слова бывают длинные и короткие. Как их различать? Нужно одновременно проговаривать слово, хлопать в ладоши и считать хлопки. Если в слове умещается один хлопок - это короткое слово, если два, то слово стало длиннее, три хлопка ещё длиннее, а если в слове умещается четыре и более хлопков, то это очень длинные слова.

Упражнение «

Прохлопать свои имена

»

Каждый ребёнок прохлопывает свое имя и определяет количество слогов, когда все дети узнают сколько слогов в их именах, находят самое длинное и самое короткое имя.

Отгадывание загадок

Рассмотреть предметы, изображённые на плакате №3 и отгадать загадки про них.

Стоят в поле сестрички,

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка).

Определить, сколько в отгадке слогов. Удлинить слово «Ромашка» на один слог.

Я зашёл в зелёный дом

И недолго пробыл в нём.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон).

Определить, сколько в отгадке слогов. Удлинить слово «Вагон» на один слог.

Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червячкам – враг. (Грач).

Определить, сколько в отгадке слогов. Удлинить слово «Грач» на один слог.

5. Физкультурная минутка «Кулачки – ладошки»

Есть у любого два кулачка. (Дети показывают кулачки).

Хлопнул один по - другому, слегка. (Одним кулачком стукнуть по - другому). 

Ну, а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши). 

Следом за ним весело бьют.

Кулачки быстрее бьют, до чего стараются.

А ладошки тут, как тут, так и рассыпаются.

Кулачки давай сердится, громко хлопать стали,

А ладошки – баловницы тоже не отстали.

6. Упражнение «Удлиняем и укорачиваем слова»

Рассм

отреть плакат «Озорной котёнок».

Удлинить слово «К

от

»

на один, затем на два

и на три слога

.

Укоротить слова: «Лапочка», «Хвостище», «Глазоньки».

7. Упражнение «Мой, моя, мои»

Рассмотреть картину «Кошка с котятами»

.

Назвать предметы

, про которые можно сказать мой,

моя,

мои.

5. Анализ занятия детьми

Что ты можешь сказать про себя, как ты занимался?

Что у тебя получилось? Не получилось?

Кто из детей, лучше всех отвечал?