Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Любознайки»
«Урок в школе Грамотейка»
ГДОУ «Ясли-сад №1 «Лютик» г.Свердловска
Луганской Народной Республики
Дата проведения: 28 марта 2024г.
Воспитатель: Федив Н.Т.
Задачи.
Совершенствовать умения детей делить слова на слоги, называть длинные и короткие слова.
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные звуки.
Упражнять в звуковом анализе слов. Продолжать учить детей по первым звукам составлять слово.
Развивать внимание, память, фонематический слух, мышление.
Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, трудолюбие.
Демонстрационный материал: фишки, предметные картинки для звукового анализа (кот,кит), мяч.
Раздаточный материал: карточки для составления слов по первым звукам, картинки домика и животных, фишки для звукового анализа, тетради.
Ход занятия
Воспитатель:
- Дети, мы сейчас начинаем настоящий урок в школе «Грамотейка».
(Звенит колокольчик)
Мы должны с вами постараться выполнить много заданий и упражнений, поиграть.
1. Скажите, пожалуйста, из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из слов и предложений).
2. Какие бывают слова? (Длинные и короткие)
3. Назовите длинные (короткие) слова.
4. На что делятся слова? (На слоги)
5. Сколько может быть слогов в слове?
-Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Рассели животных в домике».
У вас в конвертиках изображения животных, домика.
- Сколько этажей в домике? (Три)
- На первом этаже расселите животных, в названии которых один слог,
на втором – в названии, которых два слога, на третьем – в названии, которых три слога.
6. Из чего состоят слоги? (Из звуков)
7. Какие бывают звуки? ( Гласные и согласные)
8. Назовите гласные звуки.
9. Какой фишкой обозначаем гласные звуки?
10. А какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие).
11. Фишками какого цвета обозначаются твердые (мягкие) согласные?
- Поиграем в игру «Назови братца». Я называю твердый согласный звук, а вы – мягкий.
Не забывайте поднимать руку.
Физкультминутка. Игра с мячом. Воспитатель называет первый слог, а ребенок, которому бросает мяч, добавляет слог, чтобы получилось слово.
(Ма-ма, ру-ка, ра-ма, но-га, го-ра, не-бо, ру- чей, ре-ка, лу-на, бел-ка и т.д.)
- Продолжаем наш урок. Посмотрите на картинку.
- Кто изображен на картинке? (Кот)
Звуковой анализ слова «КОТ».
- Назовите звуки по порядку. первый, второй и третий звук.
- Сколько звуков в слове «кот»?
- Сколько гласных? (Один). Назовите гласный звук.
- Сколько согласных звуков? (Два). Перечислите их.
- Какие согласные, твёрдые или мягкие?
Звуковой анализ слова «КИТ». (Аналогично).
- Что общего в этих словах? (Три звука, два согласных и один гласный, третий звук [т] в словах одинаковый).
- Чем отличаются? (В первом слове первый звук твёрдый, а во втором - мягкий).
- Дети, а чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и читаем).
Игра «Составь слово».
У каждого ребенка карточка с картинками.
Задание: составить слово по первым звукам картинок.
- Дети, какое время года наступило? Придумайте предложение со словом «весна». (Пришла красавица- весна).
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово? Второе?
- А «весна» - какое по счету слово?
- Откройте тетради, найдите точку, запишите схему предложения.
Работа в тетрадях.
Итог занятия.
- Вот и подошел наш урок к концу. Вы молодцы, все справились с заданиями.
- Вам понравился урок в школе «Грамотейка»? Мы обязательно продолжим заниматься в этой школе.