Конспект занятия
по патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
«Непоседы»
МБДОУ детский сад «Мозаика»
село Тополево
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Составила: воспитатель
Архипова
Татьяна Николаевна
2023г.
Тема: «Что словом «Родина» зовется?»
Цель – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества, ответственного за будущее своей страны.
Целевые ориентиры:
-любить свою малую родину
-иметь представление о своей стране-России
испытывать чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Пояснительная записка.
В основе патриотического направления воспитания для дошкольников лежат ценности такие как «Родина и природа». Чувство патриотизма возникает у ребенка в следствии воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
ЗАДАЧИ:
Формировать гражданско – патриотические чувства.
Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Закрепить понятие о Родине малой и большой.
Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения.
Расширять словарный запас: «Родина. Дальний Восток. Хабаровский край. Село Тополево. Карта. Суша. Материк.»
Развивать выдержку, память, умение соблюдать правила игры, сообразительность, находчивость, умение работать с раздаточным материалом, карандашами, ножницами.
Воспитывать у детей любовь к Родине
Дополнительные материалы:
Карта страны (приложение 1)
Карта мира (приложение1)
Раздаточный материал (приложение 1) с контуром карты страны для создания пазла.
Цветные карандаши, ножницы.
Файлы по количеству воспитанников.
Слово «Родина» с закрывающимися табличками как «В поле чудес»
Ход занятия:
1 блок. КАРТА. СУША.МАТЕРИК.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Но куда, я вам не скажу, вы догадаетесь сами.
А еще мы приготовим с вами сюрприз для ваших родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек – для всей вашей большой и дружной семьи. Готовы отправится со мной в путешествие? (Да)
А на чем мы с вами отправимся? А давайте отправимся на разных видах транспорта, а как, я вам сейчас покажу. Повторяйте за мной слова и движения:
На ракете полечу (руки крышей над головой)
На поезде поеду (двигаем локтями)
Кораблями поплыву (делаем волну рукой)
На самолете еду (крылья самолета показываем)
На машине разгонюсь (крутим руль)
И опять остановлюсь.
Выбрали вид транспорта, приготовились ехать, а куда вы знаете?
Я загадала вам слово, которое состоит и 6 букв. Сейчас мы с вами попробуем угадать это слово, у вас на столах лежат листочки с 6ю пустыми клеточками, я буду открывать букву на доске, а вы будите записывать эту букву в ваши клеточки. (открываем по одной букве слово «Родина»)
Так значит мы с вами будим путешествовать по нашей Родине? (Да)Давайте разукрасим это слово в цвета флага нашей Родины. А как называется наша Родина? (Россия) Ну вот, теперь мы как настоящие путешественники готовы.
Приготовили ваши транспортные средства и отправляемся в путешествие. Вспомнили на каком транспорте каждый из вас будит путешествовать и покажем этот транспорт руками. Готовы? Показываем вид транспорта и повторяем за мной:
Отправляемся вперед, там приключение нас ждет!
(показываем карту мировую) Любому путешественнику нужна карта. А что такое карта (рисунок места на земле).
А как же мне разобраться в карте, столько синего и желтого цвета, и где же мне здесь найти нашу Родину?
Ребята, я хочу открыть вам один секрет: эта карта всего нашего огромного мира, синяя часть – это моря и океаны(вода), а желтая часть – это суша! Новое слово появилось у нас с вами «Суша» - на что похоже это слово. Да, конечно, это сухая часть нашей планеты Земля. И еще открою вам секрет, сухая часть нашей планеты называется «материк» -это еще одно новое слово для нас с вами.
Посмотрите на карту, сколько кусочков суши вы на ней видите? У каждого материка есть свое название:
Знакомьтесь, это Африка, верблюды и жара, песок и солнце жгучее, поехали туда? (Нет, это не наша Родина)
Австралия приветствует прыжками кенгуру, зовет с тобой нас в гости к ним, там поиграть в игру (нет, это не наша Родина)
Америка раскинулась на двух материках, на юг, на север поезжай, посмейся, поиграй? (нет, это не наша Родина)
Может нам к пингвинам надо? Поедем с вами где прохлада, Антарктида- край земли, может мы домой пришли? (нет, это не наша Родина)
Вот самый крупный материк, раскинулся пред нами. Он шестой, последний самый, а где же дом наш милый с вами?
А это Я и есть, друзья-ЕВРАЗИЯ зовут меня. Россия здесь находиться и ждет вас, ну как водиться!
2 блок. РОДИНА. РОССИЯ. МАЛАЯ РОДИНА.
Ну наконец-то мы нашли наш материк для путешествий и можем двинуться дальше. (показываем карту России)
Ой, ребята, а я что-то не поняла, куда же мы все-таки отправляемся? (на Родину)
А что такое Родина? (Россия, Тополево, мой дом, семья отвечают дети)
Ого! А я думала, что Родина бывает только одна! А вы как думаете?
