* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Конспект занятия по обучению чтению по методике

Мария Монтессори.

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.

Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз«Помоги мне сделать это самому»Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в Монтессори-группе» создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года. Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

• материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;

• материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;

• материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;

• материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги, поднос с манкой для письма;

• материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);

• материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами. Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Практические упражнения

Упражнение 1

Штрихуем и обводим Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого «Монтессори-педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2

Ощупываем буквы Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3

Читаем

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 4

Играем с рамками-вкладышами Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 5

От точки к точке Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек, дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 6

Письмо на манке Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 7

Сочини слово Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.

Пары букв для карточек

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,

Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.

Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова, начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:

БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 8

Слова и картинки Подготовьте три набора карточек: 1-й набор – карточки с картинками, 2-й набор – таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор – контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение 9

Читаем трудные слова Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.

Примеры трудностей в прочтении слов

О – А Д – Т

Б – П Г – В

В – Ф И – Ы

Ч – Ш ЫЙ – ОЙ

К – Х Я – Е

С – З Т – Ш

И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА

Г – К ИЙ – ОЙ

На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).

Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 10

Построй предложение Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.