Давайте разберемся. Мы отправляемся в путешествие по Родине и решили, что это Россия, значит нам нужна карта России? (да) (раздаем карты с контуром России)
Рассмотрите внимательно карту на плакате, как же нам разобраться, где мы с вами находимся. Может быть мы вот здесь, где написан город Москва? (нет) Москва — это самый главный город нашей страны-столица, но мы живем не там. Может быть мы живем вот здесь, где написано Владивосток? (опять нет) Ну ладно. Помогу вам разобраться.
Слушайте внимательно.
Наша Родина-Россия, огромная, широкая.
От края и до края, красивая, далекая!
Чтоб никого не потерять, краям решили имя дать!
Вот справа на карте – Дальний Восток
Раскинулся словно зеленый цветок.
А рядом Сибирь-присмотрись, богатырь
Мы розовым цветом раскрасим Сибирь.
На Урале красивейший фиолетовый рассвет
Мы раскрасим на Урале все в такой чудесный свет.
Северо-западный синим раскрасим,
Желтым-Центральный, А Южный покраше.
На Волге Приволжье в оранжевый цвет
Раскрасим и скажем приволжцам: «Привет!»
С Кавказом мы дружим, покрасим красиво!
И будим жить дружно, все в мире счастливом!
Вот какая огромная стран Россия! Много людей здесь живут в дружбе и согласии. Никто не ссорится друг с другом. И у нас с вами в группе, посмотрите, есть дети, которые приехали к нам с Кавказа, Сибири, с Урала – мы все разные, но мы дружные и живем как одна дружная семья!
Так скажите мне, куда же мы с вами отправляемся путешествовать, может на Урал? (Нет). Мы отправляемся на Дальний Восток – это наша Родина!
Посмотрите на свои карты раскрасьте территорию Дальнего Восток зеленым цветом. Посмотрите на карту, что это за рыбка приплыла к нашему берегу? А это полуостров САХАЛИН! На Дальнем Востоке мы живем с вами в Хабаровском крае –это наша Родина!
А в Хабаровском крае мы живем в селе Тополево – и это тоже наша Родина!
Так что же получается, помогите мне разобраться, ребята. Наша Родина –Россия? (Да), а Дальний Восток – это наша Родина (Да), а Хабаровский край тоже наша Родина? И село Тополево? Сколько же Родин у нас с вами? (4)
Я открою вам ОГРОМНЫЙ секрет - у нас ОДНА РОДИНА-РОССИЯ!
А вот в России у нас есть такие родные места, где мы живем, учимся, работаем, радуемся каждому времени года, ходим в гости и отмечаем праздники все вместе! Такие места называют Малой Родиной, потому что малая Родина – это то место, где ты живешь. Мы все живем в огромной стране России значит мы россияне, но еще мы живем на Дальнем Востоке, значит мы-дальневосточники, а еще мы живем в хабаровском крае-значит мы хабаровчане и наконец, мы живем в селе, значит мы сельские жители. Вот какая огромная у на с страна Россия.
Так сколько у нас с вами Родин? (Одна-Россия).
3блок-ДЕЛАЕМ ПАЗЛЫ.
Ребята, мы так много путешествовали, что пора разукрасить нашу карту в цвета, которые показаны на нашей карте на доске и собрать фотоматериал о нашем путешествии, как в настоящем путешествии. (разукрашиваем карту, делаем фотографии работ детей за столами с картами)
За самую яркая и аккуратную карту я приготовила призы, так что постарайтесь пожалуйста.
Карты разукрашены, теперь нужно вырезать их с листа.
Внимание! Сегодня мы не просто путешественники, но и мастера умельцы! Потому что мы с вами сегодня сделаем не просто карту наших приключений, а самые настоящие пазлы! Давайте разрежем нашу карту на 8 частей, ровно по цветам. Сколько частей получилось? (8) Самая большая часть какого цвета? (зеленая) и называется? (Дальний Восток) Дальний Восток – это наша малая Родина? (да)А какая часть самая маленькая – Кавказ, это наша Родина? А, конечно и это часть нашей большой Родины России. А Кавказ это наша Малая Родина? (нет, это малая Родина для тех, кто живет на Кавказе).
Теперь я вижу, что мы с вами прекрасно разобрались в таких сложных понятиях и выяснили, что наша Родина-Россия. Мы живем на Дальнем Востоке, который является частью России. А Россия находиться на материке, который называется ЕВРАЗИЯ. А материк находиться на земном шаре – планете Земля!
Вот ваши пазлы готовы! Давайте проверим, сможете ли вы теперь их собрать в одну картинку. Здорово! У всех получилось прекрасно! Все большие молодцы. Теперь осталось упаковать наши пазлы.
2 блок - ИТОГ
Вспомните, в начале занятия мы с вами писали слово «Родина» на отдельном листочке, вот из него мы и сделаем конверт для наших частей карты и упакуем все в файлики.
Ребята, вы такие молодцы! У нас получилось прекрасное путешествие, в котором мы с вами выяснили «Что словом «Родина» зовется?».
Узнали много нового, и, самое главное, своими руками из познавательного материала сделали интересные пазлы, которые вы сегодня принесете своим близким и расскажите все, что вы узнали на нашем занятии и предложите им собрать из 8 частей карту нашей Родины – России.
1. 2.
3. 4. 4.4. 44.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МАТЕРИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ1 РОССИЯ